Улыбка подсолнуха. Глава 4

http://proza.ru/2021/11/23/1127

Глава 4

- Вот это новость! - изумилась Светлана. - Я и не знала. Чего это Артём из дальнобойщиков ушёл?
- Предприниматель разорился, у кого он работал. Машины распродал, - объяснила Ася. - Артём домой вернулся. А тут как раз директору фирмы водитель понадобился. Зарплата стабильная, к тому же, "белая".
- Ой, да кому она сдалась эта "белая", - отмахнулась Светлана. - Хоть меня возьми. Всю жизнь честно налоги платила как ИП*. И что?! Когда теперь на пенсию с новым законом?! А детям нашим так и вовсе пенсий не видать.
- В общем ты права, - грустно согласилась Ася. - Просто сейчас многие кредиты берут. А для кредита "белая" зарплата нужна.
- Часто видишься с Артёмом? - с любопытством спросила Светлана.
- За год, что там работаю, пару раз. Я же сама за рулём, - напомнила подруге Ася. - "Нива" служебная. Старенькая, правда. Но, Слава Богу, пока на ходу. До работы добраться есть на чём и поля удобно объезжать.
- Опять же, по своим делам можно кое-когда мотнуться. Вашей машиной, наверное, в основном Веня пользуется?
- Конечно. Он же работает "по вызову".
- Слушай, а это как? Ты же говорила вроде. Всё время забываю.
- Из поездки возвращается, ему дают определённое количество часов отдыха. И потом уже могут вызвать в любое время суток. Это у пассажирских поездов стабильное расписание, когда точно известно время отправки. У грузовых по-другому.
- А почему не перейдёт на пассажирские?
- Говорит, привык уже. Да и заработки больше. Зимой количество пассажирских сильно сокращается. А что касается моей служебной "Нивы", то "налево" не мотнёшься, - улыбнулась Ася. - Всевидящее око "Глонасса" не дремлет. Так что, поездки только по рабочим маршрутам.
- Сам директор отслеживает?
- Обычно главный инженер или главный механик.

- А как тебе начальник?
- Нормальный, - пожала плечами Ася. - Интеллигентный. Сроду голос не повысит. Всегда выслушает твои аргументы. И, самое главное, очень грамотный. Во всём разбирается: в технике, в агрономии. Да вообще во всём.
- Совсем не похож на бывших директоров совхозов, - рассмеялась Светлана.
- Ничего общего, - со смехом согласилась Ася. - У него вообще-то экономическое образование. И ещё множество степеней "Эм Би Эй" по разным специальностям.
- Это такие "корочки", с которыми можно за границей работать?
- Точно.
- А чего он с такими способностями у нас в области забыл? Мог бы где-нибудь в Европе или на Ближнем Востоке бабло зашибать.
- Ну, не скажи. Утверждать не буду, но, сдаётся мне, хозяева предложили ему очень хорошие деньги. Иначе он бы тут не оказался.
- А хозяева, как водится, в Москве?
- Само собой. А некоторые, наверное, в Париже.
- Так это та самая "французская" фирма?!
- Какая та самая?
- Ну, где клубнику выращивают.
- Нет, Свет, я же тебе говорила, у нас только зерновые, картофель и сахарная свёкла. Клубничная это другая, но в том же районе, где и мы.
- Ах, ну да, припоминаю. Откуда же Артём возит директора?
- Из райцентра. Он там дом снимает.
- Стало быть, семья есть?
- Вроде есть. Я не интересовалась.
- Молодой директор-то?
- Пятьдесят восемь.
- Ясно, - сказала Светлана, моментально теряя интерес к личности Асиного начальника. - Повезло Артёму, что директор за рулём не ездит. Сейчас личный водитель редко кому нужен.
- Это да. Говорят, он в аварию попадал, ещё давно.
- Понятно. А сколько тебе до работы добираться?
- Тридцать километров.
- Немало, - покрутила головой Светлана. - Вот ведь засада! Работала - работала всю жизнь рядом и, нате-пожалуйста, как говорится, на старости лет, мотайся за тридцать километров.

