Дело четырёх

Дело четырёх.

Художник сидел напротив человека, руки которого лежали на папке с документами.
- Вам уже известно о причине нашей встречи? - спросил этот человек, до приятности чётко выговаривая каждое слово.
- Да, мне позвонили из вашего центра, сказали, что по одному сложному случаю требуется моя помощь. Случай этот связан с моим другом - Писателем.
- Да, этот случай показался нам слишком трудным. В ходе бесед мы вышли на понятие потока, и многое в этом потоке связано с Вами. Возник интерес к тому, что скажете Вы о своей роли в этом потоке. Поясню: поток, который вырос для нас после бесед с Писателем, стал означать ваш совместный путь в период поиска света. Ещё в потоке есть многое, что напоминает структуру жизни конкретного человека. Ваша роль в тот период сводилась к эстетическому взгляду на мир, но как нам кажется, Вы больше, чем эстет. Что скажете на это предположение?
- Да, Вы правы. Мне интересен сам мир вокруг - меня он абсолютно устраивает. В то путешествие я пытался постичь именно мир. Свет был лишь ступенькой к получению нового знания - как мне казалось, о красоте того, что вокруг.
- Достоверно ли для Вас утверждение о том, что мир - всего лишь картинка, которая скоро закончится? То есть в том смысле, что при ощущении света возникает ещё ощущение постоянства - того, что навсегда. В отличие от мира, который сегодня есть, а завтра нет.
- В том смысле, что все мы смертны? Но это очевидно. Я - плоть. Я жив благодаря тому, что явился в этот мир. Не мир кончится, а я кончусь. Я всего лишь часть мира. Я ем, пью, общаюсь с девушками, да и с другими людьми, подчиняюсь физическим, химическим и ещё каким законам. Тело при восприятии другими людьми значит очень многое. Если ты красив, то тебе в жизни удастся больше, чем некрасивому. Зачем занимаются спортом? Чтобы лучше себя чувствовать! А спорт - разве не воздействие на тело?
- А правда ли то, что мир в порядке?
- Нет, не правда. Меня беспокоит мой возраст - и кажется, что миру тоже важно, сколько мне лет. Я замечаю, что начал стареть, стал медленнее думать, меньше чувствовать. Жизнь потеряла краски, которыми играла. Наверное, кисель по своему состоянию близок ко мне.

- Вы же сами сказали, что смертны, разве Ваши ощущения не согласуются с движением к конечной точке?
- Но как это знание поможет мне?  Неизбежность означает примирение. Моя печаль ничего не значит для мира, но это отсутствие значимости не спасает меня от этой печали.
- Как Вам живётся с таким чувством среди людей? Что вообще для Вас люди?
- О, целая вселенная! Жить с таким чувством приходится, потому что, пока жив, будешь жить среди людей. Психология - без неё невозможно понять, почему хорошо или почему плохо ощущать себя среди людей.
- Какое чувство возникает первым, когда выходите на улицу и встречаете первого прохожего?
Художник призадумался.
- Не могу сказать точно - наверное, ничего. Но иногда ощущается страх. Не просто страх - острая боязнь, а ощущение неожиданного. Любой человек, идущий навстречу, может выкинуть всё, что угодно. Это ощущение есть всегда. Оно в течение жизни скрывается, похоже на дремлющий вулкан, потому что за последние годы острых конфликтов у меня не было. Однако, если подумать, то, может быть, именно это ощущение - причина стеснительности, которая всегда включается при контакте с незнакомыми людьми.
- Вы считаете себя стеснительным человеком?
- Нет, но проблема отношений с людьми в том, что надо к ним приноравливаться, подстраиваться. Никогда нельзя быть самим собой.
- Вы не думали о причине такого положения дел?
- Люди разные. Очевидный ответ, но большего я не узнал. Люди как будто изначально не могут сходиться друг с другом, но контактность, как свойство, значит очень много. Сама психология значит очень много. Наверное, я был не прав, но внешняя красота не гарантия того, что человек станет перед одним весомее, чем был раньше. Тот, чья психология круче, пусть не так красив, как хотел бы, победит того, кто красив, но слабее психологически. Люди в этом противостоянии довольно часто напоминают зверей, борющихся за место под ярким солнцем. Чьи тачки круче, у кого бабла побольше. Чьи тёлки красивее. Чьи дома побольше. Чей пост выше. А некоторые даже своими половыми органами меряются...
Человек с папкой поморщился.

- Надо понимать шире: не тело, а организм. Хотя это одно и то же. Та субстанция, которая подчинена конкретным закономерностям, и эти закономерности она перепрыгнуть не может. Всё равно, что играть в баскетбол - ты не можешь выйти за пределы площадки.
Даже когда приезжаю на новое место - чувствую себя неуютно. Потому что адаптация организма к новому климату. Чего бы я не хотел, а буду как варёный рак. Или, скажем, женщина. Откроет она свои ноги, грудь - и я обращу внимание...Это, пожалуй, самый больной вопрос.
- Почему?
- Потому что это проблема. Как мне кажется, не будь её, та наша дорога сложилась бы иначе. Вы беседовали с Музыкантом?
- Нет. Следующая встреча планируется именно с ним.
- Ну и хорошо, - Художник улыбнулся, - эта проблема главным образом касается нас обоих. Мы как рак и лебедь (художник усмехнулся). Боюсь представить, что было бы, будь ещё и щука...
- Прошу рассказать подробнее.
- Не вопрос. Потребность общения с девушкой, женщиной словно не зависит от меня. Но всякий раз, когда я пытался эту потребность реализовать, Музыкант говорил мне, что так, как я хочу, неправильно, а Писатель даже морщился, когда я говорил то, что думаю о женщинах.
- И что же Вы думаете?
- Всякое непотребство, как он говорил. Проблема, наверное, именно в том, что так и не сложилось по-настоящему полноценного отношения с конкретной девушкой. То, что предлагал Музыкант, не вызывало моих возражений. Но по его так ни разу и не вышло...Мои предложения воплощались в жизнь, но полноценности не случалось только потому, что "лебедь" был против.
- Против чего именно был Музыкант?
- Я смотрю на девушку и хочу её. Всё просто: грудь, ноги...Но и здесь тоже проблема. Вам нужна история? Или важно только то, что здесь и сейчас?
- Без истории не обойдёшься - без прошлого нет настоящего.
- Я уже говорил о возрасте. Так вот, именно он, как я думаю, повлиял на то, как я воспринимал девушку, женщину раньше и как воспринимаю сейчас. Её как будто сначала не существовало. Потом... Слушайте, ещё одна важная вещь. Мы говорили о людях, Вы ещё спрашивали, чем они для меня являются. А ведь есть одна прелюбытнейшая вещь: в частности, если говорить о восприятии мной девушек и женщин...

- Извините, что прерываю...А почему Вы их различаете?
- Потому что они по-разному воспринимаются. Музыкант, я думаю, лучше об этих различиях ответит... Так вот, то, что создали люди, по сути, сформировало моё отношение к женщинам (да, именно, к ним). Фотографии голых женщин навсегда поставили мне точку зрения на них.
- Но женщины без одежды - это естественно. Думается, рано или поздно, Вы бы увидели...
Художник усмехнулся.
- Если бы да кабы...Факт есть факт: в первый раз голую женщину я увидел на фотографии! Чувство, которое возникло, можно описать одним словом: заворожён.
- В то время, когда Вы обнаружили такое фото, существовали отношения с девушкой, женщиной?
- Тогда - с девушкой (в силу возраста). Не было - именно в то время я был до нельзя стеснителен. Быть может, именно это качество повлекло развитие моего интереса к женскому полу не в рамках каких-то отношений. Ещё фотографии - упоение видом груди, изгибами тела. В реальности я стал смотреть на оголённые ноги. Однажды меня настигло настоящее желание - сверху вниз я смотрел на девушку в платьице, которое оголяло большую часть груди и ноги. Весна и лето - это то время, когда женщины стали вызывать желание. Но настоящая его реализация случалась при просмотре фильмов, где встречались полностью обнажённые дамы. Эти фильмы как будто забирали часть этого желания. Они создавали комфортную жизнь: не надо было знакомиться с девушками, женщинами - достаточно было посмотреть фотографии или фильмы.
Вообще, это желание как будто руководило мной. Посмотри сюда, посмотри туда. Дарило удовольствие. Может быть, сложилось бы всё иначе, не будь у Музыканта такого трепетного отношения к девушкам... Как я уже и говорил, отношения не складывались. Музыкант, как взявший это дело в свои руки, это дело проваливал раз за разом  Он бы, наверное, мог со своей нерешительностью попасть в Книгу рекордов Гиннеса...Тогда уже я решил довести дело до конца. Ночные клубы - лучшее место для знакомств! Ноги. Поцелуи, касания - вот, ещё новые вершины в отношениях с девушками (или уже женщинами?). Потом вступила в действие мораль. Я-то знаю только одну цель в отношениях с женщинами, и именно она оказалась под запретом! Либо женись! А женитьба - вопрос из бронхов, то есть не из лёгких... Жениться только ради этого? Музыкант может и пошёл бы в ЗАГС, если бы достиг, чего хотел, но его цель - не моя цель. Поэтому дальше я опять навалился на фильмы, с которыми стал меняться.

