Краеведы, родоведы - исследователи

В этой статье расскажу о краеведах, с которыми работала много лет. Это простые, но эрудированные женщины и мужчины. Это горожане и селяне, которые любят свою малую родину, пишут о ней, её исследуют. Даже наш президент  Владимир Владимирович Путин в интервью подчеркнул, что  «сегодня  важно знать и изучать свою малую родину», а так же «уделять истории малой родины  большое внимание».
Как-то в разговоре со мною  руководитель краеведов Чернушинского района Пермского края Габделхаков Р.М. поинтересовался у меня моей работой с краеведами. Равиль Муллаханович спросил: «Есть  ли методика работы?»
Отвечаю в этой статье.
- Никакой методики работы с краеведами у меня нет. Есть мой подход, индивидуальная работа над собой, анализ собранного краеведческого и родоведческого материала, привычка профессионального библиографа – записывать источники, то есть откуда взят тот, или иной краеведческий, или родоведческий материал.
- Есть методика генеалогического (родословного) поиска, которой надо придерживаться в ходе работы над историей рода. Методики поиска краеведческого материала я пока не встречала.

Краеведение и родоведение, родословие – эти темы тесно связаны между  собой. Нельзя изучать историю своего рода и не знать историю места (деревни, села), где жили его родоначальник и представители. Надо так же знать историю волости и церквей к приходам, которых относилась эта деревня..
 Важно много знать тем, источников, работая над историей вашего рода. Часто один человек может что-то упустить,не заметить, просмотреть нужную информацию, поэтому нужно обмениваться информацией в ходе родоведческого поиска, о его источниках между краеведами,родоведами. Уметь внимательно слушать,беседовать с краеведами. Мне  помогали краеведы, родоведы с которыми общалась много лет, или несколько лет подряд. Это Р.М. Габделхаков, С. А. Усанина, И. А. Карпов из Чернушинского района; К.П. Гусева, А.А. Бахматов из Юрлинского района Г.К. Кириллова из Иркутска; Л. А. Хрусталёва, В.М.Пикулев и другие из Москвы. Они делились информацией по истории районов, сёл, деревень, своими методиками поиска, авторскими книгами, статьями…
У некоторых я жила, ночевала несколько ночей, работая в  РГАДА, в муниципальных архивах администраций. Все они уже немолодого возраста люди, любители поделиться информацией, поэтому наши беседы, встречи были полезны мне  и им тоже. Что-то я брала из их опыта работы, но что-то брали и они у меня.
Рассмотрим по персонам: Габделхаков Р.М. познакомились в 2004, но лично встретились в мае 2005 года, когда Равиль Муллаханович приехал в Пермь, зашёл в «Горьковку» и показал из фонда архива администрации Чернушки небольшое дело на Пикулева Андрея Игнатьевича - красного партизана, которое я скопировала в библиотеке. Он тогда был директором этого архива. Мы до сих пор общаемся по сотовому телефону.

Первой, кто пробудил у меня интерес к краеведению - мой преподаватель Аверина Нина Фёдоровна,краевед,журналист,поэт, кандидат филологических наук, 1935 г.р.
Она меня привлекла к работе над "Репертуаром Пермской книги". Я работала  в 1982 году над курсовой работой "Пермское книгоиздание 1917 - 1939 гг. Это было исследование по истории книги. Информации по этой теме не было. книги этих лет находились в фондах разных библиотек. Приходилось их разыскивать,поднимать и анализировать по тематике, тиражу, бумаге...
Курсовая получилась. Я переделала в доклад и хорошо выступила на научной студенческой конференции в Ростове на Дону,получив диплом второй степени. Так рождался Исследователь и будущий краевед  .Н.Ф.Аверина написала и издала 7 книг об истории города Перми, начиная с Егошихи и до девятнадцатого века.
 
