Историческая справка от 1950 г. ИКША

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОТ 1950 Г.

Составил — Директор Дмитровского Краеведческого музея {В. В. Минин}, по личным воспоминаниям и материалам музея в апреле 1950 года.



Поселок «Икша», как поселение, существует с 1900 года, со времени окончания строительства Савёловской железной дороги и прозывается по станции «Икша» означенной дороги. В свою очередь станция «Икша» получила своё название от реки Икша, притока Яхромы, т.к. станция стоит на левом берегу Икши.

Примечание: Название Икши, не славянского корня. Названий такого рода в нашем крае немало — Клязьма, Яхрома — в древности — Гахрома, Талдом и т. п.

О происхождении этих названий предоставим судить археологам и лингвистам. Можно предполагать, что это слова, оставшиеся от племен угорских языков, издревле вкрапливавшихся в поселения славян и в конце- концов слившихся с ними.

Вернее будет сказать, что посёлок Икша расположен при впадении речки Базаровки в реку Икша, на 43 километре от Москвы и на 21 километре от Дмитрова. Находится он в очень красивой и здоровой местности, на гребне высокого холма и по его восточному склону, вытянувшись — длинной лентой около 3-х километров параллельно проходящим внизу, у основания холма Московскому шоссе, железной дороги, канала им. Москвы и реки Икша.

До проведения канала им. Москвы правый берег Икши в районе ж.д. станции Икша представлял из себя крутой, почти отвесный обрыв, густо поросший еловым лесом и различным кустарником. Река Икша здесь проходила к самому обрыву и, размывая его берег, откладывала на дно песок и гравий. Левый берег реки представлял из себя более отлогий край котловины, тоже сплошь покрытый лесом разных пород. Склон левого берега котловины, имея несколько оврагов, внешние воды по этим оврагам несли в реку Икша каждую весну тоже большое количество песка и гравия. Песок получался с обоих берегов котловины в результате размыва глинистых берегов котловины. Сама же почва этой местности — красная мореная глина, с значительным количеством содержания валунов и гравия.

Посёлок здесь образовался хотя и очень недавно, на моих глазах, но уже успел претерпеть перемещение: в связи с прохождением трассы канала, он был передвинут из низины левого берега реки Икша, на более высокое место того же левого берега, за железную дорогу, о чем будет рассказано ниже.



В далёком прошлом

Место, где теперь стоит посёлок Икша, в глубокой древности входило в состав Вышегородского стана Дмитровского уезда, являясь его границей с Монятиным станом Московского уезда на юге и с 1872 года — в состав Ильинской волости Дмитровского уезда Московской губернии, граница с Марфинской волостью Московского уезда.

Вся территория его полностью входила в состав земельных угодий села Игнатово и до Советской власти, хотя уже существовал поселок Икша, но не числился отдельным населённым, пунктом, а значился в полицейско- административных книгах, как часть села Игнатово.

Там, где теперь стоит село Игнатово, в очень древнее время, были три селения -Игнатовское, Венсово и Марково. В XVI веке они исчезли, «запустели», по какой причине — неизвестно, возможно были сожжены польскими интервентами. Эти пустоши с большим количеством земли, числились в дворцовом ведомстве, как личная собственность царей.

Но по видимому, в начале XVII века цари отдали эту землю патриарху (Церкви). Вскоре на пустоши вновь возникло село Игнатово. Есть известие, что в 1651 году патриарх Никон был в селе Игнатово. Так же в 1691 году патриарх Адриан, проездом из Троицкой Лавры в Москву, останавливался в селе Игнатово (Холмогоров, Дмитровские десятины, стр.305).

Через село Игнатово проходила старинная дорога на Москву. С XVIII века эта дорога пролегала по прямой линии села Игнатово на Ростиславские выселки Дмитровского уезда и шла далее к Москве, все время по прямой, через Шолохово и Сухарево, к селу Хлебниково. Так эта дорога существовала до 1870 года.

Но до XVIII века дорога на Москву шла другим направлением. Она по миновании села Игнатово, круто сворачивала вправо, направляясь с горы вниз, к реке Икша, где на месте теперешнего поселка был брод и после пересечения реки опять круто поворачивала налево и шла в направлении на село Спас-Каменка, а от него через деревню Зарамушки, село Белый Раст, к селу Озерецкому (теперь Краснополянского района).

По той дороге в 1433 году, спасаясь от Шемяки, проезжала мать Василия Темного — Софья Витовтовна, с малолетним внуком Иваном, впоследствии ставшим великим князем Московским Иваном III.