Желание имеет одно свойство: оно никогда не удовлетворяется тем же, чем удовлетворялось вчера. Сначала просто смотреть на голые тела, потом на то, чем тела между собой занимаются. Снова влияние людей...Им не нравится просто наблюдать, им надо действовать. Не важно, что естественно - когда с кем-то. Сам с собой - для них нормально. Кто-то говорит, что полезно. Тело, к сожалению, для желания хороший ученик...Оно готово опускаться в своих привычках словно наркоман переходит от более лёгких препаратов к более тяжёлым.
А потом вступил в игру возраст. Интерес к девушкам, женщинам упал в разы. Удивительно, но интерес стали вызывать женщины твоего возраста. Красивые ноги, манящая кожа, но лицо...Оно старое! Эстету явно здесь не место...После определённого возраста женщины стали копиями картинок. Я их оценивал по лекалам фильмов. Некрасивое лицо, неидеальная фигура - сначала это, а потом какие-то мелочи стали убивать желание. Да и когда долго не касаешься женщины, оказывается, начинаешь забывать, каково это... Желание к тому же стало неразборчивым: дай ему грудь, ноги...А девочка это, старуха - ему всё равно. Действительно, оно как опустившийся наркоман: дай ему только дозу в виде оголённых ног и большой груди.
- А что сейчас творится с желанием?
- Оно не так остро, как раньше. Не проявляется по тем причинам, которые я замечал раньше. У меня даже возникло ощущение, что красивых девушек куда-то угнали. Да и на меня, честно говоря, стали обращать внимание не самые молодые дамы. Поистёрлось всё как-то... Смотришь на красивую грудастую девушку, а она уже с кем-то, или ты топчешься на месте со своим возрастом.
- Как Вы думаете, есть ли у Вас предположения, что будет дальше с желанием, учитывая возраст, мораль, отношения с Музыкантом?
- Ничего хорошего. Тело стареет - это необратимый процесс. Мозг чудит: руки промахиваются мимо ручек, пальцы чуть дрожат. Потребности тела всё равно не обойдёшь. Сытость, тепло - этого ещё никто не отменял...Да и потом, многое, что творится среди людей, диктуется потребностями тела.
- Что Вы хотите этим сказать?

- Всегда будет ограниченность площадки для баскетбола. Я вижу, я слышу, я вдыхаю запахи... Быть инвалидом весьма и весьма сложно. Но если ты здоровый человек, всегда будешь видеть, слышать, вдыхать, осязать то, что происходит вокруг. Тело - это ворота, через которые приходит мир. Не надо об этом забывать. Что я без органов чувств? Да, старение в части девушек довольно печальный процесс. Но неизбежность есть неизбежность.
- Нет здоровья - нет радости жизни?
- Именно. Но даже с плохим здоровьем ты будешь в этом мире. То есть всегда будешь иметь дело с его воздействием. Поэтому мир не может идти на тебя с войной. А если это так, то значит с тобой что-то не в порядке. Даже ограниченность пространства искупается множеством путешествий по миру.
- Спасибо за проведённый разговор.
Через несколько дней человек с папкой в той же комнате сидел перед Музыкантом. Приветственное слово, выяснение причин встречи - начало разговора, по сути, не отличалось от начала разговора с Художником.
- Вы не раз говорили, что нет ничего важнее любви. Сейчас это так? - спросил человек с папкой.
- Да, это так - Музыкант был не так бодр, как его товарищ, - если я полюблю, то всё в моей жизни изменится.
- То есть важность этого чувства настолько велика? А теперь Вы любите?
- Нет, к сожалению.
- Вы ищете это чувство?
- А как его искать? -  в глазах Музыканта вдруг вспыхнул огонёк.
- Если какое-либо чувство определяет Вашу жизнь, то оно необходимо для Вас. А если чего-то необходимого в Вашей жизни нет, то Вы это ищете. А если не ищете, то это что-то не так уж и необходимо.
- Спрошу ещё раз, - Музыкант, по всей видимости, становился более импульсивным, - как мне искать это чувство?
- Вы думаете, я отвечу на этот вопрос?
- Почему же никто не знает ответа на этот вопрос? Я слышу только предположения: мне повезло влюбиться, и тут я влюбился, я понял, что полюбил, любовь не ищут, она сама к тебе приходит...
- Но тогда разумно предположить, что этого чувства не существует. По крайней мере, для Вас.
- Но оно было в моей жизни, - пробормотал Музыкант.
- А если знать, что есть только здесь и сейчас?
- Тогда что я должен испытывать к девушкам? Относиться к ним, как Художник? С целью попользоваться? Поймите, невозможно влюбиться в тело!
- Вы в этом уверены?

- Ну да. Проверено на себе, - Музыкант усмехнулся, - Художник же Вам рассказал, какое чувство вызывает тело! Точнее, не чувство, а желание...Я же говорю: слишком много предположений. Но, по крайней мере, я знаю, что такое любовь.
- А может быть, любовь будет ощущаться иначе, чем в тот раз, когда она Вас посетила?
- Я же говорю: слишком много предположений... Если это чувство, как и любое другое чувство, то оно всегда одинаково. Роза всегда пахнет розой. Если она не пахнет розой, значит, это уже не роза, а гибрид какой-то. Я уверен, что в каком бы виде любовь ко мне не пришла, я её узнаю.
- Знаете, Ваша ситуация сильно влияет на состояние потока. Неопределённость с этим чувством влияет на полноценное нахождение в потоке и Писателя, и Художника. Они так же, как и Вы верят в важность этого чувства, но обрести его способны только Вы...
- Значит, способен? - в глазах Музыканта вновь заблестели огоньки.
- Поправлюсь - не уверен, что способны обрести. А Вы сами верите в то, что способны испытать это чувство?
Взгляд Музыканта в сторону собеседника стал очень внимательным, даже острым - настолько, что стал напоминать нож, проникающий глубоко в тело.
- Я и сам не знаю до конца, что со мной происходит, - сказал Музыкант после возникшей потом паузы, - наверное, всё дело в возрасте. Хотя жаловаться на что-то – не значит ответить на вопрос. Всё как-то поистёрлось... Желание, которое овладевало Художником, как будто заняло то место, с которого ушла любовь. Только в том, чтобы вернуть на это место любовь, и есть причина полюбить. Весна - не только открытие нового мира, как говорит Писатель, но и время полномасштабного наступления этого желания. Когда для любви нужны малейшие поводы, желание приходит и забирает всё внимание. Честно говоря, я сам в этом виноват. Да и во многом другом тоже виноват. Где во мне сострадание? Почему я не умею жалеть человека? Помочь ему, утешить его? Подобрать нужные слова, зажечь в нём надежду на то, что всё будет хорошо. Доброта? Почему я похож на озлобленного, холодного человека? Разве причина этого - не та же причина, по которой я не люблю сейчас?
Мне даже кажется, что отсутствие сострадания и доброты влияет на восприятие мира тем же Писателем.
- Поясните, пожалуйста.

