Таджикистан путешествие автобиография

Яркие краски везде — в одежде людей, в пышной южной природе, в необычной архитектуре и бездонной синеве неба. А еще — горы, горы, горы…

ТАДЖИКИСТАН. Многие из моих знакомых знают о нем только из картинок по телевизору или книг. Я — счастливый человек, потому что познала его на собственном опыте, приобретенном в детские и юношеские годы, он наложил большой отпечаток и на всю мою последующую жизнь.

Мои родители долго колесили по стране в поисках хорошей работы, а главное, жилья. Оба они закончили химический институт и были хорошими специалистами в своей области, особенно мама, она всегда обожала свою химию. Отец же, был очень умным, начитанным и эрудированным человеком, но не думаю, что химия была его призванием. Скорее он хотел стать писателем, но как то не сложилось. не срослось.

До 7 лет я очень мечтала о своей большой квартире и немного завидовала тем, у кого она есть. Как это — своя ванна и туалет? Много пришлось по скитаться по съемным квартирам и общежитиям. И вот когда родителям предложили работу на новом, только вводимом в эксплуатацию химическом заводе в Таджикистане они согласились. Тем более через несколько месяцев нам обещали предоставить благоустроенную трехкомнатную квартиру.

Почему именно эта далекая от России республика Советского Союза? А там, совсем недалеко, в городе Термезе Узбекской ССР жил мой дед (мамин отец) и мы каждое лето ездили через всю страну к нему в отпуск. Впрочем, это заслуживает отдельного рассказа.

В первый класс я пошла в городе Ижевске, в Удмуртии, и всю первую четверть проучилась там.
Отчетливо помню ноябрьскую демонстрацию 1977 года. Мы с сестренкой в осенних пальтишках, она в берете. я в платочке. Мама, нарядная, красивая и веселая. Вокруг шары, транспаранты — белые буквы на красных полотнищах, огромные алые искусственные гвоздики на зеленых ножках. Холодно, и мы все такие радостные и счастливые долго долго куда то идем, а потом дружно кричим “Ура”.

Папа же в это время уже уехал и ждал нас на новом месте.

С детства люблю самолеты и совсем их не боюсь. Наверное потому что много часов налетала в детстве. Мы летим в Таджикистан.

И вот оно — самое яркое ощущение детства, ощущение чуда! Мы одним разом из холодной сумрачной осени попадаем в лето. И не просто лето, а наполненное такими красками, что этот контраст многократно усиливается.
Здесь все ходят в летних, переливающихся всеми цветами радуги платьях, здесь очень тепло, шелестят листья на огромных, странных, непривычных деревьях и цветут роскошные розы.

Сейчас, пожалуй, этим никого не удивишь. Лети куда хочешь — границы открыты, хоть в Турцию, хоть в Египет, хоть на Мальдивы, были бы деньги. А тогда так просто за рубеж было не попасть, закрытая страна. строгие порядки. Да и в тот же Крым ездили в основном летом по профсоюзным путевкам.

Мы едем из Душанбе в небольшой городок Яван на автобусе. Все вокруг интересно, все необычно. Горы, долины, небольшие селения — кишлаки, расчерченные длинными параллельными линиями поля хлопчатника и редкие виноградники. Я смотрю в окно огромным интересом — это мой будущий дом на много много лет. И я уже готова его полюбить и принять.
___________________________________________________

ВОСТОЧНЫЙ БАЗАР. Мало кто может обойти это явление даже во время короткого визита. А уж для постоянно живущих это и место для покупок, и для проведения досуга и для развлечений. Крики, шум, какофония звуков, запахов и красок.
Можно наесться до отвала только перепробовав предлагаемые лакомства и фрукты, можно купить что нибудь за бесценок или вообще бесплатно, если очень понравишься продавцу, а можно потратить целое состояние, если так и не научился торговаться, а хочется все и сразу.

