Актуальный цветник

Понятие «Цветник» в древнерусской литературе и старообрядческой письменности имеет несколько смыслов, обобщив которые, можно дать следующее определение:
ЦВЕТНИК – письменный сборник изречений, выписок, мыслей, примеров, которые автор извлекает из разных интересных мест, уподобляя себя трудолюбивой пчеле, собирающей сладость различных цветов
Приведу несколько выписок из «Цветника», распространявшегося среди Уральских староверов в XVIII-XIX веках. В связи с текущими событиями эти мысли, наставления и заповеди представляются мне весьма актуальными.
Текст приводится на языке оригинала (буква «Е» обозначает отменённую букву «Ять») и на современном русском языке. Цитируется по книге: Обозрение Пермскаго раскола такъ называемаго «СТАРООБРЯДСТВА». Составлено Архимандритом Палладием (АП). – САНКТПЕТЕРБУРГЪ, 1863 г. – с. 193-204. Указанная книга издана с позволения цензора Петербургского комитета Духовной Цензуры архимандрита Макария, как вскрывающая заблуждения и маргинальность раскольников, критикующая их обряды и обычаи. Текст «Цветника» приведён в приложении к книге с примечанием: «Буквально выписано изъ ЦвЕтника, отобр. у Пермск. раск.», - для демонстрации невежества их автора.

О ВЕРЕ В БОГА И ЖИЗНЕННЫХ ЗАПОВЕДЯХ ПРАВОСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА
Сiя есть вЕра христiанска къ Богу, любити всЕм сердцемъ.
Во всякъ должны утро и вечер правило уставлено исправляти; исповедь, крещенiе, крестъ носити на тЕлЕ своемъ. Сходясь и расходясь часто прощайся и благословляйся.
Образовъ мирскихъ небери вдомъ свой. Крестъ на шее завсе носи небудь единъ день безнего, предобЕдомъ и ужной и после стола завсе молись. Ивроботу ивдорогу ехать или пешъ, чрезъ рЕку и пршодъ откуды въ свой домъ помолись и ехать впуть или чрезъ реку или заработу; примаясь начиная и кончевая благословлясь и перекрестясь 3-ды.
Подобаетъ Бога любити всЕмъ сердцемъ, всею силою, i крЕпостiю и мыслiю, словесы и дЕлы, позаповедемъ Божiимъ.
ВЕруй крЕпко. Крестъ целуй со страхомъ и умиленiемъ сжалостiю i воздыханiемъ сердечнымъ.
Родословiем iбогатствомъ iмЕниемъ дворами i скотомъ непохваляца. Нипестринъ неносить неукрашатися, ни наигрищахъ небыть, iженску одежду неболокать.
А указано сженою точiю впонЕдельникъ, вторникъ, четвертокъ. А среду, пятокъ постомъ проводить, отъ жены особь одръ имЕть в чистотЕ обеимъ. И воскресны дни и господьски и богородичны праздники честно проводить.

Суть веры христианской: любить Бога всем сердцем.
Каждое утро и вечер исполнять установленные правила, исповедаться, креститься, носить нательный крест. При встречах и расставаниях благословлять друг друга.
Мирских икон не приноси в дом («мирской» - человек, крещённый не по старому обряду, замирщенный – АЮ). Крест на шее носи, ни одного дня не будь без него, молись перед обедом, ужином и после застолья. Собираясь в дорогу, ехать или идти пешком, перед переправой через реку, приступая к работе и оканчивая её – благословись и трижды перекрестись.
Бога следует любить всем сердцем, душевными силами и мыслями, на словах и на деле, жить по заповедям божьим.
Веруй крепко. Крест целуй со страхом перед господом и сердечной любовью к нему, с умилением и воздыханием.
Своей родословной, богатством, домом, имуществом и стадом не похваляйся. Не носи ярких нарядов и украшений. Не участвуй в игрищах, не оболокайся в женскую одежду (последнее обозначает, очевидно, - не лицедействуй – АЮ).
С женой спи только в понедельник, вторник, четверг. В среду и пятницу постись, спи на отдельной от жены постели, в чистоте. Также проводи воскресные и праздничные дни, посвященные господу и богородице.

