Апачи, живущие в Мексике в XXI веке

 С иллюстрациями здесь: https://vk.com/club87908871




Апачи, живущие в Мексике в XXI веке.



Все знают их как апачей, и они проживают не только в США. У них есть дома и общины в таких мексиканских штатах как: Чиуауа, Сонора, Северный Дуранго, Нуэво-Леон и Тамаулипас. Они живы, они находятся здесь и сейчас, в середине XXI века, но официально в мексиканской республике их не существует. С 2017 года этот народ призывает к мексиканскому государству признать свое существование…

Слово «apache» означает «враг». Как и многим другим этническим группам территории, которую мы знаем сегодня как Мексика, испанцы закрепляли названия тем племенам, которые сопротивлялись их вторжению.
На самом деле этот народ, или эта нация, имеет другое название, вернее даже три: N'dee, N'nee и Nd;. Это объясняет Хуан Луис Лонгориа, молодой N'dee / N'nee / Nd;, который родился и вырос в Сьюдад-Хуаресе. Хотя… в Мексике ведь официально апачей не существует...
Лонгориа, который также является историком и ученым, является одним из факторов признания существования его народа на мексиканской территории.

История истребления.

Представьте, что вы живете в конце семнадцатого века, и вы один из того народа, который испанцы и креолы называют апачами. Это еще не Мексика, а Новая Испания. И люди, которые ищут золото, все чаще селятся дальше на север. Это были превосходные земли того, что сейчас называют Нью-Мексико, Аризоной, Коауилой, Чиуауа, Сонорой. И там есть народ, вернее несколько народов, которые образуют множественную нацию. Это гибкая, полукочевая культура, населяющая северные земли летом, а южные - зимой. У каждой семьи или гонды есть территория, похожая на пуповину, которая привязывает ее к Земле. Ее священная гора, ее родовое плато. Их дом охватывает тысячи километров. Лето в горах места, известного сегодня как Нью-Мексико. Зима в Голубых Горах (Сьерра-Мадре) теперешнего штата Сонора.


Представьте, что вы - один из этих мужчин, женщин или детей, которые живут собирательством и охотой, и совсем немного сельским хозяйством, очень умеренно и заботливо, потому что они верят прежде всего в то, что не стоит насильственно вмешиваться в естественные ритмы земли. Отсюда и передвижной образ жизни: собирать плоды, охотиться на оленей, а затем уйти и позволить этой земле снова набрать силы.

Но представьте, что подобный образ жизни стал просто не совместим с большими поселениями белых людей. Ни со скотом, пожирающим гектары пастбищ, ни с изыскателями золота - металла, принадлежащего только Уссену - Дарителю Жизни. Ведь выживание племени зависит от баланса: от того, что олени не исчезнут, и что деревья точно зацветут в следующем году. И вот, этот самый  жизнеобразующий баланс был нарушен.

Представьте себе, что ссоры между племенами и этническими группами обостряются и подстрекаются. И вам  вдруг больше не рады в тех землях, через которые вы всегда свободно проходили. Теперь вас зовут не иначе как «варвар» и «преступник», а чтобы выжить, вы должны заниматься только одним: красть скот, красть лошадей, и защищать свои  оставшиеся земли.

Представьте себе такую степень ненависти, которая к 1835 году привела к тому, что образованная Мексиканская республика в лице штата Сонора решает выдавать награды за вашу жизнь: 100 мексиканских песо за каждый скальп убитого воина - апача. Два года спустя и штат Чиуауа не отстает в этом начинании, и предлагает 100 песо за волосы каждого мужчины-воина, 50 за скальп каждой женщины, и 25 - за волосы каждого убитого ребенка. Дети, женщины и мужчины уничтожаются.

Представьте, что северные соседи, которые начинают населять эту землю, узнают о наградах и присоединяются к охоте. Но они более искусны, более коварны: они наблюдают за ненавистью между мексиканцами и апачами. И они ее используют в своих целях.