- Всё дело в людях. Точнее в том, какие чувства они вызывают. Если я оказываюсь в определённой ситуации, и в этой ситуации наблюдаю людей или сталкиваюсь с ними, то начинаю испытывать какое-нибудь чувство. Даже зачаток чувства – ещё нет возможного полноценного чувства, но этот зачаток как будто сам уже чувство,  потому что формирует отношение к людям. Чувство любви к девушке, я уверен, имеет ту же природу, что и любое чувство к человеку. Хотя разобраться в своих чувствах – занятие сложное.
- Главное – разобраться. То, что Вы можете сказать, имеет большое значение.
- Конечно, - улыбнулся Музыкант, - иногда мне кажется, что надо вспомнить каждое сильное чувство, чтобы разобраться в причинах моего затруднительного положения. Если я сейчас начну отталкиваться от тех чувств, которые испытываю в своей повседневной жизни, я буду копаться в этой жизни, а не разбираться с чувствами. Например, чувство отстранённости от людей. Мало контактируя с кем-либо, находясь с незнакомыми людьми в салоне автобуса по два часа каждый день, видя их отстранённые лица, их холодность, сам начинаешь испытывать отстранённость и холодность, но уже не только к пассажирам автобуса, а ко всем людям. Причина этого чувства в пассажирах или во мне?
- Если Вы смотрите на пассажира и видите его отстранённым по отношению к Вам, то вопрос здесь в следующем: либо он Вам кажется отстранённым, либо он, действительно, отстранён по отношению к Вам.
- В этом-то и дело! Я не знаю, что он чувствует по отношению ко мне. Ведь он ничего не сказал мне о чувстве, которое возникло у него (скорее всего, в зачатке), когда увидел меня. Проблема чувства к девушке, я уверен, имеет свои корни в этой области. Как влюбиться? - спрашивал я себя. Смотришь на девушку. Если нравится - то поймёшь об этом сразу же. Но после этого понимания начинается самое сложное. Как к ней подступиться? Напомню, я неконтактен. Для меня завязать отношение сродни выходу в открытый космос. Есть ещё один момент: всякая симпатия к девушке сравнивается с самым сильным чувством. А я ещё и чистоплюй: мне не нужна обычная симпатия. Мне сразу подавай большую любовь. Признаться, это чувство я испытал впервые в довольно раннем возрасте - в семь лет. Что ни говори, о возрасте, но, когда это чувство заходит в тебя, как плотный туман вдруг заходит в пустую пещеру, в том возрасте, когда ты ещё не познал других чувств, оно запоминается навсегда.

Невольно, когда много раз сравниваешь симпатию с чувством, то выделяешь для себя важность самого ощущения этой симпатии внутри себя, и переключаешься на свои внутренние ощущения. А это и есть первый шаг, отдаляющий от людей, к которым эти симпатии испытываешь.
Но проблема, конечно, в неконтактности. Нет ещё разделения на симпатии и чувства, ты влюблён, но ты не подходишь и не говоришь девочке о своём чувстве к ней. Ты сидишь за соседней партой и "тихо" любишь.
- Возможно, в этом одна из причин Вашего положения. Не признаваясь в чувстве, Вы не давали ему жить дальше. Какой смысл любить человека, не стремясь быть рядом с ним?
- Как мне кажется, это необязательно - быть рядом, чтобы любить.
- Но в Вашем случае чувство погибло?
- Да. Хотите сказать, что я ни черта не умею любить?
Человек с папкой поморщился.
- Из того, что Вы сказали, нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии такого умения, - сказал он.
Музыкант насупился.
- Да, всё же любовь именно такова, - произнёс он после паузы, - это и не чувство даже, а целый мир. Страна озёр...
- Простите?
- Я видел такую страну, укрытую сумерками и туманом, когда любил.
- Но всё же, - продолжил сотрудник центра после снова появившейся паузы, - глубина чувства ясна. Наверное, однажды Вы поняли, что надо подойти и познакомиться.
- Да, конечно. Моя неконтактность всегда приводила меня же самого в тупик. Я недорассказал о схожести восприятия людей в автобусе и девушек. Так вот, не зная, что испытывает к тебе человек, нельзя говорить о каком-либо чувстве. Поэтому то чувство отстранённости, о котором я говорил, ложное чувство, точнее – иллюзия.

Похоже на то, что в такую же иллюзию я впал и по отношению к дамам. Я поглощался чувством, которое возникало к даме. Думалось, что ничего не смогу сделать, что я жалок в сравнении с ней. Подступиться к такой нереально. Страх перед возможным знакомством затмевал само чувство. Поэтому я стал искать себе помощь в другом, а именно в том, что не зависело от меня. Будет легче, думал я, если знакомиться с теми, кто смотрит на тебя в ответ. Отчего-то я возомнил себя гуру разгадки взглядов девушек. Я по-прежнему как баран искал только любовь, и однажды, думая, что сильно нравлюсь девушке, я влюбился ещё до знакомства с ней, делая выводы по случайному разговору её с подругами, взглядам в свой адрес. Влюбился так, что пожалел обо всём на свете.
- Почему?
- Потому что познакомился! Девушке я не нравился совсем! Иллюзия огрела меня настолько сильно, насколько я думал, что иду навстречу взаимной любви. После этого всё стало только хуже. Мои неконтактность, неуверенность в себе, память об испытанной боли сподвигали к неудачам в знакомствах с теми, кто нравился. В конце концов я напрочь потерял способность влюбляться.
- Конечно, всё дело в возрасте?
- Единственное, что приходит на ум. Интересное наблюдение: потеря способности влюбляться привела к потере остроты желания к девушкам, женщинам.
- А в чём всё-таки разница между ними?
- К девушкам возможно испытать нежные чувства, к женщинам – нет. Возраст ещё дал и перекос в отношении к девушкам. Понимание разницы в возрасте - ещё одна причина не знакомиться. А что касается отсутствия доброты и сострадания, то дело, похоже, тоже в иллюзии. Я надеюсь на доброту и сострадание со стороны других людей, поэтому сам не взращивал в себе эти качества. А именно эти качества важны для Писателя.
- Об этом лучше отдельно. А если говорить о чувстве любви, не утаивая ощущения от сказанного, то Ваше положение скверно. Но всё-таки, почему именно любовь?
- Если посмотреть на мою жизнь, то да, незачем. С отношением к женщинам прекрасно справляется желание. Похоже, оно скрутило не только Художника, но и меня.
- Спасибо за проведённый разговор.

- Нет, это ещё не всё. Ощущения, которые я иногда испытываю, напоминают ощущения любви. Да, есть женщины, которые проходят мимо меня, и мне доподлинно известно, что они вызывают желание. А некоторые девушки как призраки - я вдруг начинаю вспоминать давно забытый аромат, то невидимое, что приносит в город тёплый и солнечный весенний ветер. Но они так и остаются призраками. Довольно часто, слыша смех девушек, я представляю себе тех самых озорных девчонок, которые вселяют в сердце чувство радости. Но тут же я ловлю себя на мысли, что как стал далёк от них. Может быть, это тоже восприятие времени: мне кажется, что они остались там, где я мог мгновенно испытать чувство влюблённости. Если я с ними и начну знакомиться, то неизменно столкнусь с вопросом, а сколько мне лет. И всё - знакомство завершится, не начавшись. Дело, наверное, не в чувстве любви или желании. Кто-то внутри человека направляет его сердце. Может быть, он сам предрасположен к желанию, но почему же нельзя осознанно выбраться из его пут, как будто кто-то внутри человека делает эти путы крепче. Ведь человек способен любить, понимаете? Услышит он какую-нибудь мелодию, и она напомнит ему о любви! Тогда, если вообразить способность любить в виде человека, то он, сидевший на стуле в "отключке", вдруг очнётся, вскинув голову, и посмотрит в глаза человека напротив - тёмного и мускулистого - если именно в виде такого человека вообразить тело.
Человек напротив вертел в руках шариковую ручку и молчал.
- Следовательно, стоит стремиться к этому чувству, несмотря ни на что, - произнёс он, - но этих ощущений мало. Потоку требуется действительное чувство.
Музыкант молчал, но через пару мгновений продолжил говорить.
- Но иногда мне, действительно, кто-то нравится! Желания нет и в помине! И наоборот, девушка с красивыми ногами, но с симпатичным вроде бы лицом, не вызывает желания. Значит, не всё потеряно!
И потом, общение с девушками приносит удовольствие, даже без достижения той цели, на которую рассчитывает желание. Но всегда в этом общении возникает момент пустоты: ты понимаешь, что ты в неё не влюблён, и тут же как будто теряется волшебство, которым окутывались такие отношения. Даже красивые девушки – казалось, познакомься с ними, общайся и влюбишься, потому что красота лица вызовет такое чувство. Но нет – не вызывает.
Ещё, наверное, любовь как чувство может не прорасти среди других чувств, которые вызывает мир. Он ведь постоянно воздействует на тебя, а значит, ты постоянно реагируешь на него. Одно постоянное чувство, как например, чувство ежедневного однообразия может забетонировать ту почву, где любовь могла бы прорасти.