О ПРАЗДНИКАХ БОЖЕСТВЕННЫХ
По праздникам не роботай и бань не топи.
А годовы празники Господски и богородичны i воскресны дни въ недЕляхъ 52 хъ чти честно вношныхъ молитвахъ и книжнымъ чтенiемъ i работнымъ покои давай i о почевъ отъ работъ свободу. Рождество Христово; крещение; срЕтенiе; благовЕщенiе; пасха христова недЕля; вознесенiе; рождество предтечи, усекновенiе главы; ивана богослова 2-ды, петровъ день; преображенiе, здвиженiе; рождество богородицЕ; введенiе; успенiе.

По праздникам не работай и баню не топи.
Праздники Господу и богородице, воскресные дни во все  52 недели года отмечай ночными молитвами и чтением книг, работникам давай отдых.
Праздники Господу (даты по григорианскому календарю – АЮ):
- рождество Христово (7 января);
- крещение (19 января);
- сретение (15 февраля);
- благовещение (7 апреля);
- пасха (первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия по юлианскому календарю) и пасхальная неделя (светлая седмица);
- рождество Иоанна Предтечи (7 июля) и усекновение главы (11 сентября);
- память апостола Иоанна Богослова (21 мая и 13 июля);
- день святых Петра и Павла (12 июля);
- преображение Господне (19 августа);
- воздвиженье Честного и животворящего креста Господня (27 сентября);
Праздники богородице:
- рождество Богородицы (21 сентября, день осеннего равноденствия);
- введение во храм (4 декабря);
- успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

О ЧИСТОТЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ
Чистоту храни.
Чистоту блюди собак не пущать вызбы.
А вскверности не буди единаго въ дни.
Сженой законно жить, чистоту блюди среды пятокъ, i протчiя посты, и господьскiя праздники отъ скверны блюдись.
Ставай предъ образомъ Божiимъ въ чистотЕ на молитве; и два одра имЕти, на празники особь спи.
Руки умывать по 3-ды отпогани часто когда хватишь зашто, обутки и чорну рубаху и голо тЕло чесавши, или посуду погану, что нiесть; iпоганое у чистой посуды некласть ивчистомъ мЕстЕ нигдЕ некласть, и ножомъ чистымъ не рЕзать поганова.
НамолитвЕ не очистясь небудь, нимала время в чистоте ходи; чорныхъ рубахъ на лавку iобутков неклади.
Iвариво  iсчашек iотъ собак  i кошекъ i отъ скота блюсти, нюхать недавать ниже лизать; чисты вЕдра вбани не вносить, собливы держать.
Да причастимся святынЕ, сирЕчь чистоты.

Соблюдай чистоту.
Чистоты ради собак в избы (жилые помещения) не пускать.
Никогда не оскверняй себя нечистыми поступками.
С женой живи чисто, в среду, пятницу, в пост и божьи праздники не оскверняйся.
На молитву перед образом Божьим вставайте чистыми. Имейте две постели, в праздники спите с женой отдельно.
Руки трижды умывай, если потрогаешь поганое («поганое» - всё, что не относится к еде и к посуде для приготовления пищи – АЮ), например, обувь, верхнюю одежду, голое тело, поганое ведро и так далее. Поганое у чистой посуды не клади и в чистом месте  не клади и ножом чистым (обеденным - АЮ) не режь поганого.
На молитву не ходи неопрятным, всегда будь в чистоте. Верхнюю одежду и обувь на лавку не клади.
Приготовленную в посуде еду от собак, кошек и другой скотины оберегай, не давай нюхать, тем более лизать. Чистые вёдра (для питьевой воды – АЮ) в баню не вноси, храни отдельно.
Да причастимся святыне, сиречь – чистоте!

О САМОИЗОЛЯЦИИ
Отъ мирских уходи прочь. Непей неЕжъ и немолись сними ни где; чашки свои держи. Берегись какъ отъ собакъ от матернословцовъ, сквернословцовъ брадобритцев, щепетниковъ блюдись ходить квЕрнымъ или одинъ молись. Ивдоме своем

Не общайся с мирскими. Не пей, не ешь и не молись с ними нигде. Посуду свою держи.
Остерегайся как собак людей матерящихся, сквернословов, щепетников с бритыми бородами. Молись со своими или один молись, в доме своём.

