Курск улицами и переулками памяти

КУРСК:  УЛИЦАМИ И ПЕРЕУЛКАМИ ПАМЯТИ

    Старые дворики, улочки и переулки существуют в иной, параллельной реальности. В их мире нет рекламного неона, дорогих автомобилей или призывных витрин, не существует, чопорных офисов, банков, модных кафе и мобильных салонов. В лабиринтах старых улиц приостановилось, заблудившись, время, неспешно утекая сквозь разбитый кирпич обшарпанных арок и балкончиков. Улочки и перекрестки незримыми нитями привязывают нас к знакомым дворикам детства, заставляя возвращаться под сень раскидистых лип туда, где знаком каждый уголок, памятны все ступеньки и лавочки. Наши неповторимые дворики, сегодня редкие вкрапления в стремительную эпоху современности. Когда-то заполненные криком бойких соседок, голосами детей, ныне превратившиеся в уголки запустения и островки прошлой эпохи. Мы все дорожим воспоминаниями об отчем доме, о дворике, где прыгали весною по расчерченным мелом квадратам, запасаясь «битами» - круглыми баночками от обувного крема. Кто-то сегодня помнит, как играть в классики? Мы, поколение 80-х, помним даже то, что лучшая бита – с кирпичом или мелом, а не с песком. Мы не забыли чемпионов весенних классиков и до сих испытываем гордость, если сами побывали в их числе. Во дворе, а не в интернете происходили самые значимые события детства и юности. Здесь мы играли, строили шалаши, ссорились и даже дрались иногда, наживая завистников, знакомились с реальными, а не с виртуальными друзьями, взрослели, впервые влюблялись и расставались. Наше детство проходило не в торговых центрах, а неподалеку от гулкого подъезда, довольно обшарпанного, без консьержа и охранника.