ЮЖНЫЕ ФРУКТЫ. Истекающие соком, только что сорванные с ветки ароматные персики и абрикосы, дыни, источающие дурманящий аромат, который разносится по всей округе, огромные арбузы, готовые треснуть от любого неосторожного удара и обнажить алую сердцевину, поддернутую белой сахарной дымкой. Тот кто их пробовал только что принесенными, пропитанными южным солнцем и по настоящему спелыми уже никогда не забудет этот вкус. После приезда в Россию я несколько лет не могла есть фрукты, просто потому что слишком свежи были впечатления о том, какими они могут быть.

ЛЮДИ И ЯЗЫК. Очень и очень разные. Гостеприимные, широко и душевно относящиеся к приезжим. Были и такие, которые плохо относились к русским, но к моему счастью таких я почти не встречала. Были те. кто в совершенстве знали русский язык, и те, кто им практически не владел (таких в то время было мало). Русский язык был очень удобен для межнационального общения, на нем велось преподавание в институтах и университетах. Таджикский язык мы несколько лет изучали в школе, когда то я еще его помнила. а сейчас в памяти осталось только несколько слов.
Когда я училась в институте у меня было две подруги таджички — Аслия и Мархабо-хон. Первая, очень простая в общении и душевная, вторая — голубых кровей, в ее родословной были настоящие шахи. Мархабо даже несла себя царственно, а ее походка и осанка внушали уважение просто когда она проходила мимо.

ГОРЫ. Признаюсь, я боюсь высоты. Поэтому поход в горы всегда был для меня испытанием. Конечно мы ходили в горы вместе с родителями и классом, когда ездили в летний детский лагерь. Но намного большее удовольствие я получала просто любуясь ими издали. Так оно как то безопаснее и спокойнее. А красота на самом деле, завораживающая!

КЛИМАТ. Российское лето весной и осенью, очень и очень жаркое лето непосредственно в июне, июле и августе, немного российской осени в декабре, январе и феврале.
Как я всегда говорила — 7 ноября еще в летних платьях, 8 марта — уже в летних платьях…

ХЛОПОК. Раньше очень многие жители России знали что такое “поехать на картошку”. Посылали студентов, работников предприятий и научных сотрудников. Это даже во многих фильмах и книгах показано. А у нас в Таджикистане гоняли на хлопок. Учеников начиная с шестого по десятый класс, всех студентов и периодически всех работающих. Исключение составляли только имеющие мед отвод.
Школьников увозили в 9-10 утра и привозили в 5 вечера пять дней в неделю. И так сентябрь, октябрь и иногда часть ноября. Покушать мы брали с собой и нам давали часовой перерыв. Сейчас, по происшествию времени я понимаю что это был настоящий рабский детский труд и форменное безобразие. Мы очень отставали по программе и каждый год приходилось наверстывать упущенное. Иногда поля опыляли дефолиантом с самолетов, это такая химия. чтобы быстрее опадали листья, очень вредная и конечно это негативно отражалось на нашем здоровье.
Кроме того сам сбор хлопка на жаре это довольно суровое физическое испытание, особенно для детского организма. Руки были постоянно исцарапаны о края острых коробочек, держащих белые ватные комочки. Я помню как ложилась спать и мне всю ночь снились бесконечные хлопковые поля. Тогда мы конечно этого не осознавали, просто принимали правила взрослой игры. Стране была нужна бесплатная рабочая сила.

ШКОЛА. Я бесконечно благодарна этой республике, а теперь стране, за чудесных учителей, которых там встретила. Они привили мне любовь к учебе, ко многим предметам и сами были изумительными и очень душевными людьми. Особенно запомнились учителя физики, химии, русского языка и литературы. Именно благодаря учителю физики я стала участвовать в школьных олимпиадах и объездили большую часть Таджикистана. Спасибо ей от всего сердца!

___________________

Надеюсь, дорогие читатели, вам было интересно это небольшое путешествие в жаркую южную страну. Пишите о своих впечатлениях.


Рецензии