Владимир Алексеевич Гиляровский об Орле и орловцах

Л. П. Хоменкова,
ведущий библиограф отдела краеведческих документов
Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки имени И.А.Бунина



«Орёл… вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родине никакой другой русский город…» – так сказал наш земляк писатель Н. С. Лесков. О нашем городе писали не только наши земляки, но и многие русские литераторы и журналисты. Одним их них был В. А. Гиляровский.

Русский писатель, журналист, человек необыкновенной судьбы  Владимир Гиляровский родился 26 ноября (8 декабря по новому стилю) 1855 года в Вологодской губернии. Родители были потомками запорожских казаков. В августе 1865 года Гиляровский поступил в первый класс Вологодской гимназии и в первом же классе остался на второй год. В ранние годы Владимир начал писать стихи и эпиграммы на учителей. Также переводил стихи с французского. Во время учёбы в гимназии два года изучал цирковое искусство - акробатику, джигитовку и т.д. Общался с ссыльными народниками. Один из ссыльных дал Гиляровскому книгу Чернышевского «Что делать?», которая произвела на него значительное впечатление. В июне 1871 года после неудачного экзамена Гиляровский без паспорта и денег сбежал из дома. В Ярославле поступил работать бурлаком, 20 дней шёл с лямкой по Волге от Костромы до Рыбинска. В 1875 году начал работать актёром в театре. Выступал на сценах Тамбова, Воронежа, Пензы, Рязани, Саратова, Моршанска, Кирсанова и т. д.

С началом русско-турецкой войны  пошёл в армию вольноопределяющимся, служил на Кавказе в 161-м Александропольском полку в 12-й роте, после перешёл в охотничью команду. Всё это время Гиляровский писал стихи, зарисовки, письма своему отцу. Отец хранил рукописи сына.

Первое стихотворение Гиляровского было напечатано в Вологде в 1873 году (сам Гиляровский узнал об этом только в 1878 году). После войны он снова вернулся на сцену. В 1881 году окончилась бродяжническая жизнь Гиляровского и началось профессиональное приобщение к литературе, журналистике. Владимир Алексеевич поселился в Москве и работал в театре Анны Бренко. 30 августа 1881 года в журнале «Будильник» были опубликованы стихи Гиляровского о Волге. Осенью 1881 года Владимир Алексеевич бросил театр и занялся литературой. Сначала он печатался в «Русской газете», а потом начал работать репортёром в газете «Московский листок». В поисках материала В. А. Гиляровский много ездил по стране, легко заводил знакомства с различными людьми.

Бывал он и в нашей Орловской губернии и в городе Орле.

Вот как он пишет в рассказе «Прокормиться бы» (Из жизни актеров):

«Случилось мне летом 1883 года бывать в городе Орле. Я остановился в гостинице, а так как день был свободный, пошел прогуляться по городу. На самой главной улице у подъезда гостиницы толкался народ, окружив какой-то громадный вагон, стоявший на улице.

– Что это там делается? – спросил я одного из лавочников.

– Актеров провожают, ну и глядят, – пояснил он мне».

В 1882 году произошла знаменитая Кукуевская катастрофа (в результате размыва почвы под железнодорожное полотно провалился целый состав). Гиляровский первым примчался на место крушения, участвовал в разборе завала две недели, посылая репортажи в «Московский листок».

Интересно он описывает, как попал на место катастрофы в книге «Мои скитания» в главе «Репортерство»: «28 июня мы небольшой компанией ужинали у Лентовского… Мы сели ужинать, когда уже начало светать. Ужинали свои: из чужих был только приятель Лентовского, управляющий Московско-Курской железной дорогой К. И. Шестаков….

Вдруг вбежал … старший официант, и прямо к Шестакову.

– Вас курьер с вокзала спрашивает…, несчастье на дороге… я сорвал с вешалки шапку и пальто и, незамеченный, исчез…. вскочил прямо с полотна на подножку второго министерского вагона, где на счастье была не заперта дверь, и нырнул прямо в уборную. Едва я успел захлопнуть дверь, как послышались голоса входящих в вагон…. После бешеной езды поезд быстро останавливается. Слышу шаги выходящих… я вышел на площадку и соскальзнул на полотно…».

Таким образом, В. А. Гиляровский первым оказался на месте катастрофы в Мценском уезде.    «…в первой телеграмме, посланной мной в газету в день прибытия, я задумался над названием местности. Я спросил, как называется эта ближайшая деревня?