Видимо здесь же проходила и ещё более древняя дорога, шедшая из Переславля, через Дмитров, Игнатово, Спас-Каменку, Белый Раст, деревню Дмитровку и село Рождествено — на богатое торговое село Пятницу — Берендеево, Лутосенского стана дмитровского уезда (в Солнечногорском районе), родину знаменитого русского крепостного зодчего XVIII века, А. И. Бухзостого. Торговое значение этого пути заметно потому, что до начала 20-века в Спас-Каменке проводилась ежегодно, б августа ярмарка. Ярмарка была в селе Пятница — Берендеево. О значительной торговле этих сёл говорит и наличие самого названия. Село Берендеево — названо «Пятницей», потому что в селе Спас — Каменка был раньше придел во имя Прасковьи — Пятницы, считавшейся в старину покровительницей торговли (рыбаков — древнерусское ремесло). Обычно ярмарка устраивалась только в больших селах, на большой проезжей дороге.

Таким образом, до XVIII века на том месте, где теперь стоит поселок Икша, не было никакого жилья и только находился брод через речку Икша, по которому и проходила старинная дорога на Москву, а земля под теперешним поселком, входила в то время, во владение патриаршего двора, как земля села Игнатово.



XVIII век

В XVIII веке произошло много различных перемен в нашей стране. Они коснулись и села Игнатово. По закону 1764 года село из ведения духовного ведомства перешла в собственность государства, в «коллегию экономию». Крестьяне таких сел с тех пор стали называться «экономическими». Их повинности и оброки они выполняли через особых чиновников — «экономических казначеев», непосредственно в государства, в «коллегию экономии».

Крестьяне таких сёл с тех пор стали называться «экономическими». Их повинности и оброки они выполняли через особых чиновников — «экономических казначеев», непосредственно в государство. Чаще всего — это был денежный оброк. Он жестоко взыскивался с крестьян, и при малейшей просрочке платежа крестьяне подвергались тяжелым и унизительным репрессиям, более всего — телесному наказанию.

А так как доходы от земли, при отсутствии агротехники, при общей бедности и недостатке в семенах, инвентаре, скоте не давал достаточного эффекта, то Игнатовские крестьяне искали побочного заработка — уходили в Москву, в услужение, в половые, в сапожники, и чаще всего в извоз, т.е. в ломовые и легковые извозчики.

Дорога тогда на Москву пошла то же другим, более прямым путем, как уже выше говорилось — на Ростиславские Выселки, деревню Черную и через Хлебниково. Старый путь на Спас-Каменку остался только местным проездом и брод на Икше потерял своё значение.

Но в самом конце XVIII века, около брода появилось первое здание на Икше -это мельница дмитровского Борисоглебского монастыря. Как появились здесь монахи — покрыто мраком неизвестности, но факт тот, что хитрые и жадные служители Бога отхватили у крестьян порядочный кусок земли и без всякой платы, построили здесь водяную мельницу, перегородив реку Икшу плотиной, а около плотины построили дом и сарай. Около ста лет крестьяне вели с монахами тяжбу, но царский суд всегда становился на сторону богатых монахов, так и оставалось это место в собственности Борисоглебского монастыря.

Мельница просуществовала до 1907 года. Сами монахи на ней не работали, а сдавали её в аренду мельникам-арендаторам.



XIX век

Таким образом, мельница была единственным зданием на берегу реки Икша, где впоследствии образовался Икшанский посёлок.

В 1870 году строилось шоссе Москва — Дмитров. От Москвы оно шло тем прямым направлением, через Хлебниково, как была старая дорога в XVIII веке и, разумеется, оно должно бы было идти через Игнатово, Батюшково, Свистуху прямо к Дмитрову, по верху Клинско-Дмитровской гряды, но по каким-то неизвестным причинам строители от Ростиславских Выселок направили её по котловине по берегам рек Икша и Яхрома, па болотам и низинам. Говорят, в этом были заинтересованы два влиятельных лица: председатель старого родовитого дворянства помещик Головин и представитель крупного капитала, пайщик и директор Яхромской фабрики Ф. Ф. Бордман. Шоссе, при их участии, прошло через имение Головина в Деденево и близ Яхромской фабрики.

