Опыт новый взгляд на привычные вещи

В Самаркандском областном краеведческом музее впервые поведали о новых возможностях в изобразительном искусстве. Открытие международной выставки современного искусства "Опыт" для многих самаркандцев, не искушенных в неоконцептуализме, экспозиция с разного рода инсталляциями стала своеобразным культурным шоком.


Если для музея современного искусства «Рухсор» подобный эстетический эксперимент явление обычное, то для Самаркандского государственного музея-заповедника, выступившего соорганизатором выставки, «Опыт» стал по-настоящему опытом новым. Открытие вернисажа, которое на протяжение месяца анонсировалось в социальных сетях, собрало видных деятелей культуры и искусства Самарканда, было много молодежи, особенно детей. Всем было любопытно, что означают те или иные инсталляции, которые во время церемонии ведущая почему-то упорно называла «инсоляциями», что вообще происходит посреди привычного дворика краеведческого, в его тихих и обычно полупустых залах.


Мимо некоторых предметов выставки, если б не яркие таблички с именем художника и названием произведения, многие прошли бы, так и не обратив на них должного внимания. Например, красная тряпичная лестница, которая одним концом собирала пыль на дорожках дворика музея, а другим терялась в ветвях деревьев. Как оказалось, это проект «Грин карта» («Мечты в никуда») Нейлы Усмановой из Узбекистана, который призван продемонстрировать иллюзорность человеческих устремлений. Или выстроенные в ряд постаменты с безликими сферами. Что это, – недоумевали зрители, - намек на деградировавшее искусство или просто геометрические фигуры для рисования с натуры? Нет. Это проект «1917 – 1991. Ностальгия» художника из Китая Ван Юня. На постаментах, высота которых соответствовала в сантиметрах годам жизни лидеров распавшегося СССР, доведенные до символических моделей бюсты первых лиц канувшего в Лету государства.

О смысле представленных инсталляций рассказывал куратор выставки и ее главный вдохновитель Нормурод Негматов. Работая с зарубежными современными художниками, на протяжении последних нескольких лет он пытается поведать о «другом» понимании искусства и самого творческого процесса, которые в новом времени обрастают новыми смыслами. Высказываясь иной раз очень категорично, Н. Негматов считает, что изобразительное искусство в Узбекистане топчется на месте, а его адепты оградились ненужными условностями, которые мешают развивать мышление и грани восприятия. Но искусство, как и жизнь, не стоит на месте. Оно обретает новые формы, раскрывает в себе и зрителях новые ощущения, делая привычное и обиходное предметом созерцания, чувствования.


Любопытно, в современном искусстве нивелируется порой сама материальная форма в обычном ее представлении. Главное – идея, концепт, которую можно просто воссоздать по первому желанию. Например, все представленные на выставке проекты зарубежных художников были воссозданы здесь, в Самарканде под онлайн-контролем их авторов. Но, конечно, не все работы, особенно отечественных художников, подвержены подобной «телепортации».

Проект «Реализм» самаркандского художника Озода Негматова, пожалуй, особенно поразил зрителей, которые почувствовали всем своим существом идею автора.

Работа отразила то, что происходило со мной и многими людьми во время коронавирусной пандемии, - говорит О. Негматов. – Пандемия затронула всех. Немало людей потеряло родных и близких, в том числе и я. Не стало нашего отца, учителя, друга… Я как художник должен был выразить всё, что испытал в тот трагический для нас момент, и попросил сделать гипсовый слепок с себя. Когда меня покрыли полностью, кроме головы, толстым слоем гипса, когда он начал высыхать и сдавливать всё тело, терпеть это было трудно, ведь я не мог дышать. Как не могли дышать миллионы людей, которых поразил этот вирус…


По-человечески была понятна и инсталляция «Кризис» Бахриддина Агзамова, хотя в кольцах в раскрытых футлярчиках и не сразу разглядели подвох. Эти кольца, которые никогда не смогут быть надеты на пальцы из-за того, что камни, обычные снаружи, были спрятаны художником внутри, символизируют невозможное счатье. «Зачем многие наши земляки годами работают за рубежом, чтобы потратить заработанные деньги всего лишь за один день? При этом они не могут дать хорошее образование своим детям, хотя этих средств вполне бы хватило на обучение ребенка в самых лучших учебных заведениях», - написано в концепции автора, который, по словам куратора выставки, сам испытал семейную драму.

Выставка в музее, как и лекции по современному искусству, будут проходить до 10 апреля. Каждый посетитель найдет в ней свои смыслы, свой опыт познания…

"Самаркандский вестник", март, 2021


Рецензии