Операция Пьедестал

Ни один морской конвой в годы второй мировой не был так хорошо защищен, как этот. Целый флот в составе 4 авианосцев, 2 линкоров, 7 крейсеров и 32 эсминцев должен был обеспечить проводку 14 транспортных судов на Мальту в августе 1942 года. Операция получила кодовое наименование "Пьедестал".

К августу 1942 года ход боевых действий в Северной Африке зависел от одного фактора: удастся ли союзникам доставить в нужном объеме предметы снабжения на Мальту. Если да, то авиация и подводные лодки, базирующиеся на остров, будут и дальше бить по линиям снабжения войск Оси; если нет, то имеющиеся запасы будут исчерпаны и крепость придется сдать. Между тем опыт таких операций был крайне негативным. Так из состава июньского конвоя "Гарпун" дошло всего 2 транспорта из 6. Вышедший одновременно с ним из Александрии конвой "Вигорес" до цели вообще не дошел и вынужден был вернуться. Ещё раньше, в марте, были потеряны все транспорты. К счастью два из них были потоплены в гавани Ла-Валеты и часть грузов удалось спасти. Каждая такая операция сопровождалась большими потерями среди военных кораблей, но на этот раз грузы должны были дойти любой ценой.

Корабли до операции собирали отовсюду откуда только можно. Характерный пример: эсминец "Кэппл" в июле 42 сопровождает печально известный PQ-17, а августе участвует в операции "Пьедестал", в сентябре он снова в Арктике, в эскорте PQ-18. Для проводки "Пьедестала" англичане привлекли новейшие авианосцы “Викториес” и “Индомитебл”, ветеранов "Игл" и "Фьюриес". Последний должен был доставить на остров очередную партию истребителей "Спитфайр". Также в состав сил прикрытия были включены единственные у Британии линкоры с 406-мм артиллерией - "Нельсон" и "Родней".

В ночь с 9 на 10 августа корабли прошли Гибралтар. В это же время их противник проводил свои приготовления. Эскадра итальянского флота в составе 3 тяжёлых и 3 лёгких крейсеров, а также 20 эсминцев готовилась выйти на перехват. 19 подводных лодок вышли на позиции. На аэродромах в полной готовности стояло до 700 самолётов. Первыми в бой пошли подводники: утром 11 августа подводная лодка "Уаршиек" безрезультатно атаковала один из авианосцев, а затем передала в штаб данные о противнике. В 13:15 по конвою был нанесён первый удар. Германская подводная лодка U-73 прокралась в ордер и с расстояния в 500 метров поразила 4 торпедами авианосец "Игл". Погиб 231 член экипажа.

В 13:47 "Фьюриес" шедший отдельно начал подъем "Спитфайеров", которые направились на Мальту. Затем авианосец лег на обратный курс и направился в Гибралтар в сопровождении 5 эсминцев. Ночью этим кораблям удалось обнаружить и потопить итальянскую подлодку "Дагабур". Тем временем шедший на Мальту конвой подвергся первой воздушной атаке 30 Ю-88. Налет был отбит без потерь, но это было только начало. Основные боевые действия начались на следующий день.

С самого утра 12 августа конвой шёл под наблюдением самолётов-разведчиков противника. Немцам потребовалось некоторое время, но уже в 9:07 часам первая группа из 19 пикирующих бомбардировщиков Ю-88 появились над британскими кораблями. Несмотря на действия истребителей часть бомбардировщиков прорвалась, однако результатов не добилась потеряв 6 самолетов. В полдень к атакам подключилась и самолеты итальянской авиации. Они были плохо скоординированы, поэтому успеха не достигли, не смотря на применение таких новинок как циркулирующие торпеды, сбрасываемые с парашютом и нарезающие круги радиусом 15 км, и радиоуправляемых самолетов-камикадзе.

Стандартный бомбардировщик SM-79 был оснащен аппаратурой радиоуправления и нафарширован взрывчаткой. Как только самолет набрал нужную высоту и лег на курс, отважный пилот выпрыгнул с парашютом. После этого управление взял на себя самолет сопровождения "Кант" Z-1007b, который повел бомбу к цели.

В 13:18 группа из 12 германских пикировщиков успешно поразила торговое судно "Девкалион". Оно вышло из строя, и было добито торпедоносцами уже вечером.

Самая серьезная атака началась вечером, после 18:00. В ней одновременно приняли участие и торпедоносцы и пикировщики. В 18:47 авианосец “Индомитебл”, атакованный 12 германскими пикировщиками, получил 2 прямых попаданий и 3 близких разрывов. Полётная палуба была сильно повреждена, а среди экипажа были большие потери, в том числе и среди лётчиков. Находившиеся в воздухе самолёты теперь были вынуждены садиться на "Викториес". В 19:05 попадание торпедой получил эсминец "Форсайт", который позже пришлось оставить. Весь день конвой и силы сопровождения подвергались безуспешным атакам подводных лодок, одна из них - "Кобальто" - была потоплена эсминцами.