На строительство дороги требовалось масса песка, гравия и булыжного камня. Вот тут и обнаружилось, что место теперешнего посёлка оказалось «золотым дном», Я уже говорил, что посёлок намывается с оврагов Икшанского холма ежегодно, что здесь же, с песком, воды несли гравий, в глинистых холмах, по горе, покрытой лесом, там, где теперь посёлок Икша, в земле было огромное количество булыжного камня. У крестьян села Игнатово появился новый вид заработка — добыча булыжного камня, и перевоза камня, гравия и песка по шоссе. Они довольно быстро освоили эту новую в нашем крае промышленность и достигли в этом деле большого совершенства.

С лопаткой, ломом и киркой они бродили по лесу, где теперь посёлок Икша, по каим — о малозаметным признакам узнавали, где в глине лежит камень, рыли шахты и штреки, без крепежей, надеясь, исключительно, на крепкий глинистый слой, и извлекали тяжелый булыжник на поверхность, после чего грузили его в колымагу и везли на шоссе, где приказчики у них принимали этот камень.

Особенно усилилось это «производство» с момента постройки Савёловской железной дороги, в 1897—1900 г. г. Учитывая, что здесь большие запасы песка, гравия и камня, а также имея ввиду значительное количество казённого и частного леса, строительство железной дороги, построили здесь станцию, назвав — её по реке Икша станцией «Икша».

Теперь уже природные богатства окрестностей пошли в Москву и не мало московских улиц замощено Икшанским камнем.

Это в свою очередь, и вызвало рождение посёлка Икша.

Вскоре около станции появились дома трактирщиков, лавочников, приказчиков и подрядчиков. Братья Кашехлебовы — Гавриил и Николай Ивановичи открыли по трактиру и по лавке — каждый, появился дом скупщика камня и помещика Адольфа Гонсовского, дом разбогатевшего приказчика Романова, имевшего кирпичный завод и имение около Мелихова, дом приказчика этих скупщиков — Розанова, дом и кузница Алексея Максимовича Корнеева и двор безземельного крестьянина, разбогатевшего на погрузке камня и дров — Козло (?).

Примечание: Считаю не лишним отметить здесь личность Корнеева А. М., т.к. она очень незаурядна. Хороший мастер-кузнец, труженик, он был в окружающем мире скупщиков, в мире обманщиков и эксплуататоров чрезвычайно честен и прямодушен. Он был безбожником, не исполнял обрядов религии, не ходил в церковь, не принимал попов. В 1909 году он выступал на диспуте против ученого богослова-миллионера из Москвы и остался на диспуте победителем. В советское время он был инициатором организации колхоза «Пчёлка».

Таким образом в 1907 году посёлок Икша представлял из себя разбросанные по шоссе и параллельно идущей ей, железной дороги на левом берегу Икши здания: станции Икша, два пристанционных здания, водокачка, водонапорная бятпня, два трактира с магазином, кузница и дома: Корнеева, Гонсовского, Романова, Розанова, Козлова и монастырская мельница с домом. Всего 14 зданий.

Все это, как уже выше говорилось, в полицейском управлении значилось при селе Игнатово Ильинской волости, Дмитровского уезда, Московской губернии. Население этих зданий, в большинстве своём, жило за счет труда Игнатовских крестьян. Крестьяне возили дрова и лес, грузили дрова, лес, кирпич, торф и камень в вагоны, добывали и подвозили камень, гравий, песок. При приемке их обмеривали, браковали камень, скидывали объём или цену. При расчетах обманывали и обсчитывали, а что получалось на руки, оставалось у трактирщиков Кашехлебовых.



ХIХ век «Золотые прииски»

Почти при самом своем образовании посёлок Икша сделался в начале ХХ века объектом, нашумевшей в своё время авантюры. Характерной вообще для капиталистического строя, основанного на принципах лжи и обмана, в погоне за личной выгодой отдельных лиц.

На Икше появился некто Понаморев, называвший себя горным инженером, работавшим будто 6ы на Урале в Золотодобывающей промышленности. Происходил он из рода крупных помещиков Дмитровского уезда — когда-то его деды и прадеды владели в уезде огромным количеством земли и крестьян и считались, наравне с дворянами-крепостниками, вроде князя Голицына, крупнейшими землевладельцами.

Но с течением времени былое богатство в виде обширных земельных угодий исчезло и отпрыску помещиков пришлось служить. Появившись вновь в пределах Дмитровского уезда, Пономарев вдруг обнаружил наличие золотоносного песка в оврагах, обильно раскиданных вокруг Икши. Наличие золота в руслах некоторых наших рек, вроде Волгуши и её притоков, не было новостью. Об этом было известно ещё чуть ли не с XVIII века (статья М.Н.Котова), но содержание его настолько ничтожно, что добыча его не покрывает затрат. Тем не менее Пономарев, при поддержке небезызвестного Фон — Мекке, хозяина Казанской железной дороги, решил организовать золотой прииск на Икше. В ход была пущена капиталистическая пресса. В ряде газет появились статьи под сенсационным заголовком, вроде «Клондайк под Москвой», «Русская Калифорния» и прочие, в таком роде. Пономарев создал что-то вроде Акционерного общества, нашлись доверчивые люди, поверившие в существование несметных богатств в оврагах Икши и в карман Пономарева посылались денежки.

