Мой Добрый Гений

"В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться с благоговением: это гениальность и сердечная доброта".

Виктор Гюго «Посмертные записки»


Виктор Гюго - замечательный писатель. Ещё в детстве я несколько раз прочитал «Человек, который смеётся», что формировало мои мальчишеские взгляды не только в плане мастерства подаваемой истории, но и в отношении женщин тоже, поскольку там есть чувствительнейшие сюжеты, на которые настоящий мужчина, нежного или уже завершённого возраста, не может не обратить внимание. Ещё раз повторю: Виктор Гюго - замечательный писатель, однако в представленной фразе он, разумеется, погорячился. А как же искренность и почему забыта верность? Ведь это не лики доброты, это совершенно другие качества, от которых часто зависит чей-то уютный вечер, а порой и сама жизнь. Наполненная и яркая или же пустая и одинокая, понимаешь? Конечно, понимаешь. Тебе ли не понять.

И ещё - благоговейное поклонение гениальности ломает смысловую подачу самой фразы. Чему нужно поклоняться. Сердечная доброта - понятно. Она спасёт, укроет, согреет, накормит, пожелает доброго дня. К доброте действительно можно относиться с благоговением, особенно учитывая её относительно редкое проявление. А гениальность часто лишена безусловной человечности. Она может быть доброй, но не всегда такой бывает, показывая широкую галерею своих лиц, ряд которых замыкает Злой Гений, Преступный Разум, а может быть и Дьявол во плоти.

Дело в том, что доброта действительно созидает. А гениальность может заниматься чем угодно, включая уничтожение. Однако слова Виктора Гюго можно усовершенствовать, чтобы не ломать голову над их противоречивым смыслом:

Да, знаю, взгляд мой огрубел
И всё ж без лени
Всю жизнь я посвящу тебе -
Мой Добрый Гений.



GC


Начало Высокого Разума
http://proza.ru/2016/07/04/367

Возлюби. И ты никогда не станешь Богом
http://proza.ru/2021/11/04/394


Рецензии