Затем начинается война за территорию между двумя странами - США и Мексикой. И среди соглашений, которые они в конечном итоге подписывают - это то, что Соединенные Штаты обязуются не позволять вам, апачам, никогда больше не «спускаться» на мексиканскую территорию. Но, на минуточку, Мексика потеряла свою территорию? Когда это началось? Разве это не была Синяя Гора (la monta;a azul) вождя Мангаса Колорадаса? Или, разве это не была священная земля мескалеро?

Почему существует граница, разделяющая пополам исконные пути миграций народов n’ne, n’de, n;?

Представьте, что все же Чиуауа никогда не отменял и не запрещал закон, предлагающий вознаграждение за скальпы. 

- На сегодняшний день неясно, было ли  отменено это решение, потому что оно было  возведено до уровня закона - объясняет Лонгориа.
- Почему такая ненависть?
- Просто они не могли с нами справиться.

Затем истребление народа, Нана, Найче, легендарный Джеронимо, Викторио, Лозен – женщина воин и шаманка... И окончательная капитуляция в 1886 году, произошедшая в Соноре, кстати, а не в Аризоне. Потому что апачи никогда не переставали  «спускаться» в Мексику.  И лишение свободы, тюрьмы во Флориде и так далее. И много смертей.
 
Мы не хотим исчезать.

 

Сообщество N'dee/N'nee/Nd; в Чиуауа.


Репортер пишет общественному служащему в области социальных коммуникаций из «Национального института коренных народов»:  «Я ищу информацию об апачах».

- Они живут в Америке -  получает он ответ.
- Я знаю, что здесь есть группа. Они могут быть названы и как Сhiricahuas, и как N'dee, N'nee, или Nd;…

Однако, и через три дня ответ так и не был получен…

В течение всего XX века  «конечно, были наши в Соноре, Чиуауа, Дуранго, и  вплоть до Северного Сакатекаса. Но они считались мексиканцами» - говорит Лонгориа. Последний из свободно говорящих на их языке в Мексике, умер в прошлом году (2020 г.) в Коауиле. Лонгориа занимается родным языком, со своими братьями из Аризоны и из Нью-Мексико. Молодые люди учатся, ищут связи со своими сверстниками по всей Америке. И именно так они восстанавливают историю, которая была стерта после Джеронимо.
 

Флаг общины Comunidad N’dee / N’nee / Nd;, во время «Festival del Molе», Yaa you enne/Ts; tahu’ ay; (Сьюдад-Хуарес).


Мексиканская антропология мало обращала внимания на группы, известные как апачи. В 2016 году антрополог Хосе Медина Гонсалес Давила опубликовал статью с названием «Что значит быть апачем в XXI веке? Преемственность и изменение липанов в Техасе». В ней он рассказывает, как апачи липан (первоначально проживавшие в Техасе, Нью-Мексико и Северной Мексике) должны были «замаскироваться», чтобы элементарно выжить. Я имею в виду, что окружавшие их люди даже и не догадывались, что они - апачи.

В разговоре по электронной почте на другую тему (по мексиканскому серому волку) в июне 2019 года Медина Гонсалес объяснил:

- Процессы истребления начинаются с дискриминации (разделения), затем с заблуждения, с тенденциозной аргументации и, наконец - с характеристики. Апачи, как и волки, считались «хищниками», играющими важную роль  в существовании окружающей среды. Оба принадлежали к этой мексиканской земле, однако вместо того, чтобы понять и защитить их, белые предпочли их истребить. Всегда легче убивать и уничтожать, чем понимать и уважать, каким бы трагичным и абсурдным ни казался этот подход.

Лонгориа рассказывает нечто подобное, но от имени nd;, изнутри себя:

- Кто бы осмелился сказать, что он говорит на языке  nd;, если в этой стране когда-то была  назначена награда за каждого убитого апача? - спрашивает он.  Таким образом, язык сильно потерялся. Но не так как личность.

