Для юных и одарённых

«Моя мечта поступить в вуз, выучиться и преподавать искусство таким же, как я…», «Я мечтаю стать таким же мастером живописи, как Камолиддин Бекзод», «Моя дочь мечтает учиться в институте и стать настоящим художником»… Воплотятся ли эти мечты юных и одарённых – покажет время и, возможно, победа в Республиканском конкурсе «Истеъдод эгалари», который организовали Министерство культуры РУз, Самаркандский областной хокимият при содействии Академии художеств и Союза писателей Узбекистана.

В эту пятницу в Самарканде были сложности с дорогами: проведение конкурса совпало с приездом в город Президента Республики Ш. Мирзиёева. Однако, хоть и с опозданием, но победители областных этапов творческого состязания среди молодежи от 17 до 30 лет с особыми потребностями добрались до уютного дворика Самаркандского отделения Творческого объединения Академии художеств. Здесь для них организаторы подготовили мольберты, стенды, широкий стол и теплые улыбки поддержки. В последних участники нуждались больше всего, ведь у юных талантов, прибывших со всей республики, свои физические особенности.

Например, у Мухаммадюсуфа Эргашева из села Кудукча Зааминского района Джизакской области врожденный дефект руки, но его и не заметишь сразу, в отличие от мастерства юноши, который рисует очередной портрет, не реагируя на окружающих.


- Мальчик из малоимущей и многодетной семьи, где работает одна только мама, - рассказывает его педагог Азимжон Алибеков, - но у него сильное стремление рисовать, причем сюжеты придумывает он сам. Буквально за сутки нарисовал вот эту глубокую по смыслу работу, в которой изобразил жизнь на фоне шахматной доски. Мухаммадюсуф тяготеет к миниатюрам, ему очень нравится искусство Камолиддина Бекзода. Думаю, рисование у моего ученика станет в будущем и средством заработка, он мог бы оформлять книги.

А вот 18-летняя Каромат Ахмадкулова из Хавасского района Сырдарьинской области родилась без рук, только с двумя полуразвитыми ножками. Однако это ничуть не мешает ей уверенно держать в них карандаш, резинку, а по словам матери, еще вязальный крючок и нитку с иголкой.

- В нашей семье четыре девочки, Каромат третья, - говорит мама юной художницы Дилором Джурабекова. – Когда она родилась, мне было страшно подумать о ее будущем, но меня поддержали в семье, всё дается с Аллахом. Каромат росла в окружении любви и заботы, рисовать начала в 6 лет, увидев, как рисует ее старшая сестра. Не смотрите, что у нее нет рук, знаете, какие она себе платья может шить, ловко вяжет носки. Характер у нее твердый, боевой. Мечтает выучиться и стать преподавателем у детей с инвалидностью. Верю в нее.

В упорство девушки верит и ее педагог Жасур Исматов из школы музыки и искусств №14 Хавасского района. Вообще в этом конкурсе, пожалуй, не было нецелеустремленных, благо их поддерживают взрослые в лице родителей, педагогов.

Рахматулло Хушматов преподает ИЗО в самаркандской школе-интернате для глухих вот уже 22 года и одаренных среди своих воспитанников видел немало.

- Знаете, если бог у человека что-то забирает, то обязательно дает взамен другое, и мои ученики тому доказательство, - считает Р. Хушматов. – Сегодня я пришел на конкурс с Шахбозом Раджабовым, ему 20 лет, учится в школе три года, но только в этом году в нем вдруг открылась тяга к пластическому искусству – скульптуре. Он теперь постоянно пытается лепить фигурки животных, людей. И довольно удачно получается, материал слушается его рук. Хочется верить, что он в будущем пойдет по этой стезе.

С папой и мамой из Хорезма на своей машине приехала Рисолат Раззакова. Ей 21 год, с рождения не слышит и не говорит, но у нее другой дар – она видит душу человека, которого рисует. Молчаливая девушка, нигде толком не учившись рисунку, через наитие протаптывает себе дорожку в искусство. «Посмотрите, какие у нее твердые линии, - говорит преподаватель Самаркандского колледжа искусств Джума Абдураупов, - у нее есть потенциал, только родителям нужно подумать над расширением искусствоведческого кругозора девушки, посещать с ней выставки, приобретать необходимую литературу. Тогда она раскроет свой талант полностью».

Кстати, у гостей была прекрасная возможность познакомиться с творчеством самаркандских художников, выставка которых, посвященная 30-летию независимости Узбекистана, экспонируется в выставочном зале.

- Мне поручено самое сложное дело: я один из членов жюри этого конкурса, - признается известный самаркандский живописец, академик Академии художеств Узбекистана Аслиддин Исаев. – Номинаций всего три – живопись, скульптура и дизайн, вторых и третьих мест, нет, а талантливы все. Как их можно оценивать, выбирать лучших – не знаю. По мне, так я им всем первое место присудил бы просто за то, что с такой любовью и настойчивостью, несмотря на трудности, занимаются творчеством…

Да, судейская коллегия оказалась перед очень непростой задачей, но пока она решает ее, - а итоги должны объявить на днях, молодые дарования, их родители и педагоги стараются не зацикливаться на результатах конкурса. Ведь в творчестве нет проигравших и побежденных, это не спорт, оно само по себе есть великая награда.


Рецензии