Об одной премии или ВСЁ

Прежде чем действовать в ситуации, не требующей мгновенной реакции, нужно выждать время. То, что характерно в основном для рефлекторных, неосознанных движений – увернуться от удара, отдернуть руку от огня, или, не думая, влепить обидчику сдачи, в случае обсуждения вопросов художественной литературы может сослужить дурную службу.
Так, прочтя на днях на главной странице СТИХИры броский заголовок, я клюнул и… провалился в прорубь(ссылка №1). Речь шла о премии ПОЭЗИЯ 2021 и о том, что же с ней случилось. Я не стану приводить подробности – интересующиеся прочтут сами или уже прочли. Я, как читатель въедливый, поинтересовался в сети, что это за Премия, что за победители, что за критики. Прочитал несколько статей и наткнулся на обзор известного, как оказалось, в литературных и музыкальных кругах Льва Колбачёва (ссылка №2). В этой статье автор вполне оправдывает и обосновывает выход в финал двух текстов (будем пока называть их стихами). Вместе с тем, вскрывает некомпетентность критиков, не одобривших результат, а заодно и несостоятельность многих (правда, без упоминания имен) творческих деятелей. Кстати, досталось и самой литературе. Приведу несколько цитат.
“Если некие негативные явления становятся рутиной, вариантом нормы – это свидетельствует о глубинных сбоях системы, внутри которой они происходят…Что же это за грабли, на которые из раза в раз наступают русскоязычная литература и её деятели?”.
“В настоящее же время институт экспертности в литературе, и вообще в гуманитарной сфере, находится в глубочайшем кризисе. Многие десятилетия репутация и статус здесь никак не зависели от компетентности обладателя, что является прямым следствием уже упомянутой подмены соревновательных механизмов бюрократическими, а профессиональных навыков – социальными. Следствием этой «неразборчивости в экспертах» видится мне и деградация самого жанра критики…”
“Ограничение области поэтического некими высокими, общими темами – не что иное как одобряемая форма эскапизма…”
“Важнейшее отличие силлабо-тоники от верлибра в том, что она гораздо дальше отстоит от естественного, обыденного языка.”
Вот здесь я прерываю мучительное цитирование. Итак, долой силлабо-тонику! По-русски – ритм и рифму. Да здравствует его веРличество ВЕРЛИБР! Оказывается, верлибр – это что-то написанное не только в столбик, но и еще простым и доходчивым языком! Понятным “простому читателю”. Что это значит для вас, дорогие пииты, и для нас, простых читателей? Для первых – то, что рыпаться бесполезно – ничего не получится, для вторых – не дождемся мы хороших стихов. А кто не согласен – вот вам на первое – “спартаковский” флаг, на второе – “ее ангина”.
А для того, чтобы мы поняли, насколько всё безнадежно – советую прослушать лекцию(ссылка №3).
Теперь я знаю – главное, это удивить публику. Даже не поразить. Просто удивить, а лучше, шокировать. А так как удивлять, а тем более, шокировать способны не все, да и хотят не многие, то удачи нам, братцы, не видать.
Конечно, сидим мы тут, на стихире, а где-то рядом протекает жизнь. А мы – жалкие 800 000 авторов, совсем-таки ничего о жизни не знаем, пишем свои стишата в рифму. Мы не разбираемся в жизни, а поэтому совершенно не разбираемся в искусстве, и уж тем более, в литературе. Не говоря о поэзии. Спроси любого – что такое поэзия, и он стушуется. Заставь его вот сейчас, при тебе, написать стишок или назвать пять самых современных поэтов, и он будет молить о пощаде. И все его наследие, весь его житейский багаж – образование, работа, любовь(простите) к силлабо-тонике станут ненужным балластом.
Чему нас учит Лев?(Кстати, очень приятный, начитанный и эрудированный молодой человек, хорошо держащий аудиторию). Он говорит – если вы хотите как Пушкин, лучше не надо. За Пушкиным идут все вплоть до “наших современных” шестидесятников. Образование – не надо, оно все равно помешает. Главное, что-то найти, или если не получается, хотя бы соединить то, что не получается в поэзии, с тем, что не получается, скажем, в музыке или рисунке. Тогда что-нибудь авось и получится. В смысле, кого-то удивить, или шокировать.
Читатель спросит – а что ты сам-то хотел сказать, уважаемый автор этой статьи? Хватит рефлексировать, давай удиви! А что, и удивлю. Нет, я не стану про ангину или там голый торс. Я расскажу, что я думаю о поэтах о поэзии.
Учиться ли у классиков? Конечно. Птенцы учатся летать и делают это так, как их родители. Если кто-то решит летать кувырком, он точно не научится.
Читать ли современников – да! Их бывает трудно найти, но поищите хоть здесь, на стихире. Классики вам подскажут.
Сочинять ли самим – да, и это прекрасно, даже если не получается. Ведь и человек был рожден без крыльев, но взлетел, глядя в небо на птиц.
Что такое современная поэзия? А все то, что пишется сейчас это и есть современная поэзия, даже если она - подражание Пушкину или Бродскому.
Люблю ли я верлибр? Обожаю! Только важно уметь отделять поэзию от прозы. Вот эти два стихотворения на премии2021 – это не верлибр, потому что это не поэзия. Это что-то желтое, записанное в столбик. (Кстати, не люблю стихов, записанных в строчку, особенно, когда они рифмованы).
Имеют ли право на жизнь высокие темы и жизненные, сиюминутные? Конечно. Важно, чтобы раскрыты они были поэтическим языком, то есть не прямо в лоб, а с помощью инструмента поэзии. Это азы. Инструмент – прежде всего образ. Можно не использовать ритм и рифму, но если нет поэтической призмы, шифра, даже отсутствия самого слова, там, где оно должно быть – это, друзья мои, проза! Хотя и проза может быть поэтичной, беда, когда лирика прозаична.
Остановлюсь на верлибре. В чем его магия? На мой взгляд, в ней самой. Он действует гипнотически, потому что не воспроизводим так, как классическое стихотворение-ритм. Его трудно запомнить не то, что на слух, а даже и после неоднократного прочтения. Верлибр – это заговор, это речь ведуна над священным огнем, язык жертвоприношения. Это очень древнее искусство, быть может, более первобытное, чем песнопение. И это не мешает быть верлибру одним из самых современных видов стихосложения.
Я заметил, что многие авторы в этом стиле используют один и тот же прием – акцент на последнем слоге. Типа:
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля – бум!
Тра-ля-ля-ля-ля – бум!
И так далее. Господа, пожалейте головы читателей, не забивайте этот крайний гвоздь! Скройте акцент, он портит свободу верлибра.
Верлибр, как и проза, освобождает автора от тисков формы, поэтому многие пытаются освоить вольный стиль для того, чтобы высказаться. Получается, правда, не у всех.
Возвращаясь к мнению Льва Колбачёва о классических способах стихосложения, замечу, что по-настоящему мастеровит тот автор, кто и в рамках жесткой, традиционный формы может сказать остро, современно и понятно “простому” читателю. А кто станет классиком – время покажет.
Всё!


(ссылка №1):
https://poetryprize.ru/

Премия «Поэзия» – 2021: Спокойный среди бурь
(ссылка №2):
 "То, что мертво – умереть не может, или Почему лично у вас ничего не выйдет?"
(ссылка №3):
 https://www.youtube.com/watch?v=zxs_P7C-exU


Рецензии