Христиане, кажется, все погибло...
Но известно, что Церковь будет существовать всегда.
А так как она всегда пребывает, надо, чтобы мы прославляли Бога до окончания мира.
Скорби же наши составляют нашу славу.
Скорби еще не служат признаком того, будто мы оставлены Богом: явивший к нам такую благость, конечно, не оставит нас.
Но, кажется, что все погибло и пропало.
Причина же этого в том, что охладела любовь, и что согрешающие не несут должного наказания.
Послушай, что Апостол писал к Тимофею: «Согрешающих обличай перед всеми» (1Тим.;5:20), – а ныне грехами страдают начальники.
А когда голова нездорова, может ли быть здоровым остальное тело?
Притом посмотри, какой теперь неестественный порядок в деле.
Правильно живущие и как-нибудь сохранившие еще дерзновение к Богу, они удалились из среды нас, как общества чуждого им и враждебного, а не родственного.
Беззаконники же, обремененные тысячей преступлений, вторглись в Церковь, сборщики налогов сделались настоятелями.
Отсюда происходят тысячи зол, и нет никого, кто бы исправил, кто бы вразумил.
Напротив, это бесчиние получило некоторый законный вид и свободно распространяется.
О, с каким ужасом представляю себе, что угрожает нам адская геенна!
Поверьте мне, если бы Бог не готовил нам наказания там, мы видели бы здесь, каждый день невыносимо страшные зрелища, гораздо ужаснее бед, перенесенных египтянами при исходе иудейского народа.
Что, в самом деле, творится у нас?
Если бы кто-нибудь, придя в храм и став посреди вас, произвел испытание, - захотел, говорю, испытать для того, чтобы узнать подробно все, содеянное ними, – то сколько бы он нашел в нас грехов, гораздо более тяжких, чем беззакония богоборцев?
Он нашел бы гадающих, прибегающих к чарам, к наговорам, к магам и экстрасенсам, нашел бы блудников, пьяниц и хулителей.
Я не хочу уже упоминать о любящих деньги.
Что же после этого, если бы кто-нибудь исследовал всех, приходящих в храмы, какого преступления он не встретил бы в нас?
Он увидел бы начальников жадных до денег, увидел бы, что свои должности приобретены ими через взятки, увидел бы между ними много завистливых, склонных к клевете, тщеславных, преданных ненасытному корыстолюбию, раболепствующих деньгам.
При столь великом нечестии как можно не ожидать скорбей от Бога?
Теперь все и везде исполнено зла, и никто не страшится!
Между тем следовало бы страшиться: Бог наказывает и праведных вместе с нечестивыми, как это было с Даниилом, с тремя отроками, как это было со многими другими, как, наконец, случается и ныне на войнах.
Праведные через эти бедствия, ниспосылаемые на них свыше, свергают с себя ту тяжесть грехов, какую они имеют; нечестивые же – нет.
Вследствие всего этого будем внимательны к самим себе.
Не видите разве военных конфликтов?
Не слышите разве о природных бедствиях?
Или вас ничто это уже не вразумляет?
В древности народы и целые города погибли и разрушены от грехов своих.
Ныне миллионы попались в тяжкое рабство к банкам.
Если геенна не вразумляет вас, вразумитесь хоть этими бедствиями.
Может быть, вы думаете, что это не наказания Божьи, что это просто обыкновенные события?
Погибшие понесли великое наказание, но мы понесем еще большее, если не образумимся при виде стольких бедствий.
Знаю, жестоки мои слова, но если вы вникнете в них, они принесут пользу.
Хотя сказанное, конечно, не преподает вам благодати, – этого никогда и ждать нельзя, – но оно всегда в состоянии смирить и вразумить душу.
А это послужит залогом будущих благ, которых да удостоимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Время написания текста: примерно 400 год нашей эры.
Автор: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1905. Том 11, Книга 1, Беседы на послание к Ефесянам, с. 5-218.
Свидетельство о публикации №221112400734