– «Кукуевка»,– ответили мне, и я телеграфировал о катастрофе под деревней Кукуевкой. Отсюда и пошло «Кукуевская катастрофа».

Вот как он описывает увиденное:

«…На дне насыпи была узкая аршина в полтора диаметром, чугунная труба – причина катастрофы. Страшный ночной ливень 29 июня 1882 года, давший море воды, вырвал эту трубу, вымыл землю и образовал огромную подземную пещеру в насыпи, в глубину которой и рухнул поезд… Два колена трубы, пудов по двести каждая, виднелись на дне долины в полуверсте от насыпи, такова была сила потока…

Оторвался паровоз и первый вагон, оторвались три вагона в хвосте, и вся средина поезда, разбитого вдребезги, так как машинист, во время крушения, растерявшись, дал контр-пар, разбивший вагоны, рухнула вместе с людьми на дно пещеры…».

Среди публики Владимир Алексеевич встретил друга Е. М. Гаршина, который увез его отдохнуть в Спасское-Лутовиново.
«После ужина меня уложили в маленькой гостиной с дверью на садовую террасу, с кожаной мебелью красного дерева, инкрустированной бронзой. Постель была постлана на широчайшем мягком диване «Самосон», описанного Тургеневым в «Накануне».

А над «Самосоном» висел большой портрет отца Тургенева.  С восходом солнца я навсегда покинул Спасское-Лутовиново»». Вспоминает В. А. Гиляровский и о знакомстве с нашим орловским писателем Л. Н. Андреевым  и с братом Павла Ивановича Якушкина Александром Ивановичем. «Русские ведомости» прекратились и предложили своим подписчикам на время запрещения заменить свою газету «Курьером». У «Курьера» прибыло сразу восемь тысяч подписчиков на эти два месяца… За время существования «Курьера» многие русские писатели, ставшие известными впоследствии. В нем начинали свои работы Леонид Андреев, Борис Зайцев и другие.

Леонид Андреев сначала был в «Курьере» судебным репортёром. С захватывающим интересом читались его художественные отчеты из кружного суда… Как-то он передал …рождественский рассказ, который и был напечатан.   С каждым новым рассказом слава Леонида Андреева росла, и разные издания стали забрасывать его приглашениями. В один счастливый день он проснулся знаменитым, но все еще не оставлял свои судебные отчеты, что, конечно, отвлекало его от беллетристики».

В серии рассказов Гиляровского «Люди театра» в рассказе «Бурлаки» он пишет о нашем земляке А. И. Якушкине:
«Это мой старый приятель… Александр Иванович Якушкин. Брат народника, Павла Якушкина, которого Некрасов упоминает в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо»…

Этот тоже народник, точь-в-точь брат. Я с ним познакомился в Туле, года три назад, когда его вернули из Сибири. Живёт в имении у родственницы, под Тулой, близ Черни. Я был у него там в гостях…

Как-то Бурлак [В. Н. Андреев-Бурлак] рассказал случай, за которой в молодости был выслан из Москвы Павел Якушкин.

Попал Якушкин с кем-то из московских друзей на оперу «Жизнь за царя» в Большой театр. Билеты у них были в первом ряду. Якушкин был в козловых сапогах, в красной рубахе и щегольской синей поддевке.

Публика первых рядов косилась на него, но он сидел рядом со своим другом, весьма уважаемом известным профессором. Все бы шло хорошо, но в антракте они ходили в буфет и прикладывались. Наконец , запели на сцене:

После битвы молодецкой получили мы царя… Якушкин встал и, грозя кулаком на сцену, гаркнул на весь театр: - Говорил вам, что драка до добра никогда  не доведет…».

Вот что мы обнаружили в рассказах Владимира Алексеевича Гиляровского о наших земляках и о нашем крае.

 

Источники:

1. Гиляровский, В. А. Собрание сочинений : в 4-х т. / В. А. Гиляровский. – Москва : Полиграфресурсы,  2000. –

Т. 1.– 462 с.

Т. 2. – 471 с.

Т. 3. – 426 с.

Т. 4 : Москва и москвичи. – 431 с.

2. Владимир Гиляровский - биография, информация, личная жизнь // Штуки-дрюки : сайт. –  https://stuki-druki.com/authors/Gilyarovskiy-Wladimir.php (дата обращения: 24.03.2020).

(Материал из Интернет-сайта).

 

 

 

 

 
 
 


Рецензии