Сделав в Варваринском овраге несколько пробных шуфтов, намыв несколько кубометров гравия и собрав по оврагу булыжный камень, Пономарев закрыл предприятие. Доверчивые акционеры не получили кажется, и копейки за рубль, а Пономарев, на собранные деньги, купил небольшое имение близ Икши (на Скородойке).

Но по — видимому расходы «золотоискателя» оказались больше доходов и лет через десять имение пришлось продать, а самому директору « золотого прииска» пришлось поступить на работу к Фон — Мекку, на Казанскую железную дорогу.

Счастливо, при поддержке влиятельных покровителей, избежав тюрьмы. Так закончилась эта авантюры.

Икшанский завод

С 1907 года на Икше появилось другое предприятие — Икшанский проволочно­гвоздильный завод немца В.В.Пеге.

Выше упоминалась мельница Борисоглебского монастыря. К 1907 году работа мельницы была приостановлена, ввиду отсутствия арендаторов. Арендаторы не выдержали конкуренции с другой Игнатовской мельницей, находившейся ниже поселка Икша (там, где теперь шлюз номер 5). Эта мельница принадлежала обществу крестьян села Игнатово, и сдавалось ими опытному старинному мельнику Ивану Андреевичу Кубышкину.

Примечание: Мельник Кубышкин был тоже незаурядным человеком. Он, будучи верующим, не исполнял церковных обрядов, в то время обязательных для всех, чем вызывал недовольство попов и полиции. В 1910 году на Яхромской фабрике, ввиду аварии — прорыва нижней плотины, горизонт воды в реке, питающей паровые котлы, понизился и фабрика остановилась.

Администрация завода во избежание убытков от простая искала помощи от различных заграничных фирм в Москве, связанных с гидротехникой (английских, французских). Предлагаемые ими устройства или требовали очень продолжительного времени, или сложных и дорогих насосов. Тогда возникла мысль пригласить мельника Кубышкина, который простым, примитивным устройством, основанным на русской смекалке, к удивлению иностранных специалистов, в три дня поднял горизонт воды до необходимой высоты. В течении почти трёх лет, пока строилась бетонная нижняя плотина, фабрика работала при помощи этого Кубышкинсхого устройства.

Познакомившись во время охоты с мельником Кубышкиным, механик фабрики Пеге, при его содействии и при содействии владельца чугунно-литейного завода Галкина, при поддержке немецких фирм в Москве Гильманса и Эриксона и основал в 1907 г. Икшанский проволочно — гвоздильныи завод.

Последующая история развития завода подробно изложена в книге «Дмитровский уезд», издание 1924 года, Дмитровского Уездного Исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов, и здесь нет надобности повторять эти сведения.

Необходимо только дополнить некоторыми сведениями, не помещенными в означенной книге.

Состав рабочих завода на первых порах был преимущественно из рабочих с разных заводов страны, более всего — с завода Гужона. Затем, постепенно обучаясь, стали работать местные крестьяне (из с. Игнатово и окружающих деревень). Постепенно, арендуя землю у крестьян села Игнатово, завод расширялся, появились нефтяные и паровые двигатели, электрическое освещение.

На заводе к началу империалистической войны (Пе;рвая мирова;я война; (28 июля 1914 года — 11 ноября 1918 года — прим. ред.) работало уже более 100 человек. Во время войны завод был секвестрирован военным ведомством и находился в управлении Штаба Инженерных войск Московского военного округа, изготовляя проволоку и снаряды для фронта.

В качестве подсобных рабочих на завод были присланы военнопленные (чехи, мадьяры, австрийцы). Среди рабочих завода, а во время войны и среди военнопленных, все время проводилась большевистская работа, в результате чего, в момент Февральской буржуазно-демократической революции на заводе оказалась сильная партийная организация (34 человека), выдвинулись видные передовые, преданные делу Ленина — Сталина большевики — братья Минины, Александр Федорович Ловыгин, М.В.Куренков, И.С.Ветров, С.П.Раташаев и ряд других товарищей.

