Синяя шкатулка 30

Катрин знала, что уверенность всегда производит сильный эффект на большинство людей. Поэтому, распахнув дверь кареты, предстала перед повстанцами.

В стройной и грациозной женщине чувствовались спокойствие и привычка повелевать. Рыжевато-каштановые обрамляли красивое точёное лицо, а взгляд был по-королевски холоден.

Не глядя на зловещую фигуру Котро, она назвалась их предводителю:

- Виконтесса де Сен-Совер. С кем имею честь разговаривать?

- Анри дю Вержье, граф де Ларошжаклен командир дивизии Шатильон-сюр-Севр в Католической и Королевской армии.

Извините, что побеспокоили вас. Куда направляетесь, виконтесса?

- Навестить свою крёстную — маркизу де Буленвилье. Кажется, я знакома с вашей матерью - Люси Констанс Бонн де Каумон Дадд, маркизой де Ларошжаклен. Вы очень на неё похожи. Как здоровье маркизы?

- Надеюсь, что здорова, - холодно ответил юный граф. - Она сейчас в Германии вместе с отцом и моими младшими братьями.

По его резкому тону Катрин поняла, что отношения с родителями у одного из вождей роялистов не слишком тёплые. Лишь упоминание младших братьев вызвало у него тёплую улыбку.

Катрин была в курсе того, что вандейское восстание 1793 года возникло стихийно. Основными причинами послужили: рекрутский набор в республиканскую армию и регулирование цен на хлеб. Вандейцы возили на продажу хлеб в соседние области, отчего цена сильно выросла.

Вначале роялистам сопутствовала удача, но уже с октября они несли значительные потери. Погибли их предводители: маркиз де Лескюр, маркиз Шарль де Боншан, Жак Кателино…

От командира бретонского батальона  Катрин узнала, что всего пару дней назад главные силы республиканцев под командованием Россиньоля наткнулись на Ларошжаклена.

Двадцать пять тысяч против двадцати тысяч. После упорного боя большая часть ролялистов бежала, но призыв и пример Ларошжаклена воодушевили роялистов и они вырвали победу.
Правда, численность отряда резко сократилась. Однако молодой граф, судя по его виду, упоённый лаврами победителя, не унывал. Ещё недавно у него было всего семь тысяч человек, когда он одерживал свои первые победы. Об этом Анри де Ларошжаклен  сам с беззаботным видом рассказал виконтессе.

Но как и командир бретонских республиканцев, Катрин понимала, что это Пиррова победа. Роялистам нельзя было медлить, а сразу следовало идти к Анжеру, или Сомюру, чтобы переправиться на левый берег Лауры и продолжить преследование неприятеля. Они этого не сделали и подобное промедление им будет дорого стоить.

Впрочем, проблемы роялистов Катрин не касались.

- А это что у вас такое? - внезапно насторожился Ларошжаклен, когда Котро подал ему кусок ткани. Мерзавец успел порыскать в карете.

- Треугольник равенства — изображение равностороннего треугольника, вершины которого в революционной символике означали политическое, гражданское и социальное равенство, - Катрин с презрением бросила его на землю, хотя её душа рванулась вслед за ним — ведь его ей дал Леон-Флорель, как тайный пропуск. Во всяком случае, на командира бретонского отряда он произвёл впечатление больше, чем документы. Только роялистам об этом незачем знать.

Граф слишком молод. Сколько ему? Двадцать два — двадцать три года. Победа, когда поражение казалось неизбежным, притупила его бдительность. Он любезно пригласил виконтессу посетить роялистский лагерь, нисколько не сомневаясь, что она как аристократка разделяет их взгляды.

По дороге Анри рассказывал о победе, а она рассматривала этого мальчика. Высокий, тонкий в кости, с соломенными волосами до плеч. Узкое лицо, огромные, на пол лица голубые глаза. Похож на девушку. И только искалеченный большой палец на правой руке свидетельствовал, что этот юноша воин.

Анри посетовал, что пленные республиканцы, которых они отпускают под честное слово не воевать с ними, вновь и вновь оказываются в рядах противника.

- Так коротко постригите их, или обрейте налысо перед тем как отпустить. Тогда если такой солдат республиканцев вновь поднимет оружие против вандейцев, то пощады ему не будет, - рассеянно посоветовала Катрин, обдумывая дальнейший план действий, раз избежать посещения лагеря роялистов не получилось.

