Сольются ли берега?

Сольются ли берега?
-------------------------------
Имею ввиду, в исторической перспективе ближе ли станут сторонники «белого» движения проигравшие кровавую схватку и современные «красные» получившие нокаутировавший удар треть века назад. Под давлением грозного, опасного для России времени, наступит ли примирение и кто должен, обязан, если он честный патриот, делать первые шаги во имя России?
На постоянно меняющемся политическом горизонте, как при осеннем туманном рассвете, всё чаще проблема становится поводом для серьёзного, острого диспута во всякой аудитории, от школы, ВУЗа, ТВ экрана до скамейки пенсионеров при доме.
Вот и у нас в Уварове несколько лет назад городской совет искал приемлемое решение  для «левого» и «правого» берега. Думается, местная власть поступила мудро. не стала в затухающий костёр вражды и ненависти  поколений плескать горючкой.
На главной исторической площади города сохранила рядом памятник В.И.Ленину и православный храм. И что символично, смогла объединить памятник павшим за советскую власть и скульптуру святого Михаила Архангела.
Зреет тоже правильное дело, в историческом здании былой школы №3, которую окончили сотни уваровцев, создать давно ожидаемый музей. И при этом не забыть справедливо, мудро, без купюр отразить всю сложную историю города и его населения, не взирая на его политический окрас.
Я во многом разделяю мысли самарского детского писателя Артёмия Лебедева. Нам теперь живущим не стоит повторять печальных ошибок былых поколений, а многие ещё стоят на тропе ненависти, презрения, и даже оскорбления, « редактирования, нового прочтения былого»… Нет таких весов, способных измерить кто более виноват в истории-красные или белые. Но живущие поколения под небом России  должны оценить, кто добрее, у кого голова меньше поражена злобой, ненавистью, презрением...Злой человек никогда не может быть мудрым...Вновь появились желающие сыпать соль на притихшую душевную рану державную… Ничто их не останавливает, ни грозящие атомной войной, ни опасность распада России, ни пандемия…
Я думаю, что все мы должны быть благодарны «коммунякам», что в 90-е годы не призвали к гражданской войне, вновь не погрузили в кровавый омут, где нет ни правых, ни виноватых, есть только смерть… Но есть «демократы» разочарованные таким положением в России:» Не вышли на баррикады, не стали защищать свою партию;-сетуют они теперь…
Повторю,во многом разделяю мысли писателя из Самары  Артёмия Лебедева:
«Красные читают Бунина, а белых от Горького пучит. Красные знают наизусть Ахматову, Цветаеву, Гумилёва, а белых корёжит от одного имени Маяковского. Красные плачут под «Ваши пальцы пахнут ладаном», а у белых понос от «Песни о Сталине». Красные смеются вместе с Аверченко, а белые визжат дурными голосами от Серафимовича и Весёлого. Красные сочувствуют Турбину, Чарноте и даже Хлудову-Слащёву, а у белых кишки выворачивает от одной фамилии Фрунзе… В сороковые годы у красных были Фатьянов, Исаковский, Сурков, Симонов, у белых были только марши немецких хозяев… В шестидесятые у красных были Высоцкий, Шукшин, Распутин, у белых – Даниэль и Синявский, которые в литературном плане, честно говоря, никтожества и нигдешества.
У нас не было перерыва в культуре, у нас Серебряный век перешёл в революционное искусство, был продолжен искусством предвоенных, военных и послевоенных лет. Белых в это время не существовало как русских людей. Они пришли теперь, усиленно делая вид, что XX века не было. Верно: у них – не было, у нас, у русских, был. У нас тысячелетняя культура без перерыва, у них – «Поручик Голицын» и по большому счёту больше ничего. «Поручиком Голицыным» они пытаются заткнуть лакуны своего неприсутствия в жизни России.
У нас этих лакун попросту нет…»
Понятно, что в интернетах принято заострять, эпатировать и выглядеть радикальнее, чем есть на самом деле. Понятно, что привлеки того же автора к академической беседе, и он, безусловно, вспомнит, что в эмиграции творили и Георгий Иванов, и Ходасевич, и Набоков, что не все ходили строевым под немецкие марши… Важнее в данном случае другое – просматривающаяся идея, что примирение – это улица с двусторонним движением.
Обе стороны холодной гражданской войны должны признать право на существование оппонента. Но этого мало, нужно ещё оппоненту сочувствовать. Так, например, читатель, потерявший страну в 1991-м, остро, всей душой переживает трагедию героя «Других берегов» Набокова, который лишился родины в 1917-м.
А кроме того, что самое, возможно, трудное, для примирения необходимо ещё принять и полюбить антагонистическую культуру, восхититься ею. Нужно, чтобы не тошнило от Симонова, чтобы не пучило от Горького.
Добавляет Олег Пухновцев в «ЛГ» №47 (24.11.2021).
Сложное, трудное, опасное время во всех отношениях, имею ввиду не только свирепый вирус, обязывает нас быть мудрее, добрее, иначе можем и не выжить.
Ноябрь 2021 года.


Рецензии