  Здесь, среди зарослей сирени, пытались рассмотреть ночные звезды и впервые целовались, замирая от восторга. На отполированной словоохотливыми соседками скамейке с трепетом ждали первого свидания, взахлеб рыдали от отчаяния и смеялись до колик от счастья. Отсюда поглядывали сквозь ветки тополей на темнеющее окно квартиры: не смотрит ли мама? И никакие технологии не заменят споров и игр с друзьями, затянувшихся посиделок в дворовой беседке, когда звучала гитара, раскрывались подружкам сокровенные секреты, а медвяный аромат лип пропитывал воздух. Время замирало в такие минуты, взрослели умы, раскрывались сердца, мы впитывали воздух свободы, надежд. Во дворовой беседке гадали и решали сложные домашние задания, ссорились и прощали обиды, учились общаться. Без психологов, айфонов, планшетов и даже без «лайков». Кто сейчас в такое поверит?
  Завидуйте нам, сегодняшние гении цифровых технологий. Простите, но мы были счастливее, проще, естественнее в нашем бесхитростном дворовом детстве, с побегами на реку или на школьный стадион, а не в фитнес-центр или на каток с искусственным льдом, в зал для игры в боулинг или в аквапарк. Мы, ваши дедушки и бабушки, папы и мамы, не говорим об этом, потому что вы не поверите. Но это правда. Долго мы и сами не ценили доверительность, искренность общения, старых друзей и одноклассников. Мы поддались соблазну цифровых технологий, увлеклись гаджетами и возможностями интернета, тяга к публичности засасывала, привычка демонстрировать самые яркие моменты не отпускала, а затем переросла в привычку «подтасовывать» факты, создавать имидж. Нам так хотелось стать или хотя бы выглядеть успешными. Позже пришло осознание, что своими руками занялись «подменой понятий».
  Время неумолимо и стремительно.  Мы бежим за ним, пытаясь успеть заработать, соответствовать, выглядеть, не отстать от других. Стремимся не затеряться в толпе, не потеряться, но в ежедневной суете неизбежно теряем что-то важное, не успевая запомнить, запечатлеть знаки, приметы и образы времени. Время, в котором мы живём, ускользает, утекая сквозь пальцы. Образы людей, населяющих наш город, события и даты, традиции и обычаи меняются, многие из них, будучи ранее важными, растворяются в дымке, как бы выцветают, словно старые фотографии. Как выглядели обитатели купеческого городка Курска, в котором небольших дворов и двориков, огороженных плетнями и заборчиками, было пруд пруди?
Давно это было, как говорится, «Москва еще лежала в колыбели, а Курск уже сражался за Москву». Улица имени А.М. Горького начинается в самом центре нашего города, у Первомайского парка, позади здания администрации Курской области. По правой стороне улицы находится одна из достопримечательностей Курска, Верхне-Троицкий женский монастырь. Монастырь является историко-архитектурным памятником, история его создания восходит к XVII веку.
    Следующее здание по правой стороне улицы, двухэтажное, с угловым кованым балконом, дом почётного гражданина города купца Николая Васильевича Гладкова. В конце ХIХ века именно в этом доме работала кухаркой будущая певица Надежда Плевицкая (1884 – 1940), гордость нашего края. В начале ХХ века в этом доме жила родственница купца скульптор Вера Мухина (1889-1953), автор композиции «Рабочий и колхозница», символа Советской эпохи, украшающего Северный вход на ВДНХ в Москве.
     Улица Сонина поднимается вверх, к Знаменскому собору, проходя рядом с цирком и зданием концертного зала имени Г. Свиридова, бывшего Дома Офицеров. Это одна из старейших улиц Курска, ранее называвшаяся Верхняя Набережная, ещё ранее Мурановская, а в самые древние времена здесь была дорога, проходившая вдоль Курской крепости. Кто сегодня помнит, что улица Дзержинского ранее называлась Херсонской, по направлению движения на Херсон продолжавшей её за городом дороги? По Херсонской от Красной площади вниз, к центральному рынку и вверх, по направлению к современной улице 50 лет октября, ходили трамваи, пугая звонками прохожих и лошадей. Высокие холмы города соединяли длинные лестницы. 
В начале ХIХ века в здании Дворянского собрания, где сегодня находится кинотеатр имени Щепкина, играл на сцене юный Михаил Щепкин (1788 – 1863), сын крепостных графа Волькенштейна. Блистательный русский актер родился 17 ноября 1788 года в селе Красное Обоянского уезда Курской губернии. Его отец был камердинером у графа, а мать сенной девушкой у графини. «В 1802 году привезли меня в Курcк и отдали в губернское училище, которое состояло из четырех классов, и по экзамену меня приняли в 3-й класс. К моему счастью, между учениками 3-го класса был ученик Городенский, родной брат по матери содержателям театра, господам Барсовым». Михаил проникал в театр сначала с музыкантами, жившими в его доме. Он помогал носить в театр музыкальные инструменты: «литавру, или контрабас».
Высотные здания нынешних жилых районов, коттеджи за коваными заборами значительно потеснили частные домики из минувших столетий, выкорчеваны яблоневые сады на Тропинке, а в центре с трудом можно найти тенистую улочку с палисадником, пышно цветущими георгинами под украшенными ставнями окнами.
      
     Первыми в древнем Курске появились Стрелецкая, Ямская, Пушкарная и Казацкая слободы, сегодня здесь старых домов почти не осталось. Безусловно, жить в памятнике архитектуры невыгодно, дешевле построить новое здание. Самые старые улицы Дзержинского (бывшая Херсонская) и Ленина (бывшая Московская) после войны были отстроены заново, поэтому на них тоже не осталось исконных построек. Во время описи в XVIII веке в Курске насчитывалось 26 каменных зданий. К примеру, в середине 18-го века были построены Нижне-Троицкая церковь и Сергиево-Казанский собор. В 2021 году уцелело только одно жилое каменное здание, нынешний музей археологии. Согласно легенде, строение принадлежало московским князьям Ромодановским, правившим городом в XVII веке. И сегодня его иногда называют «Палата бояр Ромодановских». Несмотря на то, что дому не более 260 лет, красивое название прижилось.
Построенных в XIX веке зданий сохранилось гораздо больше. Среди них небольшой двухэтажный домик на пересечении улиц Садовой и Ленина, в нём сейчас находится книжный магазин. Жил в этом доме основатель курской биофабрики Диковский. На улице Золотой в доме 12, в трёхэтажном здании, построенном ещё графом Клейнмихелем, когда-то был городской психоневрологический диспансер. Стены постройки хранят звуки шагов самого императора и самодержца Всероссийского Николая II, который во время Первой мировой войны, в ноябре 1914 года, навещал в находившемся там военном лазарете раненых и больных солдат.
Немного выше кинотеатра имени Щепкина, на противоположной стороне улицы, располагается областной наркологический диспансер. В простонародье его иногда называют домом Губернатора. Знаете, почему? Во времена правления Екатерины II было учреждено курское наместничество. Для губернаторов в районе Первомайского парка построили деревянный дом, отштукатурили его, но старания не проявили. От чиновников стали поступать жалобы: «Крыша протекает, полы гниют, стены осыпаются». Среди курских дворян нашёлся тот, кто из уважения к высокопоставленным лицам, не стал заламывать цену и продал каменный дом на бывшей улице Херсонской всего за 40 тысяч. Именно в нём с начала XIX века размещалась официальная резиденция курских губернаторов. Внутри здания была домашняя церковь. В диспансер несколько лет назад приходили представители епархии, пытались «найти подземный ход, который начинался под лестницей, ведущей на второй этаж и проложенный к церкви, стоявшей ранее близ того места, где ныне находится обувная фабрика. Осматривали стены толщиной больше метра, но ничего, к сожалению, не обнаружили» 2