Усанина С.А.  Мы познакомились со Светланой Алексеевной Усаниной (1939+03.03.2022)случайно, когда я прочитала её статью в Чернушинской районной газете «Маяк Приуралья» об истории церкви Пророка Ильи в  селе Бедряж. Я  написала ей письмо в 2007 и получила ответ. С этого момента стали переписываться, а потом перезваниваться. Я  с ней встречалась в 2007-2008 гг. в селе Бедряж  и жила пару суток в её доме. Мы гуляли по селу. Она рассказывала мне о старых домах, сельских жителях, о школе в которой работала, о гражданской войне… В сентябре 2010 года я получила от неё бандероль с буклетом о Бедряже, открыткой на мой юбилей. У Светланы Алексеевны сложная судьба: воспитывала её тётка, характер у неё сложный – властный. Один раз мы вместе работали в архиве в Чернушке. Я поделилась с ней информацией о возникновении села, о первых переселенцах на эти земли, которую нашла в ГАПК.
Светлана Алексеевна – социальный педагог в школе Бедряжа, выступала на Сретинских чтениях учителей с информацией об истории села. У неё две дочери и несколько внуков. Я училась у этих женщин, слушала их информацию, рассказы о их делах.

Когда приехала летом 2011 работать в ГАИО в Иркутск по маминой линии, попала на заседание Иркутских родоведов, которые специально собрались для нас двух выступающих. Там познакомилась с кандидатом географических наук Кирилловой Галиной Константиновной , 1937 г.р. из семьи репрессированных,  сосланных в Сибирь, очень доброй, простой в общении, тактичной женщиной—родоведом и краеведом. Жила у неё по приглашению несколько дней. Она была в Перми, училась там в аспирантуре в ПГУ, вышла в Перми замуж за студента Георгия Михайловича в 1958, потом они уехали работать  в Иркутск.

Карпов И.А. С Иваном Андреевичем познакомилась позже, примерно в 2009 году, когда он приехал в Пермь из Екатеринбурга и зашёл в «Горьковку».Долго беседовали, обменялись телефонами. После много лет сотрудничали. Иван Андреевич был автором статей В нескольких сборниках «Пермского родоведа»,где я была редактором. Вначале он не умел оформлять статьи, делать ссылки на источники.
Но потом от выпуска к выпуску его интересный материал становился понятен, правильно оформлен, хорошо читаем. Он вовремя исправлял материал, высылал статьи в срок. Иван Андреевич прислушивался к моим пожеланиям и просьбам, оказался дальним родственником по линии Пикулева Ивана Арсентьевича. Доверял мне поиск информации в РГАДА, ГАПК . Он всегда делился информацией из дел фондов ГАПК. Сегодня мы общаемся по телефону и по Интернету, по электронной почте.

Как я стала заниматься краеведением? Работая в краеведческой группе ИБО  занималась краеведческой работой: росписью местных газет, подготовкой обзоров и выставок; общалась с читателями–краеведами: С. Ф. Николаевым, Н. М. Степановым,  Д. А. Краснопёровым и другими. Я занималась краеведческой библиографией: составляла текущий указатель «Литература о Пермской области», готовила его к печати; ежегодно «Календари знаменательных и памятных дат», составила рекомендательный указатель «Пермяки – герои Великой Отечественной войны», рекомендательные списки литературы, выполняла устные и письменные запросы по Пермскому краю, ездила в командировки в библиотеки Пермской области. Я люблю родной город Пермь и наш Пермский край, краеведов, родоведов,  но членом общества «Пермский краевед» никогда не была.
С 1991 до 1999 года работала  в  отделе Краеведения  под руководством Т.И. Быстрых. Меня интересовали тогда вопросы : истории Перми, Пермской губернии, антропонимики и топонимики.
У меня был интересный случай знакомства с краеведом К.П. Гусевой.
Я искала родственников Пикулевых, написала письмо в Юрлинский район учителю истории Пикулевой Надежде Петровне из Пожа. Долго не было ответа. И вдруг приходит письмо от бывшего библиотекаря, краеведа-самородка Клавдии Петровны Гусевой. Это было уже в конце 2007 года. Так началась наша переписка.