- Как Вы сами сказали: одни предположения. Требуется реальное чувство.
Музыкант ничего не ответил.
- Конечно, - нарушил он молчание, - нельзя полюбить только потому, что любят тебя. Иногда бываешь уверен, что нравишься девушке (может быть, снова впав в иллюзию, но это уже не важно!), но ты знаешь, что в твоём сердце нет ничего в ответ. Но что с другими чувствами? Почему люди вызывают отторжение? Почему в этом мире всегда присутствует чувство неуверенности? Где чувство теплоты? Почему мне некомфортно? Я смотрю на этот мир и понимаю, что должен к нему приноравливаться. Кто я такой без воздействия мира? Есть ли я всего лишь собрание чувств как реакций на это воздействие? А этот мусор - чувства как реакции на другие чувства?
- Прошу пояснить.
- Да то же чувство отстранённости. Возникает чувство злобы на это чувство, потому что кажешься себе ненормальным. Любое чувство можно пережить. Надо только это сделать. Если стремиться к любви, то, может быть, на его пути стоят другие чувства - отчуждённости, неуверенности. Их переживаешь как чувства, как большие важные события, и эти чувства становятся историей.
Уверен, что можно выпутаться и из пут желания. С ним девушки становятся одинаковыми. Ноги, фигура. Ты словно пытаешься их увидеть, а у тебя вдруг "село" зрение. Но иногда ты видишь именно лицо, и оно начинает высекать искры в твоём сердце. Мир не меняется. Изменилось моё восприятие. Женщины остались женщинами, девушки -  девушками.
- Значит, проблема не в мире, а в Вас?
- Звучит как нечто очевидное. Когда осознаёшь эту сентенцию и переводишь вилы на себя, ни к чему полезному не приходишь. Обвиняя себя, выставляя себя виноватым во всех грехах, начинаешь закапывать себя в почву, из которой трудно выбраться.
- Но и переводить стрелку только на мир тоже неверно.
- Согласен. Есть нечто объективное, что мешает, но причины наших проблем в нас самих.
- Хорошо сказано. Каким Вы видите мир?

- Солнечным и прекрасным. Когда приезжаешь на море, так и есть за редким исключением. Но в нашем городе осенью приходит тьма, и что с этим поделаешь? Она выматывает всё, что есть внутри. Восходят новые чувства, и они имеют грустный окрас, и они уже похожи на мокрый песок во рту, только этот песок нельзя выплюнуть. И что ты с этим миром сделаешь? Снова обвинять себя?
- Ничего не поделаешь. Терпеть. По логике в этом случае надо полюбить человека, потому что у него нет сезонов погоды.
- Вот! Что и следовало доказать! А если не можешь полюбить? Терпеть?
- Или придумываешь себе светлый мир.
- Бегство от реальности? Это уже больше к Писателю. Но всё-таки любовь не так проста. Она не односложное чувство. Как Вам такие выражения: радость любви и печаль любви?
- То есть это чувство может отдавать другим чувством, и этот оттёнок может отличать одно чувство любви от другого чувства любви?
- Да, возможно. Но вопрос ещё и в том, есть ли в любви изначально всегда и печаль, и радость. То есть при разных обстоятельствах больше проявляется либо печаль, либо радость, или особо из этих оттенков ничего не проявляется. В моей жизни печаль проявилась сильнее.
- Всё же я до конца не могу понять, а нужна ли любовь. Если она есть у человека, то этот вопрос глуп. Но если её нет, насколько она важна?
- Не могу сказать. Потому что её отсутствие к смерти человека не приводит, по крайней мере, физической. Но призадумайтесь о том, как устроено наше общество. У нас гендерный принцип устройства! Приезжаешь на отдых, и какое сочетание людей самое частое? Семьи и пары (союзы мужчин и женщин с детьми или без). Так устроено: люди делятся на мужчин и женщин, и у мужчин, заметьте, имеется такое отношение к женщинам, которого нет у мужчин к мужчинам, как и у женщин к мужчинам, и нет у женщин к женщинам. В этом отношении всё дело!
- Значит, в приоритете тело?
- Я понимаю, к чему Вы клоните!
- А как мне не клонить, если Вы битый час рассказываете, как не любите в эту самую секунду!
- Это ничего не значит!
- Да как не значит? Как можно говорить о том, чего нет?
- То есть я как попка-дурак талдычил Вам об ощущениях, а теперь Вы говорите, что ничего нет? Нет, я всё-таки дорасскажу...

- Извините, что прерываю, но хочу, чтобы Вы понимали. По моим ощущениям Вам до любви далеко, как от Земли до Юпитера (если для Вас, конечно, любовь возможна). Нет того, чего не существует. Это один из принципов потока: он складывается из того, что действительно. Действительность, замечу, отличается от реальности, если их брать как свойства вещей. Вот, Вы говорили о чувстве отстранённости от людей. Доказали, что оно ложно. Когда Вы его испытывали, оно было реально. Но недействительно, потому что не было чувством, основанным на действительном отношении человека к Вам. Так и здесь: Вы говорите об ощущениях, которые напоминают о любви. Эти ощущения как ощущения действительны (если Вы их испытываете от того, что действительно видите и слышите), но как ощущения любви реальны только для Вас, потому что к действительной любви не приводят...
- Но ведь могут!
- Возможность не есть действительность. Вы можете написать великолепную сонату для фортепиано. Я в этом уверен. Но для этого Вам надо научиться играть на фортепиано и освоить нотную грамоту. Научитесь, воплотите в нотной тетради - тогда "Вы можете" превратится в "Вы написали".
- Но если я уже испытывал любовь? Разве это не доказательство её действительности?
- Когда это было? Двадцать лет назад? Поток - это то, что здесь и сейчас. Да, Ваши мысли складывают одну из групп его элементов. Но этот "Вы" - "Вы" сегодняшний. Постаревший, с дрожащими пальцами, под пятой желания. Как говорил Художник, нельзя, играя в баскетбол, выйти за пределы площадки. Так вот, эта площадка есть и у Вас.
- Но эта площадка, недействительность любви для потока в данную секунду не являются причинами, чтобы отрицать любовь и наплевать на ощущения, которые могут к ней привести. Если я слышу ноктюрн из фильма, и испытываю из-за него ощущения любви, я не могу её отрицать. Каждый раз, когда я вдруг вижу девушку и чувствую, что могу к ней испытать любовь, рядом со мной встают мои воспоминания: и в них много боли. Если эта девушка не смотрит в ответ на мой взгляд, я сразу начинаю думать о том, что не нравлюсь ей, а значит, подходить к ней бессмысленно. Дело не в любви, а в моих воспоминаниях. Я уже на автомате не смотрю на девушек, чувствуя в себе боль. Да, тело безжалостно со своим желанием, но посмотрите, во что превратилось тело, а вместе с ним и сердце! Художнику, наверняка, было стыдно рассказывать, куда он смотрит, как он путает девушек и постаревших женщин. Что будет дальше? Желание просто играет с ним.