    Картина Зинаиды Серебряковой (1884—1967) «Утренний туалет», написанная в 1909 году, находится в фондах «Третьяковской галереи», знакома многим уже потому, что в Советскую эпоху была на цветной вклейке в школьном учебнике. Картина относится к жанру автопортрета, изображая молодую художницу перед зеркалом. Наполненность полотна светом, настроением, свежесть красок и сегодня вдохновляет многих. Зинаида Серебрякова из знаменитого рода скульпторов и художников Лансере-Бенуа, родилась на самой южной окраине Курской губернии. Сейчас территория её родного поместья Нескучное уже относится к Харьковской области. Дом семьи Лансере, с колоннами, в окружении липового и фруктового садов, ярко выделялся на фоне скромных сельских построек. Неподалеку от Нескучного находилось село Веселое. Оба названия отражают дух местности, где шумели весёлые ярмарки, разудалые свадьбы. В молодости художница по примеру Венецианова писала крестьянок, сельский труд, бескрайние просторы полей. Всегда с натуры, как учил её дядя Александр Бенуа. В местной речке Муромке, в прибрежных камышах, художница писала сестру Екатерину для «Купальщицы». Здесь же, в пойме, лежало конопляное поле. Из семян давили масло, из волокна ткали холсты. Копились впечатления для картины «Беление холста».
Улица Горького до 1918 года называлась Сергиевской, в честь стоящей на ней деревянной церкви Преподобного Сергия Радонежского. В 1751 году церковь сгорела, в следующем году на пепелище начинается строительство Сергиево-Казанского собора, одного из красивейших в России. История строительства собора неразрывно связана с именем преподобного Серафима Саровского, в миру Мошнина, родившегося в Курске в 1754 году. В возрасте семи лет он упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора, но остался невредим.
       
        До революции 1917 года на Сергиевской проживали, в основном, зажиточные горожане. Застраивалась улица добротными 2-3 этажными домами. Многие из них сохранились, представляя собой памятники прошлого. Уникальность курских двориков – в их отгороженности от центра, в расположении «на склонах», в гармоничной оформленности внутреннего пространства. Не потому ли так часто обращаются к ним художники? Жилые дома окружены палисадниками, беседками, хозяйственными постройками. Строения обычно деревянные, но столь добротно сложены, что доныне, сквозь века, несут в себе энергетику уклада прошлой эпохи. Из окон Пенсионного фонда на Мирной и сегодня можно наблюдать покосившиеся заборчики, беседки и сарайчики, сохранившие атмосферу прошлого. Дворики, скверы и улицы Курска дышат историей, хранят память о людях, благодаря которым наш город стал светлее, краше.
Повесть «Это мы господи» Константина Дмитриевича Воробьёва (1919 –1975) была завершена в 1943 году, но опубликована много позже, в 1986. Произведение поражает читателей беспристрастностью изображения хроники лагерных будней военнопленных, достоверностью передачи особенностей говора уроженцев разных местностей, глубиной переживаний героя-нарратора. Родился и вырос писатель Воробьёв в селе Нижний Реутец Курской области. Его произведения вошли в сокровищницу русской литературы: за довольно недолгий творческий им создано более 30 рассказов, очерков и повестей. Воробьёв вскрывал морально-нравственные проблемы, отстаивал принципы высокой нравственности. Произведения писателя удостоены премии имени преподобного Сергия Радонежского, а также литературной премии имени Александра Солженицына.