Эта маленькая, добрая, улыбчивая, с озорными голубыми глазами, звонким голосом бабушка меня очаровала, как только мы познакомились у неё в столетнем доме деревни Сергеево. Клавдию Петровну Гусеву все знают не только в Пожу, Сергеево, но и в Тимино и в Юрле. Она почётный житель Юрлинского района. К сожалению, в настоящий период она плохо ходит, слышит и видит. За ней ухаживает соседка Валентина, да иногда приезжают племянники. Я видела её рукописные амбарные книги по 95 листов У неё вышла из печати в Перми одна книга «Уголок России» о родной деревне Сергеево. И я работала с рукописными книгами  - выписывала материал по Пикулевым. Жалко, что эти материалы для моей книги не пригодились, так как это уже была не наша ветка. Но из печатной книги К.П. Гусевой несколько предложений по истории Юрлинской земли всё же включила. Эти амбарные книги уникальны. Там собраны уникальные воспоминания 70-х, 90-х лет, составлены схемы улиц,  деревенских домов , приведена информация о жителях с 1924года,отмечены пустые дворов. В рукописи «Зелёные острова» рассказывалось о семи заброшенных деревеньках Юрлинского района, написанных по воспоминаниям  их бывших жителей.
 
Небольшого роста, хроменькая бабушка, простая и добрая в общении, а столько в ней было трудолюбия,упорства, желания рассказать в своих трудах о деревенских жителях, о крестьянском быте, о жизни деревень,о судьбах односельчан.

К. П. Гусева родилась 5 марта 1937 в деревне Сергеево  Пожинского сельсовета. Клавдия Петровна в 1958 году окончила десять классов, поступила в Пермский библиотечный техникум, который успешно окончила в 1960, направлена была в Пожинскую сельскую библиотеку, где проработала до пенсии - тридцать пять лет, активно занималась общественной работой, пела в народном фольклорном ансамбле «Калинушка». Награждена знаком Министерства  культуры СССР «За отличную работу», в апреле 1990 года. Ей было присвоено звание «Заслуженный работник культуры».
( См. биограф. словарь «Гордость Пармы».- Кудымкар,2008,- С. 404; фот.).

Однажды в «Горьковке» познакомилась с Хрусталёвой Лидией Александровной,1934 г. р.К  моему сожалению, Лидия Александровна Хрусталёва из Москвы недавно умерла 02 июля этого года.Она уточняла разные понятия для своей родословной священнического древнего рода Нассоновых по энциклопедиям. Лидия Александровна показала мне копию документа из архива 17 века о родоначальнике рода. Лидия Александровна из Москвы подтолкнула меня к решению о поездках в архивы в город Чернушку и в село Юрлу. Я поехала в отпускной период и нашла в Чернушке в архиве администрации по метрикам три поколения своей ветки Пикулевых ,показала фото дедушки Пикулева Г.А. Она сказала, что «поедет по своим делам в Подольск  в архив  ЦАМО и поищет его дело». Она нашла дело моего деда под Пикулевым Егором Андреевичем, уточнила у меня по телефону, скопировала много документов из этого дела. Я ей очень была благодарна за это. В ноябре 2007 я получила эти копии документов, почерк точно был дедов. Хрусталёва Л.А. - эрудированная бабушка, я несколько раз потом останавливалась у неё в столице, слушала её рассказы о прошлом из её жизни, об учёбе, работе зверовода, жизни  с мужем на Дальнем Востоке. Она любила книги, поэзию, много читала, особенно о древних мировых цивилизациях и минералах.
С ней общаться было очень интересно. Она писала объёмную  файловую книгу  о своих предках и представителях - потомках этого рода священников. Для этого  она освоила компьютер, принтер, создала справочный аппарат к книге, распечатала ровно столько экземпляров , сколько было нужно родственникам.к сожалению, родоведы умерают - Понаморёва Наталия Сергеевна, краевед,родовед, библиограф из Иркутска ушла от нас в мае этого года.

Таким образом, у меня были помощники – бабушки и дедушки - краеведы, родоведы – хорошие, доброжелательные, интересные люди, а я училась у них, впитывая их информацию, знания и опыт .

Пермь, 2021-2022. на фото Н.Ф.Аверина,живёт в Австралии.


Рецензии
Уважаемая Светлана! Трогает ваше скурпулезное внимание к истории предков,
уважение и благодарность к людям, помогавшим в этом важном деле.
С уважением.


Тамара Николенко   13.06.2022 06:42     Заявить о нарушении