- Что поделать? - грустно сказала Ася. - Тут уж не до выбора. Хорошо хоть работа нашлась. Вася, правда, говорил: сиди дома, зарабатываю нормально. И Веня тоже.
- Да и где у нас работать? - подхватила Светлана. - У фермеров. Так их всего двое на десять окрестных сёл. Только и остаётся завод бытовой техники в городе. Подумать только, со всей области возят рабочих! От нас километров пятьдесят. А прикинь, если кто в два раза дальше живёт. Ужас, сколько тратится времени на дорогу!
- Куда деваться. Ездят. Жить на что-то надо. Особенно женщины.
- Как обычно, - хмыкнула Светлана, - мужики на вредное производство не идут. Лучше за счёт матери-пенсионерки будут жить. Но на конвейер, да ещё пластиком дышать, ни-ни!
- Вот же. Когда уволилась, мне Вася сразу сказал, чтобы про этот завод даже думать не смела. Так бы и сидела, не подвернись эта агрофирма. Вовремя начальница Васи подсказала. А то бы взяли другого агронома.
- У неё там знакомые?
- Знакомые, - улыбнулась Ася. - Один из хозяев агрофирмы её муж.
- Ух ты! Круто! Точно, - сообразила Светлана, - фамилия-то у Аллы Анатольевны французская. Как это я сразу не догадалась?! Слушай, Ась, а чего она тебя к себе не взяла?
- Зачем я ей? - удивилась Ася. - У неё есть главный агроном. Больше не требуется.
- Это Кирюха Крупенин, что ли?
- Кирилл Иванович, на минуточку, - рассмеялась Ася.
- Так он же ещё при отце Аллы работал.
- Ну да. А зачем его менять? Вася говорит, после смерти Шатохина, Кирилл стал для начальницы правой рукой. Практически вся организация работ на нём. Алла-то в сельском хозяйстве никогда не работала. Пока вникла во все тонкости.
- Она же после школы тут, считай, и не появлялась, - подхватила Светлана. - Ходили слухи, будто в Москве чуток поучилась, потом во Францию перебралась. Говорят, там и замуж вышла. У них с мужем вроде и дом в Подмосковье. Стопудово на Рублёвке. Папашка, небось, денег не жалел для единственной дочери.
- Не знаю, Свет. Да и зачем мне её дом? Когда отца три года назад не стало, Алла первое время из Москвы сюда моталась. Потом постепенно втянулась в работу. Так и перебралась в областной центр. Теперь постоянно здесь живёт. Квартира-то после отца осталась не где-нибудь, а в элитном доме.
- Значит, есть ради чего, - уверенно заключила Светлана. - Доходы у этого СХП** немеряные.

- Прежде всего, урожайность второй год самая высокая по области, - заметила Ася. - А это в основном заслуга Крупенина как агронома. Да что там говорить, он всем рулит. Техника самая современная. Что для обработки полей, что для перевозок. Закупили-то ещё при Шатохине, и теперь постоянно обновляют. А какие склады для хранения зерна, ты бы посмотрела, Свет! Везде чистота и порядок. И с работниками строго. Раньше Анатолий Тимофеевич всегда лично кадрами занимался. Бывало, вспылит, выгонит взашей какого-нибудь механизатора запившего. Глядишь, тот через месяц приходит, просится назад, говорит, что закодировался. Шатохин всегда принимал, правда, с испытательным сроком. Теперь по-другому. Если уж Крупенин кого выгонит, назад - ни за что. Кто попался на пьянке или, не дай Бог, на воровстве, сразу на заметку и потом уже тому в СХП ходу нету. Хоть плачь, хоть на коленях стой. Крупенин говорит, за воротами вас много, только выбирай.
- Ага, сейчас у всех хозяев позиция такая.
- Свет, по большому счёту он прав. Работу надо ценить. Тем более, когда зарплата вполне достойная. Правда, далеко не вся "белая". У них один пошёл на пенсию - начислили чуть выше минимальной. Судился - ничего не высудил. По документам всё чисто.
- Не всё коту масленица, - хмыкнула Светлана. - Нам и всем-то не стоит на пенсию рассчитывать. Так что, пусть тот механизатор радуется хоть такую-то дали. Главное, на работе хорошо платили.
- Тут уж обижаться грех. Да и условия работы сейчас совсем другие. Ты б видела, Свет, какая сейчас техника! "Джон Диры", "Клаасы", "Челленджеры" это комбайны, тракторы. Опрыскиватель "Амазон". Сеялки "Тэмпо", "Ватерштад".
- Ну, понесло Остапа, - рассмеялась Светлана.
- Прости, Светик, увлеклась, - улыбнулась Ася. - Просто хотела сказать, что все трактора, комбайны и посевные комплексы импортные. С кондиционерами. Раньше-то, бывало, пыль, жара, запахи от удобрений и гербицидов. Ой, да что говорить! Шатохин  в своё время первым из хозяев стал обновлять технику, переходить на импорт. Ну, понятно, возможности были как у депутата. А уж Кирилл завершил. Сейчас Крупенин в своём СХП, считай, второе лицо после хозяйки. Увольнять его нет никакого смысла, да и помощники ему не нужны. Говорят, там даже главный инженер особо голоса не имеет. Во всём Кириллу поддакивает.
- Ага, если против вякнет, его тоже под зад коленом, как тех алкашей. Ты вот, Ась, почему не могла смолчать? Работала бы себе и дальше здесь, в хозяйстве. Оно ж огромное, больше, чем у Шатохиной или, как там её, у Дюваль.
- Свет, да что ты! У меня по работе никаких нареканий не было. Тут личное.