- А что дальше с Вашим чувством? Вы не можете переступить через свою боль. Так почему же Вы без конца говорите?
Музыкант ничего не ответил.
- То есть всё свелось к тому, что я "сыкло"? - сказал он после паузы.
- Если Вы используете такой лексикон...Это слово перекликается с тем, что сказал Художник. На вопрос о том, какое ощущение он испытывает, когда выходит на улицу и встречает первого прохожего, он ответил, что ничего, но потом добавил, что страх.
- Страх первороден. Страх высоты, страх утонуть, страх смерти, в общем. Этот страх для жизни как флажки для волков в зимней охоте на них. Конечно, боль от отношений девушек привела к страху. Если, например, поймать неприятную дрожь в теле, когда пальцами тронешь оголённую розетку, то уже со страхом будешь смотреть на каждый бесхозный провод.
- А что же Вы, интересно, испытываете, когда встречаете людей?
- Я думаю о том, а что они думают обо мне. Воображаю, что они подумали, когда я сделал то или это. Как будто они смотрят на меня. Все свои движения выверяю, думая, как они выглядят для людей поблизости. Много домысливаю за них. Сейчас они сделают что-то нехорошее, и уже заранее ругаю их внутри себя.
- Это к вопросу об отсутствии доброты?
- Да. Почему-то эти мысли сводятся к плохому, а не к хорошему. Слишком много мыслей. Наверное, всё дело в этой проклятой неконтактности...
- Если это и причина для тех чувств, которые складывали Вас как личность, то теперь её установление как причины ничего не даст. Общительность при наличии внутренней зажатости не откроет личность навстречу другим людям.
- Что мне делать, доктор?
- Шутить изволите? Не болью, так юмором? Насколько для Вас важно чувство страха?
- Ни насколько. Оно мне не нужно.
- Но оно в Вас есть?
- Есть. Если я и боялся людей, то потом перестал. Но теперь я ничего не чувствую к людям.
- Простите? - поперхнулся сотрудник центра.
- Именно: у меня бесчувствие. Думаю, что потеря способности влюбляться по какой-то цепочке привела к потере интереса к людям.

- Вы серьёзно?
- На сто процентов. А Вы говорили, что любовь не важна. Значит, в ней есть нечто, что смягчает сердце. А такое сердце ко всем людям тянется.
Теперь настала очередь для молчания сотрудника центра.
- Возможно, бесчувствие – тоже в каком-то смысле чувство, - нарушил он вскоре молчание, - может быть, это чувство отстранённости от людей, которое закрепилось после тысяч и тысяч часов поездок в автобусе по одному и тому же маршруту. А если это чувство, то его надо пережить.
- Пережить – значит обрести новое чувство. Каждое чувство, как думается, покрывается только новым чувством. То есть нельзя вырвать и выкинуть из сердца чувство. Теплота к людям покрылась отстранённостью от них, ненависть - равнодушием, симпатия - тоже равнодушием. Знаете, реагируя на мир и жизнь среди людей чувствами, можешь поймать себя на мысли, что похож на космический корабль, который движется в некоем тоннеле. Собрание реакций - вот, что я есть всё-таки... Сказали мне в детстве, что не умею ничего делать, потом я доказываю, что умею. Учусь на пятёрки, чего-то достигаю. В юности меня шпыняли ровесники, обижали, унижали - потом я из себя долгие годы выживал труса. А с любовью тоже интересно. Общая картина была весьма скверной: мир (в смысле, люди в общей массе) скорее не любит тебя, чем любит, и ты постоянно жаждешь любви, именно любви от другого человека. То есть твоё чувство для того и нужно, чтобы вызвать любовь другого человека. То есть понятно, насколько больнее при таком раскладе получить отказ в своём чувстве к другому человеку?
- Так вот в чём причина!
- Какая-нибудь мелодия, напоминающая о любви, привяжется к тебе, и слушаешь её как наркоман, словно эта мелодия и есть любовь. Возраст есть возраст. Разницу в этом смысле с другими людьми не скинешь со счетов. Да, молодые девушки красивы сами по себе. Гладкая кожа, блестящие глаза, сводящие с ума овал лица, изгиб шеи. Но они на тебя не смотрят так же, как ты на них. Возможно, они видят какого-то мужика. А они влюбляются в парней. Не тебя они будут провожать глазами, а их. Разве возможно увидеть любовь в их глазах, когда они смотрят на тебя? А ровесницы - на них без слёз и не взглянешь. Может быть, в этом причина бесчувствия? Ты можешь влюбиться уже только в ровесниц, а сердце выбирает только молодых. Каков диссонанс?

- Получается, что вероятность взаимной любви, да и, похоже, просто любви, становится ещё меньшей. Поэтому Вы так часто вздыхаете, словно дырявая камера?
- Шутить изволите? Но этот конфликт возможно разрешить?
- Если только Вы окончательно поймёте, что слишком стары для молодух. Подождите лет десять - конфликта не будет.
- А если не ждать?
- Пытайтесь. Если сердце таково, то что поделаешь. Но поток есть поток, и Вы в нём не один.
- Понимаю. Каким должен быть поток?
- Гармоничным. Чтобы Вы, как минимум, не вздыхали.
- Спасибо, доктор, - улыбнулся Музыкант.
Сотрудник центра улыбнулся в ответ.
- Отдельная тема – красавицы, - взял слово Музыкант, - они ведь ещё остались? Если так, то с ними всегда возникает чувство, что в них можно запросто влюбиться. Но слишком высока конкуренция в том, чтобы быть рядом с ними.
- Тоже пытайтесь. Но не забывайте о законах конкуренции - объективно оцениваете себя. Но может и повезти...Хотя, судя по Вашим рассказам, шансы на такое везение невелики.
- Игра. А ещё жизнь в одиночестве тоже даёт свои плоды - ты иначе смотришь на людей в отличие от отличника "сермяжной правды" или человека, который не может представить свою жизнь без других. А ещё многое, в том числе и чувства, вызываемые желанием, оцениваются с точки зрения морали. Не я её придумал - вопрос к Писателю. Но чувства, которые фильтруются этой моралью, тоже вписываются в ваш замечательный поток. Например, многое, что от желания, воспринимается, как мерзкое. Не поздоровался с человеком, с которым здоровался до этого, и всё - возникает чувство того, что совершил нечто плохое. Или кто-то сказал о тебе нечто нелицеприятное, и ты ходишь, обдумываешь, прав этот человек или нет, выносишь решение - какое чувство испытывать - вины или непонимания.
- То есть штурман на том корабле - мораль?
- Бог его знает. Тем не менее, желание всегда возникает независимо от того, как его ты оцениваешь. Ещё надо испытывать чувство от конфликта физиологии и морали. Но это больше к Писателю.
- Конечно, беседа с Писателем тоже планируется.

- Чувства ведь таковы, что одни из них влияют на возникновение других. Это как чувство злобы после чувства отстранённости от людей. Но бывает ещё тоньше. Например, я вижу, даже больше слышу, как девочки-подростки играются в бассейне. Да, эта игра должна вызывать чувство умиления и радости жизни. Я помню, что вид на такую игру во мне вызывал радость. Беззаботность, увлечённость - качества, которые проявляют девочки при такой игре, не могут вызывать другое чувство. Но теперь этого чувства нет. Потому что думаю, а насколько оно правдиво. Либо правда в том, что я и сам играл так, и мне было радостно, и эта радость вспоминается и приносит чувство радости, либо правда в том, что никакой радости как радости-воспоминания быть не должно, и если есть радость от этой игры, то я должен её получить, сопереживая, например, радости этих девочек. То есть им радостно - и мне радостно. Но если у них нет радости внутри? Вдруг беззаботность – их обычное качество? Значит, моё чувство радости было ложно, и поэтому теперь ничего не чувствую? Или, например, идёт навстречу семья - высокий статный отец, стройная мама-блондинка и милая девочка лет пяти. Идиллия? Счастливая семья? Я могу радоваться, вспоминая картинки из рекламы. А в действительности? Счастлива ли эта семья, чтобы я был рад за них?
- Конечно, я говорил о действительности чувств для потока, но разве возможно перелопачивать каждое чувство?
- Но как-то я же пришёл к бесчувствию? Не потому ли, что слишком много раз ложные чувства испытывал?
- Или у Вас слишком много обдумывания. Зачем думать о чувствах? Они есть – хорошо, нет – плохо.
- Всё дело – в любви и желании. Я не смог полюбить, а быть под пятой желания – повиноваться только чувствам, которые из-за него возникают. Отсюда всё пошло. Я вынужден был обдумывать чувства, причиной которых стало желание. Но кто же знал, что этот механизм автоматически будет действовать и в отношении других чувств – да так, что приведёт к бесчувствию. Не обдумывать я не мог – иначе пропасть желания захватила бы меня. Поэтому должен быть внутренний цензор - тот, кто чувствует настоящее во всём - и в чувствах, и в мыслях, и в делах. При нём не придётся обдумывать.
- Возможно, мы и пытаемся доказать существование такого цензора.