В 18:55 основные силы (линкоры, авианосцы, 3 крейсера и часть эсминцев) ложатся на обратный курс, чтобы крейсировать у побережья Северной Африки и вмешаться, если итальянский флот попытается навязать бой конвою. Утром следующего дня пострадавшие корабли были отправлены в Гибралтар.

Но вопреки ожиданиям англичан воздушные налеты в этот день не закончились. Но первыми успеха добились итальянские подводники. В 19:55 субмарина "Аксум" под командованием лейтенанта Ринато Феррини мастерски положила 4-х торпедный залп, поразив крейсер флагманский крейсер "Нигерия" (1 торпеда), крейсер ПВО "Каир" (2 торпеды) и танкер "Огайо". "Нигерию" в сопровождении 2 миноносцев отправили в Гибралтар, "Каир" пришлось затопить, а танкер продолжил путь. Узнав о трагедии командующий главными силами вице-адмирал Сифрет немедленно направил конвою на усиление крейсер ПВО "Харибдис" и 2 эсминца. Примерно в 20.35, противник провел последнюю в этот день воздушную атаку. Пользуясь расстройством сил эскорта немцы потопили транспорт "Эмпайр Хоуп" и "Клан Фергюсон". "Брисбен Стар" получил попадание торпедой, но смог продолжить путь в одиночку, прижимаясь к африканскому берегу. Уже после 9 часов вечера пара торпедоносцев потопили транспорт "Девкалион". В 21:12 подводная лодка "Аладжи" одной торпедой поразила крейсер "Кения". Корабль сохранил ход и остался с конвоем.

А после полуночи в дело вступили торпедные катера. К этому времени никакого строя уже не было и большая часть транспортов шла под охраной одного эсминца. В 01:07 2 торпеды поразили крейсер "Манчестер". Позже он был оставлен. Транспорты "Рочестер Каслу", "Гленорчи", "Альмерии Лайкс" и "Санта-Элиза" также не пережили эту ночь.

Утром 13 августа испытания продолжились. Атакой 12 Ю-87 в девятом часу утра был потоплен транспорт "Ваймараме". Следующие звенья бомбардировщиков старались добить "Огайо", но танкер отделался лишь близкими разрывами и продолжил путь. Атаки следовали одна за одной, но теперь над местом боя могли действовать и истребители с Мальты. Тем не менее, немцы и итальянцы смогли повредить транспорты "Порт Чалмерс" и "Дорсет". Последний впоследствии был покинут командой и добит самолётами.

В 14:30 первые три из оставшихся транспортов "Порт Чалмерс", "Рочестер Касл" и "Мельбурн Стар" взяли под охрану подошедшие с Мальты эскортные суда. В 16:00 они под ликующие крики жителей вошли в гавань Ла-Валетты. Уже в сумерках пилоты Оси атаковали отставшие суда. Танкер "Огайо" получил попадание бомбы, но упрямо шел у цели. Он едва держался на плаву, но эсминцы "Ледбюри" и "Пенн" и несколько меньших судов старательно вели ценнейшее судно в родной порт. Утром 14 августа все они вошли на рейд Мальты. Чуть позже в порт пришёл транспорт "Брисбен Стар", подбитый торпедой ещё 12 августа.

Всего до Мальты добралось только 5 транспортных судов из 14. Они доставили 32 000 тонн груза и 15 000 тонн топлива - достаточно, чтобы обеспечить Мальту (за исключением авиационного топлива) до декабря 1942 года. За 4 дня Королевский флот потеряли 1 авианосец, 2 лёгких крейсера и 1 эскадренный миноносец. Ещё 1 авианосец, 2 крейсера и 2 эсминца получили серьёзные повреждения. Королевские ВВС в общей сумме лишились не более 40 самолётов. Людские потери составили примерно 500 человек. Страны Оси за эти дни потеряли 2 подводные лодки и до 60 самолётов. Два крейсера утром 13 августа получили по торпеде с британской субмарины "Анброукен" и в строй больше не вернулись. Примечательно, что ещё до этой атаки итальянские крупные надводные корабли в дело так и не вступили. Предлогом послужил отказ Люфтваффе предоставить воздушное прикрытие. В ином случае конвой был бы уничтожен подчистую.

Рекомендую книгу: Смит Питер Чарльз - "Пьедестал"


Рецензии