Этикет обращений к людям с особенностями

В последние годы меняется отношение к детям с инвалидностью. Постепенно в нашем обществе складывается толерантное отношение к ним, развивается система инклюзивного образования. Наряду с этим меняется и этикет обращений к таким детям и людям.

Хочу представить для наглядности неправильное и правильно обращение к людям и детям с инвалидностью. Так, неправильно говорить «инвалид», правильно «человек/ ребенок с инвалидностью». Слово «инвалид» (от лат. invalidus – «немощный, слабый») используется в медицине и законодательстве, однако не нужно его использовать в повседневной жизни, используйте корректные синонимы.

Неправильно: «ребенок с ограниченными возможностями», «ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». Правильно: «ребенок с особыми образовательными потребностями». Постепенно в образовательной среде ряд специалистов переходит на более мягкую и корректную формулировку. Нет людей с неограниченными возможностями. Все мы в чем-то ограничены.

Неправильно: «дауненок», «даун», «больной синдромом Дауна». Правильно: «человек/ребенок с синдромом Дауна».Синдром Дауна не является болезнью. Это генетическое нарушение, при котором кариотип представлен 47 хромосомами. Синдромом Дауна невозможно заболеть и вылечиться от него тоже нельзя.

Неправильно: «дэцэпешник», «страдает ДЦП», «болеет ДЦП». Правильно: «человек/ребенок с детским церебральным параличом». Помимо ДЦП у каждого человека есть свои личные отличительные особенности. ДЦП не является главной особенностью человека.

Неправильно: «аутист», «больной аутизмом». Правильно: «человек/ребенок с аутизмом», «человек или ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС)». В первую очередь – человек!

Неправильно: «умственно отсталый», «умственно неполноценный», «имбецил», «дебил», «слабоумный», «ментальная отсталость», «человек с задержкой/отставанием в развитии», «человек с интеллектуальной недостаточностью». Правильно: «человек/ребенок с особенностями развития», «челове/ребенок с ментальной инвалидностью», «человек/ребенок с особенностями интеллектуального развития». В первую очередь – человек!

Неправильно: «колясочник», «человек/ребенок, прикованный ко коляске», «парализованный», «человек/ребенок на кресле-каталке». Правильно: «человек/ребенок, использующий коляску», «человек/ребенок на коляске», «человек/ребенок с двигательной инвалидностью». В первую очередь – человек!

То, как мы говорим, формирует создаваемую нами реальность Словами, также как и отношением, мы создаем иной более уважительный и этичный мир.
Каждый человек, имеющий то или иное заболевание и инвалидность, в первую очередь человек!

Использованные источники: страница православной службы Милосердие в Инстаграм (запрещен в РФ).


Рецензии