Руководствуясь большевистской печатью, и непосредственно, с первых дней Февральской революции (1917 г. — прим. ред.), держа связь с Московским окружным комитетом РСДРПб, (откуда приезжал инструктор товарищ Степан Иванович Полидоров), Икшанские большевики создали: первую партийную организацию в районе (34 человека), первый в районе Красногвардейский отряд, первую комсомольскую организацию. С первых дней Февральской революции все рабочие завода вступили в Московский профессиональный союз металлистов. Партийная работа велась и среди военнопленных, часть из них принимала участие в Красногвардейском отряде.

Считаю не лишним отметить один факт, как вооружался отряд. Первоначальное вооружение было — охотничьи ружья, конфискованные у хозяина, сюда присоединялись берданки сторожей охраны, но так как этого было мало, то на деньги, собранные среди рабочих по подписке, покупались где придётся, винтовки, патроны и т. п. В музее Дмитровского края имеется фотоснимок с этого подписного листа.

Работа партийной организации завода выходила далеко за пределы своего завода. Велась агитация среди крестьян близлежащих деревень, велись ожесточенные споры с эсэрами, которых в Ильинской волости было не мало. Были случаи применения физической силы против большевиков (два в Игнатово, один в Спас-Каменке).

Имея в своем заводском комитете большевистское большинство, икшанцам приходилось оказывать помощь другим заводам в момент переизбрания завкомов, для удаления оттуда меньшевиков — эсэров. В результате и обновление состава Уездного Совета Рабочих депутатов было проведено при их участии.

Накануне Октября Уездный Совет рабочих депутатов делегировал на II съезд Советов в Петроград икшанского большевика товарища Минина Гавриила Васильевича.

Один из историков комсомола, говоря об организующей роли икшанских большевиков, пишет: «Роль Икшанского завода в уезде была очень велика. Рабочие партийцы были главными руководителями в первых боях за власть. Яхромская организация комсомола, возникшая в Октябре, была организована под влиянием икшанцев и Москвы». (Молодая Гвардия, «Наше рождение» 1938 год).

К этому надо добавить, что и партийная организация на Яхроме создалась при участии Икшанских большевиков.

В Октябрьские дни (революция 1917г — прим. ред.) Красногвардейский отряд икшанцев находился по распоряжению Губернского руководства в резерве Бутырского района, по окончании боёв в Москве, принимал участие в организации Советской власти в уезде. Во время гражданской войны значительная часть отряда и примкнувшие к ним из рабочей массы рабочих, грузчиков и некоторых из молодежи крестьян села Игнатово, первыми ушли добровольцами на фронт. Многие из них погибли в боях с белогвардейщиной (Маклаков, Иван Жаров).

Характерное письмо однажды было получено в селе Игнатово с фронта. Писали боевые красноармейцы из игнатововской молодёжи и просили огласить на общем собрании села. Они писали, что если по возвращении домой они узнают, что кто-нибудь из их односельчан дезертирует из Красной армии, то они с ним расправятся, как с врагом — своими силами. (Устное сообщение товарища Круглова).

Немедленно после Октябрьской революции на заводе был организован рабочий контроль, который фактически и руководил деятельностью завода до его национализации (при НЭП руководил «красный» директор т. Стрелков).

Бывший хозяин завода, оставшийся до Октябрьской революции в роли технического дирёктора, сбежал и скрылся. Завод остался в ведении ВСНХ, переходил в разные Главки и Тресты, постепенно увеличивая производство.

На заводе были организованы новые цеха: лесопильный, мукомольная мельница и крупорушка, обслуживая значительную часть населения уезда, к заводу была подведена железнодорожная ветка, соединившая его со станцией Икша.

В ведение завода в силу Октябрьской революции были переданы помещения, конфискованные у прежних торговцев Кашехлебовых. В них были организованы рабочий кооператив и столовая. Также заводу были передана чайная купца Сидорова (Седова?), — это здание было переоборудовано под клуб, где первые годы революции велась большая культурно-просветительная работа, работало кино, ставились спектакли местной самодеятельности, работала библиотека.

В связи с расширением поселка и увеличением населения, Уездным Здравотделом был открыт при заводе медицинский приёмный покой — основоположник теперешней больницы на Икше.

Примечание: Купец Сидоров (Седов?) происходил из кулаков деревни Черной, где его братья имели трактир, лавки и постоялый двор. Чайная на Икше была построена им возле станции в 1911—1912 году.