- Личное?! Аська, тебе не стыдно? Считай, год прошёл, а ты мне ничего не рассказала! По селу же один разговор, что Липовских против нового директора буром пошла, вот её и выперли. Ну, и я так думала. Даже спрашивать не стала. Думаю, чего в душу лезть? А, оказывается, у подруги там личное!
- Да вот, Свет, получила сюрприз, как ты скажешь, на старости лет. А уж слухи про наш с директором скандал по селу разнести это дело техники.
- Вот-вот, технологии отработаны. Одна Лидка-Журавлиха из бухгалтерии чего стоит.
- Она и возглавила компанию по слухам, - грустно подтвердила Ася. - Но, знаешь, Свет, лучше уж пусть так, чем...
- Ну, что там было-то, говори! - нетерпеливо перебила замявшуюся подругу Светлана.
- Свет, да мне такое и в страшном сне не могло присниться. Я даже Васе всего не рассказала. Он тоже думает, что конфликт случился по работе.
- А на самом деле?!
- Противно про такое говорить. И не поверят, если сказать.
- Клеил он тебя, что-ли?
- Представь себе, Свет. Сроду не думала, что со мной такое может произойти.
- Этот хмырь, Борис?! Клеил?! - расхохоталась Светлана.
- Вот, я ж говорила, не поверишь.
- Да что он о себе возомнил?! Клеил такую красотку как ты! Урод!
- Ну, не скажи, Свет, какой он урод? И рост нормальный, и выглядит молодо для своих пятидесяти. Да как только его назначили два года назад, за ним все бабы из конторы стали увиваться. Как же, не женатый! И к тому же, директор!
- Подумаешь, директор! Кто такой сейчас директор?! Наёмный менеджер на зарплате. И вообще противный он. Я бы с таким на одном поле с..ть не села.
- Что противный это да, - рассмеялась Ася. - Губы тонкие, ехидные. И вообще неприятный, - передёрнула она плечами. - Но как бы там ни было, всё равно кошмар. Мне на шестом десятке лет от ухажёра отбиваться. Каково, а, Свет?
- Ну, почему это, кошмар? Со своей внешностью ты любым тридцатилетним девчонкам фору дашь. Ты только глянь на себя, - развернув кресло, Светлана наклонилась и посмотрела на подругу в большое зеркало, перед которым делала ей причёску.

Обе глянули на отражение Аси. Ассиметричная стрижка на светло-русых самую малость приподнятых феном блестящих волосах; средней высоты лоб; тёмные дуги бровей над карими глазами, обрамлёнными пушистыми ресницами; ровный нос; по-детски слегка округлые щёки, покрытые румянцем; ровный тон в целом немного смуглой кожи; чуть выпуклые яркие губы; маленький подбородок.