    Воробьёв писал в основном о том, что хорошо знал, о чем душа болела: о родных местах и о жителях курской глубинки. Константин Воробьёв в повести «Друг мой Момич»  заметил, что «детство – посох, с которым вступают в жизнь», подчёркивая значимость, неугасаемый свет, которым освещают жизнь человека родные места, питая душу и сердце. Крайне бережно писатель относился к культурным традициям глубинки, считая себя плоть от плоти своим для курской деревни. Персонажи его рассказов и повестей узнаваемы для нас, курян, особенностями поведения и говора, диалектными словечками и оборотами, душевными чаяниями и стремлениями. Наш знаменитый земляк, уроженец Курска Евгений Носов, высоко оценивая прозу Воробьёва, подчеркивал художественное своеобразие его авторской манеры: «Он был здешним, нашенским, курским» , писал простым и хорошо знакомым языком, впитывая в себя и передавая в произведениях характерные особенности лексики и говора: «воробиные кытечки», «галить лемехом землю», «почюрюкать». Столь бережно относиться к речевым особенностям мог только глубоко любящий свою землю человек.
Имя Константина Воробьёва (1919-1975) носят городская библиотека №12 Курска, библиотека института экономики и менеджмента МЭБиК, общеобразовательная школа №35. В сквере на площади Перекальского установлен памятник писателю, украшая наш город, выражая почтение и уважение курян к имени писателя, к его слову и делу.
Памятник Евгению Ивановичу Носову (1925 – 2002) был открыт к 80-летию мастера в 2005 году. Скульптура находится на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев, ежегодно в день рождения прозаика, 15 января, собирая начинающих литераторов и уже состоявшихся писателей, притягивая, словно магнит. В Курской области с 2016 года принят единый день курских литераторов, приуроченный ко дню рождения Мастера. Носов жил и работал в Курске, неподалеку от его дома, улицы и установлен памятник. Но речь не о памятниках, а о памяти. О нашей памяти и о феноменальной памяти писателя, помогавшей ему сохранить для потомков облик улиц и переулков старого Курска: «С угасанием дня ... городские окраины, речные подгорья и понизовья погружались в кромешную тьму, все эти затускарные и куровые, прогонные и луговые, полевые и песковские...» . Улицы Курска, сегодня освещённые неоновыми вывесками, гирляндами огней, в произведениях Носова предстают такими, какими они были в прошлом, словно время останавливает стремительный бег и начинает течь вспять.
Детство писателя прошло в Курске, на Красноармейской улице: Дом «стоял в глубине двора, за большими каменными воротами, всегда распахнутыми настежь, похожими на триумфальную арку. С толстых опор запыленными глазами глядели львиные морды с кольцами в зубах. На арках кучерявились алебастровые финтифлюшки и крылатые амуры… По этим воротам мы догадывались, что раньше за ними жила какая-то важная птица» . В рассказах Носова оживают улицы довоенного Курска. «В те времена город еще не знал асфальта, — пишет прозаик в рассказе «Дом за триумфальной аркой». — Даже главная площадь, на которой устраивались парады, была вымощена глыбистым, как голландские сыры, булыжником… Летом город просыпался в тяжелом грохоте ломовиков. По нашей улице, протянувшейся от станции, с утра до вечера топали грузные космоногие лошади. Натужно поднимаясь с фурами в гору, они высекали из булыжников искры. Рядом, волоча кнуты, неторопливо брели в пыльных, растоптанных сапогах багровые возчики» . Пред нами достоверная иллюстрация нашего города-труженика в далёкие 30-е годы.
Удивительно свойство человеческой памяти: хранить, сберегать, оживлять образы и события, происходившие в прошлом, но важные для будущего. Удивительны, достойны уважения люди, формирующие культурное наследие нации, способные остановить время, вернуть нас к истокам, сделать будущее лучше, ярче, достойнее. Стоит ли помнить прошлое? Нужно ли беречь память о тех, кто когда-то создавал облик нашего города, укладывая брусчатку в мостовые, ставя фонари вдоль узких улиц, строя арки, церкви и жилые дома? Знаем ли мы, из чего складывалась жизнь и уклад прошлых поколений? Манкуртами ли быть нам, отказываясь от корней, чтобы впоследствии и о нас позабыли наши дети? Задуматься об этом можно, к примеру, гуляя по Курску, вдоль старых и новых улиц города, вдыхая воздух дня нынешнего и энергетику прошлого. Вспомните о тех, кто сделал нашу жизнь светлее, гармоничнее, о людях, создавших атмосферу духовности, творческую ауру нашего города.


Рецензии