В 1912 году при заводе было организовано подсобное хозяйство. Земельной площадью служила бывшая рядом с заводом земля помещика Гонсовского, около 40 десятин, имелся скот, коровы, свиньи. Сюда же входил заводской обоз в восемь лошадей. Трудности регулирования рабочей силы, необходимость получения семян и сельскохозяйственных орудий, вызвали в 1919 году образование при заводе сельскохозяйственной артели.

В эту артель входили некоторые рабочие завода, часть из крестьян села Игнатово и зз населения посёлка Икша — вроде упоминаемого кузнеца Корнеева. Артель называлась «Пчелка». Артель вела довольно продуктивное хозяйство, снабжая членов и заводских рабочих продовольственными продуктами. Но приблизительно, около 1923 года, с введением новой экономической политики (НЭП — прим. ред.), артель распалась. Те члены артели, которые не были связаны с заводом, по распоряжению Уездного земельного управления, были выделены в особое земельное общество и поселены на участке земли между селом Игнатово и Ростиславские Выселки.

Таким образом, появилась в Дмитровском уезде новая деревня «Пчелка». В 1930 году там вновь организовался колхоз под старым названием «Пчелка».

В последнее время существования завода, он в большинстве изготовлял, кроме прежнего, строительного ассортимента, сапожную шпильку.

В 1932 году, ввиду прохождения трассы канала им. Москвы по территории завода он был перевезён в Москву и включен в один из Московских заводов, изготовляющих сапожную шпильку и прочие предметы сапожно-башмачного производства.

На развитие посёлка завод, разумеется, имел большое влияние, т.к. часть рабочих

поселилась здесь, построив дома в том месте, где теперь посёлок.



Канал имени Москвы

С 1932 года начались работы по проведению канала им. Москвы — великого сооружения второй Сталинской пятилетки.

Трасса канала на участке Икши прошла по самому поселку, — вернее по той стороне построек которая была на лёвом берегу реки Икши, захватывая и шоссе, и русло реки.

Поэтому пришлось при строительстве проделать сложную работу — отнести шоссе и сам посёлок через железную дорогу. Шоссе прошло на том же расстоянии от станции, как и раньше, но только по другую сторону железной дороги, а посёлок ещё выше, на гребень холма, куда и были перенесены дома отдельных жителей поселка.

Заводские постройки были уничтожены и на месте завода построен шлюз номер 6. Река Икша была перегорожена длинной земляной плотиной, с донным водоспуском посредине. Подпор воды плотиной создало Икшанское водохранилище, затопившее всю низину, по которой раньше проходило шоссе. Ввиду затопления деревни Ростиславские Выселки и Черная были пересены на другой берег реки Икша, образован единый колхоз.

Широкое зеркало водохранилища, окруженное молодым лесом, представляет очень живописную картину. Река Икша вместе с впадающей в неё речкой Базаровкой, пущена отдельным искусственным каналом близ полотна железной дороги, и проходит под канал им. Москвы закрытым туннелем — дюкером.

На месте Игнатовской мельницы оказался шлюз номер 5. Оба шлюза, с необходимыми близ них постройками, красиво архитектурно построены. Эта гигантская работа, по сооружению такого сложного профиля была закончена к 1-му мая 1937 года.

22 апреля 1937 года строительство этого гидроузла осматривал товарищ Сталин, в сопровождении Молотова и Ворошилова.



Карьеры

При сооружении канала, для возведения построек на нем (шлюзов, насосных станций, водоспусков, дюкеров и т.п.) большую роль сыграли природные богатства окрестностей Икши — лес, камень, гравий, песок.

Добыча камня, гравия и песка для строительства велась открытым способом, при помощи мощной советской техники. Не лопатка, ломик и кирка служили орудием добычи, а мощные экскаваторы поднимали земляные глыбы, гигантские решета просеивали гравий, не жалкая кляча или тяжелая кляча, а колонны советских автомашин отвозили готовую продукцию, механические бетономешалки превращали гравий, песок и цемент в бетон. Не маленькие шахты и штреки естественного грунта служили для добычи, а целая площадь холма проходила сплошную обработку.

Глиняная корка над слоем породы вместе с корнями деревьев и кустарников, взрывалась аммоналом. «Земля дыбом» — это меткое выражение Маяковского чрезвычайно подходило к процессу гигантской стройки.

И когда кончилась великая постройка канала, места добычи нерудных ископаемых близ поселка Икша продолжали давать свои несметные запасы строительного материала новостройкам Москвы, в том числе и Московскому метро.

Большой карьер под селом Игнатово, под названием «Гурбан» продолжал добычу камня, гравия и песка, имея возможность отправлять его прямо насыпью, баржами по каналу.