- Должно быть, это верно. Даже в любви есть переходы от иллюзий к действительности. Однажды я участвовал в обучении по видеосвязи. Вверху экрана стояли картинки с лицами других участников обучения. На одной из таких картинок я увидел симпатичную девушку. Выведя эту картинку на весь монитор, я нашёл эту девушку очень милой. Потом, во все последующие дни видеообучения я любовался этой девушкой. Потом, когда мы все встретились очно, я обнаружил, что эта девушка мала ростом, и лицо не такое милое, как на экране. Но всё же она мне в какой-то степени ещё нравилась. Я узнал её телефон, договорился о встрече, встретился. По разговору она оказалась совсем другой. Так симпатия, которая могла быть любовью, прошла проверку действительностью и исчезла как дымка на реке с приходом солнечного света.
Люди сами по себе вызывают у меня определённые ощущения. Купаюсь я в море. Возвращаюсь к берегу, стою по пояс в воде. Умиротворение, которое обычно у меня вызывал вид моря, когда я так по пояс стоял, отсутствует, потому что на скале, торчащей из воды поблизости, стоят два мужика, и мне кажется, что они смотрят на меня. Чувства, которые вызывает природа, существующая независимо от людей, отличаются от чувств, которые вызывают люди, которые рядом с тобой и не говорят с тобой. А те, кто говорят, вызывают другую палитру чувств! И в этой палитре ты не можешь сразу различить, где настоящее чувство, а где ложное.
- Это одно из свойств тоннеля - иметь определённую картину мира. Тоннель - тоже свойство потока. Это путь, в рамках которого продвигается процесс осмысления всех элементов потока. Идеальный тоннель - путь, который определённо ведёт к истине. А это самая сложная категория. Вкратце, это то, что объясняет всё.
- Кто Вы такой? - вдруг выпалил Музыкант.
- Человек, который хочет всё объяснить.
- И ещё, - сказал Музыкант после возникшей паузы, -  да и сам я даю себе чувства радости - шуточки, обыгрывания слов и действий. Наверное, для того, чтобы заполнить пустоту во всей палитре чувств. Даже хорошо поёшь - и уже чувство радости. Наверное, ещё одна из причин бесчувствия – подспудное стремление избежать неприятных, ужасных чувств. Бесчувствие, может быть, и наступило только тогда, когда их стало слишком много. Сердце должно переживать все чувства - так оно становится сильнее. Но жизнь в городе не даёт на это время, и ты попросту отключаешься от каналов поступления новых чувств. Но нужно ли понимать, для чего тебе чувства? Да и честно говоря, само сердце как телесный орган подверглось, как и всё остальное, старости. Оно уже не способно на сильные чувства. Даже сильно разозлиться - это не к нему. Как будто в слёзных железах закончились слёзы. Как будто у меня сердце Кая. Оно и плывёт там, где и может плыть - в море бесчувствия.

- Может быть, сердце ещё сможет пережить старые чувства и обрести новые, и рядом с ним не будет воспоминаний-исполинов.
- Как знать, как знать... Спасибо за проведённый разговор.
Человек с папкой, улыбнувшись, кивнул в ответ.
Писатель смотрел на человека с папкой так, как будто пытался сразу выразить то, о чём хотел сказать и что, как он надеялся, хотел знать его собеседник.
- Вопрос о потоке, как выяснилось, оказался очень и очень непростым, - начал тот, - итак, если вкратце – по сути, поток  - это существование, которое ведёт человек. Вы, Музыкант и Художник с различной ориентацией на элементы потока, и, что самое интересное, каждый - только на один из элементов, в совокупности можете объяснить, как работает каждый из элементов. По крайней мере, доподлинно известно о трёх элементах. Это мозг, тело и сердце. За тело в каком-то смысле отвечает Художник, а за сердце - Музыкант. Мозг, как стало понятно, всего лишь инструмент, описывающий всё, что с ними происходит. Так называемые иллюзии – его продукт, но причина иллюзии не в нём.
- А в чём? - спросил Писатель.
- Например, в теле. Самое его яркое проявление - желание к женщине. Когда возникает пик желания, тело даёт понять мозгу, что некоторые женщины предрасположены к нему, чтобы облегчить знакомство для достижения своей конечной цели. Или, наоборот, когда возникает кризис из-за неудовлетворённости, тело способствует особому вниманию к женщинам, что рождает свои иллюзии - как то: ощущение холодности с их стороны, чувства только в связи с "игрой во взгляды". Пустые и застывающие взгляды на какой-нибудь женщине. Желания уже или ещё нет, а глаза почему-то смотрят, и внутри рождается чувство злобы к такой женщине, потому что потом в том же сердце раздаётся - "фу! ну, зачем ты на неё смотришь?", когда мозг понимает, что женщина стара или некрасива. Сердце отвечает за все чувства, и, по сути, те чувства фиксируются, когда они проходят через сердце.
- Это доказанный факт?

- Нет, многое, что мы смогли собрать, основано на ощущениях со стороны Вас троих. Почему сердце - это нечто, транслирующее чувства? Потому что не все чувства даются телом. Определённо есть ещё и четвёртый участник потока, и (в этом нет, правда, стопроцентной уверенности) между ним и телом возникают конфликты. Самый яркий - относительно женщины. А именно, что к ней испытывать - любовь или желание? То, что этот участник существует - бесспорно. Конфликт между ним и телом настолько глубок, что тело либо кто-то связанный с ним убеждали мозг, что этого четвёртого не существует. Тело всегда здесь, рядом, его желания требуется удовлетворять немедленно, а четвёртый - не здесь, потому что всё "здесь" забирается телом опять-таки при содействии некоего сильного. Но этот четвёртый участник тоже рядом, несмотря ни на что. Вы прочитали стенограммы разговоров с Вашими товарищами?
- Да, а ещё раз перечитал "Постулат".
- Этот текст тоже помог нам понять то, что относится к потоку и его участникам. Я так понимаю, что и наши беседы войдут в него?
Писатель кивнул.
- Значит, пока в них даты с 22 марта по 7 сентября. Итак, самый главный вопрос: что послужило причиной?
- Вопрос "почему". Почему мир устроен именно так, что его не понять? Почему люди устроены так, что их не понять? Почему я внутри такой, каким меня не воспринимают люди? Почему эта разница привела к тому, что некомфортно жить среди людей? Я вечно зажат. Жизнь моя словно говорит о том, что я всегда стремлюсь к тому, чтобы быть нервным человеком. Почему если жить так, как я живу теперь, то неизменно оказываюсь в болоте?
- А как Вы теперь живёте?
- Не соответствую гендерному обществу. Подниму тему Музыканта. Честно говоря, эта тема мне уже осточертела. Всю жизнь он гнался за любовью. Надеялся, что, вот, сейчас, он влюбится, но влюбится так, что полюбит. Взаимно. Но теперь становится понятно, что до любви как до Юпитера, то есть, может быть, вероятность её обретения стала ещё меньше.
- Может быть, назвать любовью нечто другое?
- Если с точки зрения Музыканта нечто другое станет любовью, то конечно. Но пока, как он думает, лицо девушки что-то зажигает в нём, значит, так может найти любовь. Если фигура девушки или женщины, её походка поднимают нечто тёмное с низа живота, то это не любовь.
- Но столько лет топтаться на одном месте – не смешно ли? Пока Музыкант дождётся такого лица девушки, глядишь, придёт уведомление о назначенной пенсии, - улыбнулся сотрудник центра.
- Да, смешно. То есть получается, что это не настолько важно, раз можно вот так играть в ромашку "любовь - не любовь"?
- Именно.