О ПИТАНИИ
Ежъ рЕдко, за все постись отъ вина пива отъ мяса.
Спостели ставши непить по ночам пелмени неделать
А крещеному спогаными стотарами не ясти авпосны дни скоромна, низайца, нирака, ниголюбя ни воробья, никровоядины, нидавленины въ силкахъ и тенетахъ; и пораженова скота отъ какi язвы случившися аще умретъ псомъ повергать.
НеЕжъ ни рыбы всреду пятокъ; iрано до свету неясти, рЕдко ясти.

Ешь редко, во все посты воздерживайся от вина, пива и от мяса.
Вставши ночью с постели, не пей, пельменей не делай (примечание АП: Пелмени – т.е. пельмяни или пельняни (что на пермяцком языке значит «хлебное ухо») – маленькие пирожки с говядиной, рыбой или другим чем, - вареные в воде, любимое кушанье жителей Пермской губернии).
Крещёному нельзя есть вместе с некрещеными, в постные дни не есть скоромного. Не есть зайца, рака, голубя, воробья, питающихся кровью, дичи, задавленной в силках или сетях (моя бабушка по памяти говорила о запретах: «не ись тех, кто с лапами или у которых копыты не раздвоённы», т.е. нельзя есть крольчатину, медвежатину, конину. У нас в семье их и не ели – АЮ). Нельзя есть мясо животных, погибших от заболеваний, или умерших, падаль отдавать псам.
Не ешь в среду и пятницу даже рыбы, не ешь рано до рассвета, редко ешь.

О ПИТИИ
Трезвъ буди всегда.
По свадьбамъ неходить, пива вина iбрагъ непить – то ярость змеина.
Напиры iнаигрища не ходить
ВчистотЕ всегда будь, i намолитвЕ неленостно стрезвостiю; Непьянствовать никогда.

Трезв будь всегда.
По свадьбам не ходи, пива, вина и браги не пей – это ярость змеиная.
На пиры и на игрища не ходи.
Всегда содержи себя в чистоте, не ленись молиться, молись всегда трезвым. Не пьянствуй никогда.

О КРЕЩЕНИИ И ДВОЕПЕРСТНОМ ЗНАМЕНИИ
Кирилл ;илософъ Владимiру князю неповелЕл отъ папъ iотъ латынь вЕры примать егда просвЕтил святымъ крещенiемъ всю святорусскую землю.
Павел апостол рекъ: Единъ богъ, едина i вЕра, единъ господь едино и крещенiе погруженiе 3-ды во крещенiи погруженiем а не обливанiемъ.
А Iоаннъ Богословъ пишетъ: Аще кто в взнаменiи двоеперстномъ сложенiи непроповЕдаетъ божества и человЕчества Христова; невоображаетъ на лица своя, Троицу сдвуми персты невозлагаетъ рукою на главу свою и на сердце i на рамех своих сиречъ на плечахъ; Сей нЕсть Христовъ, но антихристовъ.

Кирилл Философ (Кирилл – до схимы Константин – и его брат Мефодий были первыми переводчиками церковных книг с греческого на славянский язык, создателями славянской азбуки - АЮ) не повелел князю Владимиру (крестителю Руси) принимать латинскую веру от папы, когда князь просветил святым крещением всю святорусскую землю.
Апостол Павел говорил: «Един Бог, едина и вера, един господь, едино и крещение троекратным погружением, а не обливанием».
Иоанн Богослов пишет: Если кто в знамении сложением двух перстов не проповедует единства божественного и человеческого во Христе, не чувствует на лице своём Троицу, возложенную рукою с двумя перстами на голову, на сердце и на рамена (плечи) свои, тот не Христов, - тот антихристов!


Какая погружённость в тему! Ни одной мысли мимо, ни одного слова всуе. А какая напористость изложения и палитра чувств: от повествовательно-увещевательного «ешь редко» до яростно-восторженного «тот не Христов, - тот антихристов»!
Мы, нынешние, ну-тка!

АЮ
25 ноября 2021 года


Рецензии
Благодарю, Александр! Много почерпнул нового и полезного. Успехов творческих. С уважением

Иван Полонянкин   25.11.2021 18:28     Заявить о нарушении