Вскрытый строительством канала карьер на берегу речки Базаровки, под названием «Репечиха» отправлял свою продукцию по железной дороге.

Так большевики, Советская власть, мудрое руководство товарища Сталина заставило природу отдать свои недра на службу социализма.

Поселок Икша вправе гордиться тем, что он участвовал своей продукцией в гигантских сооружениях города Москвы периода Великих Сталинских пятелеток (стилистка автора сохранена — прим. ред.).



Войлочная артель

К моменту начала строительства канала в 1932 г. в поселке Икша было уже порядочное количество зданий: завод со всеми упомянутыми его постройками, кооператив, почтовое отделение (почтовое отделение открыто в 1915 году и помещалось сначала в частном, арендованном доме. До открытия почтового отделения пользовались станцией Икша), приемный поной, библиотека (вначале организована при заводе в 1917 году и затем превращена в сельскую библиотеку).

К этим зданиям, кроме основных производственных зданий канала (шлюзы, насосные станции и прочие) прибавились здания, сооруженные строительством для нужд обслуживания канала (участка Икша) — дома служащих и рабочих, амбулатория, клуб и прочие.

Кроме того от ликвидации строительства оставались временные помещения строителей, из которых некоторые были использованы карьерами, а в одном 1938 году, была организована столярная артель, изготовляемая русские народные музыкальные инструменты. Но ввиду различных причин, в 1940 году артель была реорганизована под изготовление шерстоваляльных предметов — валяльная обувь и строительный во



Колхоз «Артищево»

В1939 г. Постановлением Правительства, поселок Икша был причислен к составу рабочих поселков, с названием «Рабочий поселок Икша».

В состав территории поселка была включена деревня Артищево, с 1930 года -колхоз «Артищево».

Деревня Артищево, в глубокой древности была селом, с церковью во имя Покрова. Называлась она село Протасьевское, затем Протасовское — Ртищево, затем просто Ртищево и в современном произношении — Артищево (на 1950 г — прим. ред.).

По — видимому в 16 веке село Протасьевское (Протасовское) оказалось во владении бояр Ртищевых. В 1627 году оно принадлежало двум вотчинникам, братьям Ивану и Исааку Ртищевым, с тех пор в деревне, до Советской власти, было два земельных общества.

Из общего количества обоих половин — в деревне 94 человека — работали в лесу по найму — 15 человек, на стороне — фабрик — заводов — чернорабочими — 28 человек и 1 барышник (мелкий торговец, скупщик).

В 1923 году — единое земельное общество с числом хозяйств 29, население 163 человека, в деревне 24 лошади, 56 коров, земли 156,5 десятин.

В 1949 году колхоз имел: 17 лошадей, 32 коровы, свиноферму в 23 головы и 20 штук овец. Кроме того в индивидуальном пользовании имелось 19 коров, козы, свиньи, овцы. Урожай озимых в колхозе в 1949 году — 63 пуда с гектара в среднем.



Период Великой Отечественной войны

Тяжелое испытание, которое выдержала наша Родина в период гитлеровского нашествия, тяжело отразилось на поселке Икша.

В ноябре 1941 года фашистские захватчики, на ближних подступах к Москве, подошли к поселку Икша. Враг занял уже Хорошилово, вражеская армия находилась в 3-х километрах от Икши. Поселок оказался в зоне военных действий.

Вражеская авиация осыпала его снарядами. В первую очередь было разбито и сожжено здание детских яслей. Значительное количество домов жителей поселка сильно пострадало от бомб, поврежден вокзал и ряд других сооружений получили значительные повреждения.

В начале декабря 1941 года доблестные войска Советской (Красной) Армии, в героических боях в районе Яхромы (по всему фронту, в.т.ч. протяжением от Дмитрова до Долгопрудного вдоль ж. д. Сав. направления — прим. ред), заставила врага поспешно отступить из пределов района. Враг бежал на запад, опасность дальнейшего разрушения поселка миновала.

Братские могилы погибших в боях близ Икши Советских воинов остались в поселке вечным памятником тяжелых испытаний.



Посёлок Икша в 1950 — годах

Проезжая по железной дороге из Москвы на Дмитров, редко кто из пассажиров, при подъезде к станции Икша, не взглянет в окно на правой стороне, где открывается красивая панорама Икшинского водохранилища. Особенно красиво летом, окаймленной зеленью молодого леса, или вечером — освещённое огнями береговых сооружений.

