За державу обидно. ч. 2 Автомобилестроение

              В этом цикле статей, на примере важнейших отраслей, читатели увидят: всё, что нам рассказывают об огромнейших достижениях власти по строительству сильной, могучей России - это миф, создаваемый самой властью, её окружением, пропагандой.
             На самом деле наша страна значительно отстает, иногда - катастрофически, почти по всем направлениям современного развития.
             И вина в этом не 90-х, давно ушедших в историю, а непрофессиональной и бездарной сегодняшней власти.   

......
         

               Автомобилестроение - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире.
          Огромный рынок потребления (в мире производится почти 100 млн. автомобилей в год), высочайшая конкуренция, сложность изделий и технологии производства, многочисленная кооперация самых различных отраслей производства для создания современного автомобиля, являются причиной того, что лидерами производства в основном являются  высокотехнологичные компании передовых стран: Китая, США, Японии, Германии, и быстро развивающейся в последние годы Индии. Это первая пятёрка  стран.

              В 90-е годы автомобильная промышленность в России сильно криминизировалась, АвтоВАЗ практически полностью был под контролем бандитских группировок, несмотря на это выпуск легковых и грузовых автомобилей держался на уровне около миллиона машин в год.
              Не было роста, но и особого спада не наблюдалось.
              В 1999 году в России было произведено около 1,1 млн.

              Динамику производства автомобилей в последние 20 лет рассмотрим в сравнении со странами, близкими с нашей страной по уровню развития этой отрасли на начало периода. (1)
                Статистика производства новых автомобилей,   млн.шт

                2000         2005        2010          2015         2019
Россия              1,2          1,4         1,4           1,4          1,4
Бразилия            1,7          2,5         3,6           2,3          2,8
Индия               0,8          1,6         3,5           4,1          4,5
Китай               2,1          5,7        18,3          24,5         25,7

             В первые годы после прихода нынешней власти производство машин незначительно выросло. Но затем наступила пресловутая «стабильность», т. е. застой.
             За 19 лет производство в такой важной, быстро развивающейся в мире отрасли, выросло в России всего на 15%. В Бразилии - на 60%, в Индии в 6 раз, а в Китае в 12 !!

             Но и этот небольшой рост производства произошёл за счёт сборки в России автомобилей импортных марок, а производство, например на АвтоВАЗе, резко упало. (2)

Вот данные по выпуску автомобилей марки LADA (в год):

1990-1999 гг   -  600-700 тыс.
2000 — 700 тыс.
2005 — 780 тыс.
2010 — 554 тыс.
2015 — 303 тыс.
2019 — 388 тыс.

           Это очень плохо, поскольку локализация при сборке импортных автомобилей составляет от 20 до 40% , т. е. более половины производства осуществляется за рубежом, поэтому там, а не в нашей стране, развиваются смежные производства, создаются рабочие места.

           На примере АвтоВАЗа ещё отчётливее видно: рассказываемое нам по ТВ, что в 90-е развалили, а нынешняя власть подняла — к автопрому не относится. Именно за последние 20 лет мы сильно отстали в производстве автомобилей, и потеряли наш единственный крупный российский завод по производству легковых машин. На очереди - ещё один?(3)

...

             В мире стремительно растёт производство легковых и грузовых электромобилей, за которыми, несомненно, будущее, по крайней мере - ближайшее.
 
             В течение длительного времени эксперты, телепропагадисты, руководители страны вещали нам, что это несерьезно, чуть ли не баловство.
             Потом, когда рынок электромобилей стал резко расти, высказывания немного изменились: да, электромобили это неплохо, но они ещё долго будут уступать традиционным, с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), а нашей северной стране вообще не подходят.

            Не понять, либо нас просто вводили в заблуждение, либо наша "профессиональная" власть опять лоханулась, как со сланцевой нефтью, но на сегодня:
- в мире нет практически ни одного ведущего авто производителя, который не выпускал бы электромобили, многие из них приняли решение о прекращении производства машин с ДВС, кто к 2035, а кто уже и к 2030 году;
- в Китае, в октябре 2020 года продажа электромобилей составила 7% от общего объема, а всего через год, в октябре 2021 — уже 20%!
- в Норвегии, северной стране (большая часть европейской территории России имеет климат не более суровый, чем в Норвегии), 75% парка легковых машин - электромобили.

            Производство электромобилей в России в 90-е годы не могло быть «развалено», поскольку выпуск современных электромобилей в мире начался десять-пятнадцать лет назад.
             За этот небольшой срок производство электромобилей выросло в мире до 3,2 млн. штук в год (2020 год).
      
             А каковы достижения нашей промышленности за это время?
             В России пока лишь опытные образцы и куча программ, прожектов. АвтоВАЗ планирует начать выпуск в 2028 году.
             Нас уже обогнали: Беларусь (первые экземпляры появятся в продаже в конце этого года) и Казахстан (завод  начинает выпуск электромобилей на следующий год).

             Если руководство страны не смогло своевременно наладить производство, то хотя бы стремилось развивать потребление.
             Например, не производя смартфоны, телефоны мы активно ими пользуемся. Представляете, что было бы со страной, если у нас активно не развивалась бы мобильная связь.