- Но желание в любом случае не даёт покоя. Ведь оно входит в базовый перечень как чувство голода или чувство жажды. А с игрой, которое желание устраивает, жизнь вообще катится в какую-то бездну.
- Так насколько важна любовь? Стоит ли она той тягомотины, в которую вас всех затаскивает желание?
- Может быть, любовь – тоже иллюзия? Дань прошлому? Пунктик, который на повестке дня только потому, что не удалось решить эту проблему в молодости? Но сейчас решить и сказать – любовь не нужна – невозможно, - сказал Писатель.
- Так в чём же всё-таки причина?
- Потребность, пусть и не такая сильная как желание.
- Потребность сердца? – быстро задал вопрос человек с папкой.
- Если мы условились, что сердце лишь транслятор чувств – то либо тела, либо четвёртого участника. Очень даже может быть, что и тела. Если оно вытащило на место любви желание, то значит, оно имеет влияние на это чувство, - произнёс товарищ Музыканта и Художника.
- Но если это так, то почему оно жонглирует этими чувствами? Разве один и тот же объект может вызывать чувство одной направленности и при этом быть поводом для совершенно разных чувств, подпадающих под эту направленность? Это всё равно что, как если бы к еде Вы стремились из чувства голода и из чувства долга одновременно.
- Значит, участник потока №4? – спросил Писатель.
- Может быть, тем более, что мы до обсуждения его не дошли. Пока получается, что поводом для постановки вопроса о потоке стала проблема с девушками.
- Нет, это не самый главный повод. Эта проблема не даёт нормально жить так, как я теперь живу. Чувство однообразия езды в автобусах - в том числе, из-за девушек, которые в этих автобусах ездят. Работа, которая съедает продуктивность всего дня, стала пилюлей бытия и отвлекающим от этой проблемы явлением. Нежелание что-либо делать по дому - это отражение чувства печали по отсутствию девушки. Но, несмотря на то, что жизнь, которую я веду, зависит от решения этой проблемы, главная причина в другом.

Болото, о котором я писал - не просто болото. Опасность этого болота в том, что затянувшая меня субстанция, в пределах которой никогда ничего не меняется, стала отдавать катастрофой, когда стало понятно, что началась старость. А это что? Всё стало по-другому. Ощущение жизни как того, в чём больше нет огня. Отсутствие возможности влюбиться. Потеря остроты желания. Больше усталости. Меньше памяти. Снижение скорости реакции мозга. Тело, которое легко уходит с достигнутого уровня развития, а, чтобы вернуть его туда (если это именно теперь возможно), требуется больше сил. Больше раздражения по любому поводу. То есть дальше будет только хуже. То есть тело показало, что на него нельзя положиться полностью. Оно доказало, что ненастояще. Старость имеет прямое отношение к решению проблемы с девушками.
- Ключевое слово здесь - ненастоящее?
- Да, и я задался вопросом о настоящем. Первое, что я вспомнил из настоящего видимого мной, это свет.
- Тот самый, который объединил вас всех?
- Если рассматривать нас как персонажей, то да. Юнец отдалился от нас, оставшись в своём «светлом пространстве». Я вернулся к Художнику и Музыканту. Свет, который возник в первый раз, когда строфой за строфой рождалось большое стихотворение, и образы сменялись образами, и на одном из виражей, которые напоминали такие смены, в тёмном ночном небе возникло парящее над землёй озеро света. Не было ничего красивее и безмятежнее! Это когда чувство красоты заполняет всё внутри спокойствием. Самое удивительное в том, что этот свет был увиден не физическим зрением, а зрением, которое даётся воображением, а ощущения были такого уровня, что равнялись ощущениям от реального явления. А ещё - стихотворение напоминало своеобразный путь постижения реальности, и свет стал знаком высшего её понимания.
- То есть Вы увидели нечто в своём воображении и ощутили его в качестве реального?
- Получается, так.
- А нет ли здесь психического отклонения по аналогии с шизоидным состоянием, когда больного посещают подобные видения? То есть речь идёт об органическом поражении головного мозга. Мозгу пришлось перенапрячься, и он повредил одну малюсенькую часть, что не повлияло на работу других его частей.
- То есть я по-Вашему псих?
- Не мне судить. Но теперь мы рассуждаем здраво для того, чтобы действительно понять. Если всё-таки допустить, что феномен света, который всегда приводит Вас в замешательство, всего лишь ошибка мозга, то что тогда может случиться с Вашим мировосприятием?

- Не приводит в замешательство, а не даёт успокоиться, - ответил Писатель, подумав, - свет – и есть главная причина того, почему я ощущаю свою жизнь как болото, и он служит неким слабым сигналом в радиоэфире, благодаря которому я был готов разобраться с этим болотом. А если допустить Ваше объяснение природы этого света, а оно здраво и в каком-то смысле несёт облегчение, то остаётся только стремление к пониманию. Свет всегда дарил ощущение высочайшего счастья, знаменующего понимание всего на свете. То есть во мне есть нечто, что этот свет воспринимает и понимает, и оно же стремится к пониманию всего.
- Это действительно так?
- Вам нужны факты. Ощущение старости было поводом, чтобы задуматься о своём положении. Но силы для осмысления и дальнейших смен внутренних состояний, точек зрения на происходящее вокруг и внутри, дал один конкретный период. Не думаю, что я пришёл бы к мысли о том, чтобы разобраться и делать это письменно в другое время.
- Вторая причина - весна?
- Мне до конца не понятно, почему именно в этот период я начинаю говорить о том, о чём давно не говорил и прихожу к тем мыслям, которые приходят из глубины меня. Отлично помню, как идя по улице по привычному маршруту "дом-работа", я поднял голову и увидел синее до остроты небо. Оно как будто смотрело на меня, как смотрит человек, незаметно для Вас растянувшись в радостной и безмятежной улыбке. После этого во мне произошло первое изменение.
Но знаете, такое изменение, которое вызвало внутри каскад мыслей, и мыслей важных, касающихся осмысления собственной жизни. Одна из таких мыслей заключалась в том, что болото, в котором я оказался, не только в жизни, которую я веду, то есть в её затягивающим в себя и неизменном характере, но и во мне. Мой взгляд на мир застыл и подчиняется вещам, которые я как будто на автомате делаю изо дня в день. До этого момента мир отвечал болоту во мне - если взять ту же аналогию, то он смотрел на меня как пассажир автобуса - с понимающим и не сулящим ничего обнадёживающего взглядом. Теперь же мир оказался радостнее меня, и я удивился, и я не плюнул в ответ, а что-то во мне откликнулось на эту радость, и мозг вспомнил об озере света в ночном небе.

Следующая мысль была в том, что я отлично понимаю свет - по крайней мере, он о том, что мир - это источник, и что он может дарить силы и радость. Зарядившись этим ощущением, я так же, как и всегда посмотрел на людей, на город и понял насколько глубоко моё непонимание их. Именно это принесло мне грусть. Может быть, чтобы избавить сердце от этого чувства, воображение (хотя оно что само по себе есть?) или тот же четвёртый участник потока дали увидеть другой мир - точнее ощущения от летнего дождливого дня в деревне: пелена дождя, звук жестяного колокольчика на шее коровы выходящей из этой пелены, раскаты грома, зигзаги молнии за лесом, который стал появляться из пелены дождя, запах мокрой земли, звук последних капель дождя об металлический стакан, повисающие в воздухе возгласы детей, выбежавших на улицу после дождя - всё это я чувствовал, выглядывая из дома. Вся эта картина родила одну мысль - этот мир не имеет ни начала, ни конца. А уже эта мысль породила внутри чувство спокойствия и довольства миром.
- Вы можете зачитать описание того летнего дня? – прервал Писателя сотрудник центра, - почему-то мне кажется, что у Вас с собой есть файл с текстом.
- Да, Вы правы, - Писатель потянулся к заднему карману брюк и вытащил смартфон.
- Слышен звук жестянки, - продолжил он через пару несколько минут, - ты поворачиваешь голову и видишь, что за окном дождь. Лето. Ливень. Дверь на улицу открыта. Деревенский дом. Перед дверью со стороны улицы сухо, потому что навес. Звук жестянки – это звук небольшого колокола, может быть. Теперь слышно мычание коровы. Звук жестянки – действительно, звук колокола на её шее. Корова, вначале скрытая в пелене дождя, всё ближе к тебе – чуть грустная, шагающая как будто под нажимом. Её ведет старик в соломенной шляпе. Он уже весь обмок. Вдруг гремит гром. Корова ускоряет шаг, старик – тоже. Вдвоём они в завесе дождя так же внезапно исчезают, как и появились. А тебе открывается вид на лес. Он спрятался под пеленой дождя, но с каждой минутой виден всё отчётливее и отчётливее. Сквозь пелену сверкают лучи молнии, а потом раздаётся грохот на всё небо. Свежо. В носу запах, который возможно поймать только здесь – это запах и воды, и травы, и земли, которая, кажется, течёт по улице. Ты поднимаешь голову к небу и видишь, что оно уже проясняется. Возвращаешься в дом. Оглядываешься и видишь, как с навеса капает – частыми каплями, уже почти ручеёк. То же самое – за открытым окном. Но за ним капли ударяются об железную чашку, оставленную за окном на скамейке. Дождь прекращается, удары капель становятся всё реже и реже. На улицу выбегают дети, и их весёлые возгласы повисают в ещё влажном воздухе. Мир, у которого нет начала и нет конца. Разве его возможно понять? Он оставляет лишь чувство.