- Красотка, - безапелляционно заключила Светлана, выпрямляясь.
- Стрижка - супер, - тихо сказала Ася. - Спасибо, Свет!
- Ты и без стрижки красотка! Ладно, - снова развернув подругу лицом к себе, Светлана уселась перед ней на высокий табурет, где пристраивалась обычно, подстригая клиентам волосы на затылке, - давай выкладывай! Как тебе пришлось от этого гада отбиваться?
- Ну, не в буквальном смысле слова. Сначала он всё прозрачно намекал, да подмигивал. А потом, когда понял, что не реагирую, зазвал однажды к себе в кабинет. Ну, знаешь, типа того, после совещания сказал: "А вас, Штирлиц, я попрошу остаться".
- И что?!
- И высказал всё прямым текстом. Мол, хватит, ходить вокруг да около. С завтрашнего дня будем ездить с тобой два раза в неделю в город, в гостиницу.
- Хм, даже не домой позвал, - отметила Светлана.
- Так я же у него наверняка не одна такая. Если он каждую будет к себе таскать...
- Ага, диван протрётся, - хохотнула Светлана. - Ну, и ты чего?
- Говорю, мне зарплаты агронома вполне хватает. Незачем в гостинице горничной подрабатывать. А он говорит, смотри, Асенька, как бы не пришлось на самом деле в горничные подаваться.
- Вот гадёныш!
- Спрашиваю, уволите? Сама, отвечает, уволишься, если не захочешь, чтобы выгнали за нарушение.
- Это тебе не сволочь! Да таких агрономов как ты... Зря увольнялась, Аська! Ни одна проверка тебя бы не оштрафовала. И ещё пригрозила бы ему, что в инспекцию по труду нажалуешься. Его бы самого хозяева выперли, чтобы не создавал конфликты.
- Всё делается гораздо проще, Свет. Не стал он с моей спецификой заморачиваться. Просто пообещал составить акт, что меня в течение, например, пяти часов не было на работе. На первый раз - замечание, потом выговор. А после третьего акта, будьте добры уволиться.
- Погоди - погоди, акты же, насколько я понимаю, не одним директором подписываются.
- Верно, Свет, три сотрудника помимо него надо. Думаешь, не нашлось бы?
- Даже не сомневаюсь, что нашлось. Конторские в дверях бы подушились, чтобы тебя выгнать.
- Вот и я так подумала. Поэтому и уволилась "по собственному".
- Ну, и не переживай! Работай себе в этой "французской" фирме...
- Да я и работаю. Только, знаешь, Свет, порой такая тоска берёт. Столько лет здесь отработала. Сегодня возвращалась домой, остановилась возле поля с подсолнухами. Смотрю, сравниваю, на чьём поле шляпки крупнее. Глянула, здесь меньше. Не поверишь, досадно до слёз.
- Аська, ну ты и глупая! Это ж теперь всё не твоё!
- Знаю, Свет, но ведь не привыкла я так. Ветер подул, подсолнушки шляпками машут, будто говорят: "Что ж ты, хозяюшка, нас бросила?" Хотя их уже не при мне сажали.
- Ох, Аська - Аська, тебе бы поэтом быть, а не агрономом, с такой романтичной душой.
- Стихами не прокормишься, - тихо рассмеялась Ася. - Если только за счёт мужа жить.
- Эх, ничем из тебя не вытравить твою добросовестность, - вздохнула Светлана. - Как ты не можешь понять? Поля эти - прибыль для хозяев. Такой вот расклад.
- Понимаю, Свет, а всё равно ничего поделать с собой не могу. Ещё как нарочно недавно прочитала. Писатель был такой Набоков. Знаешь?
- Слышала, но не читала. Это вы с Васькой у нас читатели...
- Вася давно книгу в руки не брал. В молодости мы с ним и правда много чего перечитали. Я сейчас больше в интернете читаю. А Вася ни с компьютером, ни со смартфоном так и не подружился. Теперь лучшее развлечение: передачи про животных и про природу по телеку. Ну, да ладно, так вот, про Набокова. Он так чудесно однажды сказал: "Радостно встречать новый день, видя как подсолнух улыбается тебе каждым семечком". Каково?! Это же надо так сказать, правда, Свет?
- На то он и писатель, - равнодушно отмахнулась Светлана, - чтобы таких романтичных натур как ты в восторг приводить.

*ИП - индивидуальный предприниматель
**СХП - сельскохозяйственное предприятие


http://proza.ru/2021/11/24/945


Фотография из интернета. Спасибо автору!


Рецензии
Лучшие подруги никогда не делят… мужчин и деньги. С теплом.

Наталья Скорнякова   26.06.2023 21:08     Заявить о нарушении
Хорошо сказано!
Спасибо!
С признательностью и теплом,
Татьяна

Богатова Татьяна   29.06.2023 13:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.