Отсюда на три километра, по берегу протянулся поселок — рабочий поселок Икша. У основания бугра, в глубокой низине, параллельно проходят канал и железная дорога, несколько выше основания бугра — шоссе из Москвы на Дмитров.

Подъезд к поселку открывается разработками нерудных ископаемых, которые по прежнему дает земля поселка для социалистической реконструкции Москвы (стилистика автора от 1950 г. сохранена — прим. ред.).

В настоящее время работают два карьера. Строится завод для изготовления пустотелого кирпича «Стройдеталь» Министерства тяжелой промышленности.

Местная промышленность представлена войлочной артелью, о которой говорилось выше. В артели в настоящее время работает 8б человек. За истекший 1949 год артель выполнила плановое задание с большим превышением. Вместо предусмотренных планом по валовой продукции 5 250 000 руб, выработано изделий на 6 120 000 руб. Одних валяльньх сапог в 1949 году изготовлено артелью 23 258 пар. Получено прибыли 1 078 700 руб. Оборачиваемость средств против прошлого 1948 года выросла почти вдвое. Успешная работа артели есть результат социалистического метода соревнования и стахановской работы. Артель гордится своими стахановками: сновальщицы Рыдкова и Савельева, перекладчица Никонова, чистильщица Зимина, войлочницы Племонова и Галкина — передовики артели.

В поселке имеется средняя школа. В школе обучается в текущем 1949 — 50 годах 804 ученика. Состав педагогического персонала — 26 учителей. Директор школы Листратов Серафим Петрович. Из числа учителей Советское правительство наградило:

Орденом Ленина — Успенского Николая Васильевича, Успенскую Марию Ильиничну, Калюжную Софью Ильиничну.

Орденом Трудового Красного Знамени награждены следующие учителя: Щербакова Мария Афанасьевна, Левицина Антонина Дмитриевна.

Медалью за «Трудовое Отличие» — Князева Марина Васильевна.

Примечание: Школа в поселке в 1927 году, в связи с увеличением населения, работала сначала как семилетка, а затем уже как неполная средняя.

В поселке имеется библиотека, клуб, с стационарной киноустановкой, радиоузел, лектории.

Из медицинских учреждений в поселке имеется две амбулатории, одна стационарная больница, при ней пять родильных коек, детские ясли и детский сад. Поселок обслуживается торговой сетью Игнатовского Сельпо, имеющего в поселке шесть торговых точек.

В поселке работает Почтовое отделение, телефонная связь с Дмитровом, колхоз «Артищево», о котором сказано выше.

Жилой фонд поселка состоит из: 48 ведомственны домов с жилой площадью в 7 803 кв. метра и вспомогательных построек площадью 747 кв. метров, шесть домов — учреждений, с площадью в 381 кв. метров, 168 домов индивидуального пользования, с жилой площадью в 5 879 кв. метров и вспомогательной площадью в 1904 кв. метра.

Весь поселок и колхоз освещается электричеством.

Административное Управление сосредоточено в Поселковом Совете, состоящем из 25 депутатов. Председатель поселкового Совета товарищ Рачковская Елена Ивановна, работающая на этом посту уже в течение 6-ти лет, а до этого, в течение 3-х была секретарем поселкового Совета.



Заключение

Мы проследили историю сравнительно молодого населенного пункта ИКША, с самого его основания до сего дня. Из коротенького перечня того, что есть в данное время, на Икше видно огромное преимущество Социалистического строя. Прежняя Икша — это утопающий в грязи, на берегу речки, хаос построек, во главе которых три кабака. Ни школы, ни библиотеки, никакого культурного очага дореволюционная Икша не имела. Икша до революции была объектом беспощадной эксплуатации трудящихся, от которых бралось все, и не давалось ничего.

Современная Икша-это один из красивейших уголков Подмосковья, имеющий все, что необходимо нашему населению.

Апрель, 1950 г.

Справка
Издана книга по истории п. ИКША
Под ред. В.Б. Броудо «ИКША» Издательство «Ridero», Екатеринбург, 2021 г., 296 стр.,  ISBN 978-5-0053-2091-9
Как известно, без знания прошлого нет осознанного будущего. История России сложная и героическая. И очень интересная, как и история её поселений — таких как рабочий посёлок Икша, Дмитровский городской округ, Московская область. «Икша. Сборник рассказов и фотографий по местной истории» для популярного чтения составлен на основе многолетних исторических изысканий энтузиастов — сотрудников краеведческого музея, библиотеки, педагогов школы, жителей посёлка Икша, российских краеведов и историков.
https://ridero.ru/books/iksha/ 


Рецензии