Воцарилось молчание.
- Следующий шаг был совершён в сторону людей, - продолжил свою речь Писатель, - когда я оказался в автобусе, который может стать знаменитым (Писатель улыбнулся), я ощутил то же чувство спокойствия, которое  я испытал при виде летнего дождя в деревне, и теперь я перестал чувствовать всё то, что я чувствовал в автобусе каждый день. Мне было наплевать на то, смотрят или не смотрят на меня люди, мысли об этих людях - не самого лучшего свойства - проходили мимо сознания, даже постоянное давление проблемы с девушками куда-то пропало. И потом, выйдя на улицу, я перестал оценивать людей. Я осознал, что многие мои ощущения ложны. То, что мне казалось правдой, на самом деле - иллюзия.
Как будто в своём восприятии мира я перешёл на другой уровень.
Тогда я стал думать, а что было отброшено, когда я перешёл на другой уровень восприятия? Что я знаю о людях? Первое, к чему я пришёл - мораль. Оценка поступков по системе "хорошо-плохо". Потом я сменил эти слова на "позитив" и " негатив", и обнаружил, что самый сильный позитив ощущается с помощью тела - еда, питьё, секс. Как впрочем, и негатив - убийство или разные увечья. То есть оценка базовых ощущений тела перешла на уровень вообще отношений людей. Да, к слову, и свет ощутился как сильный позитив, поэтому он мозгом и запомнился. Все эти оценки вошли и в мою жизнь. Я стал оценивать людей с той точки зрения: а хороши ли, плохи ли они, хорош или плох я. Не так человек посмотрит - негатив. Но это может быть иллюзией - ничего плохого в этом человеке по отношению ко мне и не было! Отчуждённость, холодность - все эти чувства стали отдавать иллюзией.

Я стал избавляться от этих иллюзий после перехода на второй уровень. С этого же уровня я увидел, что в глазах одной девушки на автобусной остановке есть то, во что влюбляются. Если та жизнь, которую я вёл, стала настолько привычной, что я не замечал четвёртого участника, то эта привычность может быть понята, если я обращусь к этому участнику.  Желание к женщинам, хождение по магазинам, чтобы купить еду или одежду, чтобы лучше выглядеть. Забота о теле - не быть жиртрестом, не болеть. Ходить на работу, которая даёт какой-то статус в глазах других людей (то есть казаться кем-то, выглядеть), отдавать своё время, как бесценную плату, за то, чтобы выглядеть. Разве всё это не тело? Если да - то по логике "от обратного" - четвёртым участником могла быть только душа.
- У меня возник вопрос, - сказал слушавший до этого внимательно сотрудник центра, - Вы как-нибудь ощущаете душу?
- Мне кажется, да.
- Что это за ощущение? Позитивное?
- Да.
- Как же Вы этот позитив отличаете от позитива тела?
- Никак. Значит, разница между телом и душой не в ощущениях?
- Получается, так.
- Но с помощью души я смог избавиться от иллюзий тела, и негатив во мне заметно поубавился. Вскоре я заметил, что та нейтрализация мира чувств, который возникает среди людей, а она случилась при чувстве спокойствия от нарисованной литературой картины и, соответственно, чувстве довольства миром вне людей, возникает при нахождении на втором уровне.
- Здесь прошу пояснить.
- То непонимание, которое возникало от ощущения города, приводило к негативу внутри меня. Мир, который показало нечто внутри меня, не вызывал вопросов. В нём было понятно всё: и дождь, и корова, и гром, и запах земли, и дети. Также и с весной. Оно показало мне, что мир - это повод для внутренней радости.
- То есть душа - это ощущение радости мира? Она показывает, насколько человек способен радоваться вместе с миром, несмотря на иллюзии и чувства, приходящие от мира людей? Нет ли здесь подмены души и внешнего мира?
- Нет, это особое состояние, и оно приходит, когда мир становится дарящим чувство радости. Довольство миром - к душе. Противоречие желаниям тела - к душе. Ответить злом на зло - это же так обыкновенно! Как думается, по закону тела - если мне плохо, то и тебе должно быть плохо. А душа - это когда добром на зло.

- Вы сказали, что душа способна на нейтрализацию мира чувств?
- Да, когда в меня начинают заходить чувства недовольства миром людей, злобы на конкретного человека, то нахождение на втором уровне приводит к тому, что эти чувства проходят мимо.
- То есть душа - это то внутреннее в Вас, что даёт силу противостоять этим чувствам?
- Да, даже больше этого. Иногда я ощущал в себе источник огромной силы, когда понимал, что нахожусь на втором уровне. Добавлю ещё раз о весне. Если помните, однажды я вышел на обед и вновь увидел весну - как нечто, которое небом и солнечным светом дарило радость. В этом ощущалась такая сила! Потом мои глаза упали на лица прохожих, шедших навстречу, и я увидел, что этой силы в них нет! Эта разница ошеломила меня!
- Возможно, что душа (если использовать Вашу терминологию) способна ощущать мир по-своему, а Весной эта связь становится наиболее ощутимой, - произнёс сотрудник центра
- Но по прошествии времени, когда весны уже не было, я снова ощутил однообразие и бескрасочность существования, и мир снова стал тем, что подминает под себя. Возможно, я снова спутал ощущения от города с ощущениями от мира. Но теперь душа стала во мне экраном, который стал равным экрану воздействия со стороны мира. Душа стала восприниматься как энергия, волна, пронизывающая мир. Теперь стало понятно, почему люди слабы перед миром.
- Потому что не используют в себе этот второй уровень? Иначе результат был бы виден невооружённым глазом? Для Вас не проблема переходить на второй уровень? Я так понимаю, что на первом уровне Вам приходится находиться, потому что привыкли к этому в течение стольких лет.
- Проблема. Мир чувств имеет свойство постоянно окружать и давить, а тело в союзе, как Вы сказали, с тем, кто силён, сразу, включается (как правило, в виде образа, который начинает отвлекать), как только я начинаю переходить на второй уровень.
- По религии этот "кто силён" - дьявол.

- Это очевидно, но сразу не понятно. Может быть, поэтому желание к женщине также сильно, и именно оно сбрасывает со второго уровня. Не исцеляюсь от равнодушия, вообще бесчувствия. Больше того - познание, которое осуществляется мной, уже идёт под эгидой тела. Оно заняло тот пятачок, на котором раньше находилась душа (это как желание заняло место любви). Душа пытается вернуться на это место, но тело сразу её выбрасывает. Вообще, один из шагов в укреплении силы души - познание с её стороны. Надо вернуть пятачок!
- Может быть, это вопрос времени. Как думаете, насколько Вы достойны того, чтобы душа жила внутри Вас в полную силу?
- Не достоин. Слишком много грязи во мне. Но именно ощущение души, а сначала того озера света приводят к пониманию того, кем я должен быть. Разве я должен быть жалким человеком, исподтишка смотрящим на женские ножки, делающим на работе одно и то же в течение двадцати лет и боящимся, что попрут с этой работы только потому, что не молод? Если во мне есть сила, то почему не испытывать её постоянно? Если эта сила даст увидеть путь познания мира, то почему не идти по нему?
- Возможно, это и есть поток в его настоящем значении. Душа как светлячок указывает направление этого потока. При этом не надо забывать о потребностях тела, о процессах, которым оно подвержено, а также о мире чувств, - сказал человек с папкой.
- Спасибо, доктор, - улыбнулся Писатель.
- Тоже шутите?
- А как без этого?
Глаза Писателя светились благодарностью.

Продолжение следует...

01-11.09.2021 г.


Рецензии