             Для развития потребительского рынка электромобилей требуется соответствующая инфраструктура, её нужно создавать. В первую очередь это сеть зарядных станций. А также стимулировать потребление, спрос, наконец ввоз автомашин. Однако власти страны фактически ничего не делают для этого.
               Россия значительно отстала по своей готовности к внедрению и использованию электромобилей. Эксперты сравнили инфраструктуру 25 ведущих государств: ниже России только две страны.
 
             В России зарядных станций для электротранспорта в 2020 году было менее 200 штук. В той же Беларуси — 250, до конца этого года будет 600, что на первом этапе достаточно для этой небольшой страны.
             А в Китае? За один лишь месяц количество общественных зарядных станций увеличивается сегодня на 40 тысяч!
          
            В 2020 году электромобилей продано:
- весь мир —  более 3 млн.
- Китай — 1,37 млн. (в этом году ожидается почти 3 млн!)
- США — 0,33 млн
- Европа — 1,40 млн.
- Россия - менее 700 !! штук. (даже в небольшой Беларуси в 3 раза больше).

              По прогнозу, в этом, 2021 году, мировые продажи электрифицированных легковых машин достигнут отметки в 6,4 млн штук, а общее количество электромобилей в мире  составит свыше 16 миллионов.

              В Швеции парк автомобилей на 32% состоит из электромобилей, в Исландии — 45%, а в Норвегии — уже 75% !!. И это всё северные страны.

               А у нас пока всё обсуждают, в чем проблема: то ли электромобили не завозят, потому что нет зарядных станций, то ли зарядных станций нет, потому, что не завозят автомобили.
               Похоже на классический спор: Что было вперёд: курица или яйцо? Отличие в том, что независимо от такого спора хватает и кур, и яиц.
 
               Конечно, наши власти хотели бы, чтобы все электромобили в мире «накрылись медным тазом», её интересы и здесь не совпадают с интересами массы россиян.
               Но я не буду углубляться в эту тему. (4)
               Мы ведь рассматривали развитие автомобилестроения России после 90-х годов, состояние отрасли сегодня, её место в мире.

                И увидели: никаких достижений в развитии автопрома за 20 лет нет, а совсем наоборот: мы безнадёжно отстали. И вина в этом совсем не 90-х годов.

  продолжение http://proza.ru/2021/12/04/1639

_________________________

(1)  В США, Японии, европейских странах рынок уже был к началу рассматриваемого периода насыщен автомобилями, поэтому я и не сравниваю с ними.

(2)     Кстати АвтоВАЗ уже и не российская компания.
    В декабре 2012 года в Москве президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон объявил о создании совместного предприятия с государственной корпорацией «Ростехнологии».
    С 2013 года руководители (президенты компании) — иностранцы.
    С 2018 — компания на 100 % принадлежит Alliance Rostec Auto B.V.
 Покупатели машин АвтоВАЗа мотивирующие свою покупку фразой: «Я поддерживаю отечественного производителя» теперь больше поддерживают Французско-Японского производителя, их экономики.  А ведь незадолго до этого государство инвестировало в АвтоВАЗ, для поддержки, несколько миллиардов наших с вами рублей.

(3)   Такая же судьба кажется ждёт и Ульяновский автозавод.
      Вот что сообщили СМИ:
Группа компаний Sollers объявила об окончании реструктуризации завода УАЗ, которая началась три года назад. Фактически это означает подготовку к продаже завода (газета «Ведомости»). Подобная реструктуризация в своё время была проведена на АвтоВАЗе перед окончательным слиянием с Renault-Nissan в 2014 году.
 Гендиректор УАЗа в мае этого года официально объявил о заморозке (читай – закрытии) проекта нового внедорожника, и появились слухи о неких договорённостях с маркой Isuzu о производстве на мощностях УАЗа. Вероятно именно под крыло этого бренда перейдёт УАЗ уже в следующем году. Похоже, что собственный модельный ряд УАЗа доживает на конвейере последние годы.

 (4)     Для тех, кто скептически относится к идее пересесть на электромобили.
         Вопрос для нашей страны актуальный, автомобильный транспорт является основным загрязнителем воздушного бассейна крупных городов. В 2008 году это составляло до 80 процентов общих выбросов, а в 2020 году уже до 90%!
         Опрос среди китайских респондентов, относительно их мнения по поводу покупки электромобиля показал:
          Из числа китайцев купивших электрокар, ~99% готовы купить ещё одну "электричку". Попробовавшие или купившие электромобиль уже не возвращаются назад к традиционному автомобилю. (Когда 25 лет назад я услышал: «Поруливший хорошей импортной машиной, уже не захочет ездить на нашей», то тоже несколько скептически отнёсся к этому, пока сам не пересел на «япошек»).
           50% китайских потребителей уже сегодня готовы купить электромобиль.            


Рецензии
У вас написано вот это:

"- в Норвегии, северной стране (большая часть европейской территории России имеет климат не более суровый, чем в Норвегии), 75% парка легковых машин - электромобили."

а на самом деле имеет быть вот это:

"В сентябре Норвегия поставила новый рекорд по количеству проданных электрокаров. Всего норвежцы в отчётный месяц приобрели 17 992 новых авто, и 13 941 экземпляр из этого числа - электрокары."

объем рынка, а не число автомобилей (объем парка). Если вы не понимаете разницу данных терминов, то и разговаривать по сути не о чем:-)
Вот так.

Либо расшифруйте ситуацию по объемам парка, а не рынка:-)

Лев Вишня   26.12.2021 00:38     Заявить о нарушении