Там их первым приветствовал виконт Мари-Поль де Сепо де Буа-Гиньо — такой же юнец, как и Анри. Возможно на пару лет старше графа. Он был шурином де Боншана. Вслед за виконтом подошли его соратники: граф де Шатийон, граф Луи Ген де Бурмон, шевалье Луи Д'Андинье и шевалье Проспер Тюрпен де Криссе.

Среди командиров роялистов не оказалось единственного человека, которого она знала и даже танцевала с ним на балах — морского лейтенанта Франсуа-Атаназ Шаретт де ла Контри. А с его будущей женой - Мари-Анжеликой де ля Дуссетьер находилась в приятельских отношениях.

От господ роялистов узнала, что Шаретт отделился от большей части вандейской армии и воюет сам по себе.

- Счёл личным оскорблением для себя, когда его солдаты расстреляли пленных республиканцев, которым он пообещал жизнь, если они сдадутся, - галантно пояснил, подошедший чуть позже Антуан Филипп принц Тальмон де ла Тремуй — командир отряда из Пуату.

И тут Катрин увидела шевалье де Вальмаранжа, который почтительно следовал за принцем, а он увидел её.

- Это республиканка, держите её! - воскликнул шевалье, опасливо косясь на руки Катрин.

Несмотря на досаду от его появления, она не утратила самообладание.

- Господин де Вальмаранж вынуждает признаться в том, что я должна была сохранить в тайне. Надеюсь, это останется между нами. Я резидент Жана де Батца, барона де Сен-Круа.

Имя де Батца широко известно. Барон был секретным советником покойного Людовика XVI с 1790 года и авансировал королю сумму в пятьсот тысяч ливров. В январе де Батц тщетно пытался поднять толпу на бульваре Бонн Нувель, чтобы спасти короля от казни. Тогда несколько роялистов оказались убиты, однако самому де Бацу удалось бежать. Катрин имела сведение, что сейчас он находится в Швейцарии, но очень сомневалась, что местным роялистам об этом известно. На это и уповала. Используя козырь в лице авантюриста и яростного роялиста де Баца, спокойно поведала, что отплывает по его поручению в Англию. Дальше она продолжать не стала, позволив офицерам самим домыслить.

- А как же ваша связь с якобинцем?! - Вальмаранж не намерен был сдаваться.

Катрин еле поборола искушение его пристрелить, благо пистолет у неё под рукой, укрытый полой плаща.

- Ради святого дела приходиться идти на жертвы! - ответила она с видом великомученицы, а затем взглядом пресекла все дальнейшие вопросы.

И этот болван, кажется, тоже поверил. Либо искусно притворился.

- Позвольте мне стать вашим верным спутником и послужить во благо монархии! - с воодущевлением воскликнул шевалье.

Катрин ничего не оставалось, как благосклонно наклонить голову.

Попрощавшись с офицерами, Катрин в сопровождении несносного Вальмаранжа, отправилась в путь.

Удаляясь от лагеря роялистов, она видела, как они махали ей, благословляя в путь. Но по сердцу резанул угрюмый взгляд Жана Котро — бывшего бретонского браконьера и вожака шуанов. Пожалуй, он единственный не поверил её объяснению.

К счастью, Катрин его больше не увидит, как, наверное, больше никогда и не встретит этих господ.

Без особых хлопот путешественники добрались до замка маркизы де Буленвилье.

Всё шло по плану. Немного напрягало присутствие шевалье.

Жорж и Франсуа жестами показали Катрин, что могут выкинуть его из кареты, но она решила с этим пока не спешить.


Рецензии
Не перестаю удивляться как Катрин выкручивается умело. При чтении улыбалась её смелости. Многим этого не хватает. Приятно было, что наконец могу и читать и писать тебе. Света. Напиши пожалуйста когда начинается чемпионат. Может смогу смотреть его.

Алла Мындреску2   01.12.2021 12:17     Заявить о нарушении
ЧМ по гандболу: 3-го декабря в 20 часов по моск. времени Россия играет с Камеруном.
5-го в это же время с Польшей.
7 дек. в 22.30 Россия-Сербия.

Светлана Енгалычева 2   02.12.2021 01:41   Заявить о нарушении