Например, в 1936 году резервации коренных народов в Америке были преобразованы в  «нации» по закону. Это было не из-за признания прав коренных народов, а потому, что только что прошла Великая депрессия 1929 года, и превращение их в народы оказалось дешевле для государственного правительства, объясняет Лонгориа.

Итак, через несколько лет члены нации мескалеро из США отправились в Сьюдад-Хуарес искать людей nd;  на этой стороне. Почему? Потому что они знали, что здесь жили другие nd;. Они нашли этих людей, но они не захотели уходить, потому что в то время в резервациях жилось хуже, чем здесь.

И время шло. В девяностые годы прошлого века они снова отправились искать потомков. Лонгориа смеется: к тому времени, со своими казино, люди в резервациях уже начали жить лучше, чем nd;  в Мексике. Но здесь уже были внуки, правнуки и корни. Они тоже не хотели туда ехать. Однако семя идентичности все еще оставалось скрытым.


 

Сообщество N'dee / N'nee / Nd; в Хуаресе (Самалаюке, Хуарес, Чиуауа).

Встреча, которая стирает границы.

На 2017 год, после определенных усилий они договорились встретиться на двусторонней основе, но с этой стороны, в штате Коауила, в Артеаге. А в 2019 году они реорганизовались, как нации Nde nne и Nd; в Мексике.

Помимо признания, восстановления структуры семей и разорванных родословных, они требуют, чтобы мексиканское государство признало существование таких народов  как N’dee, N’nee, и Nd;.


                Лидиетт Каррион, 9 января 2021 г.

 


Лидиетт Каррион:  «Я - журналист. Если бы это было не так, то я  бродила  бы по реальным, либо  воображаемым  лесам. Меня интересуют истории, которые изменяют того, кто их читает».

 

Нации N’dee/N’nee/Nd; в  XXI веке в Мексике.

В настоящее время, по словам Лонгориа, в Сьюдад-Хуаресе, в городе Чиуауа, в дополнение к общинам в Асенсьон и Мадера в Чиуауа и Сальтильо, существует сообщество, состоящее как минимум из 15 семей N’dee/N’nee/Nd; в Коауиле. Различные общины проводят свои собственные внутренние переписи, и с каждым годом все больше людей N’dee восстанавливают свою идентичность.
В 2019 году Лонгориа и его сообщество впервые основали «Naci;n N’dee/N’nee/Nd;».  По его словам, их решение автоматически обозначить себя «нацией» было намеренным. В то время как в США существуют «первые нации» внутри «нации» Соединенных Штатов, в конституции Мексики говорится, что Соединенные Штаты Мексики образуют одну «неразделенную нацию» и, хотя существуют «pueblos originarios» (первые народы), им не предоставлена такая же автономия, как в США.


 

Лонгориа (слева) в племени апачей Сан-Карлоса, лето 2017 года. 

Еще одно различие между нацией N’dee/N’nee/Nd; и первыми нациями Соединенных Штатов состоит в том, что они не используют количество крови для определения принадлежности к своей нации. Скорее, они полагаются на свою общую устную историю, а также на генеалогию, часто восходящую к началу 1900-х годов, после чего записи не всегда регистрировались, если человек был из коренных народов. Лонгориа говорит так: «В нашей истории все люди для нас - N’dee. Но время и пространство создали разные культуры », комментируя, что, хотя их традиции, насчитывающие сотни лет, являются матрилинейными, они больше не следуют этому правилу так строго.

Сообщество N’dee в Сьюдад-Хуаресе, частью которого является Лонгориа, проводит встречи ежемесячно. По его словам, встречи «охватывают разные темы, и мы отдаем приоритет изучению нашей культуры и повторному изучению нашего языка. Мы говорим приветствия, прощания и благодарности [на родном языке]».

Более десяти лет Лонгориа, помимо поддержки своего сообщества, посвятил себя изучению языка N’dee, на котором больше не говорят в Мексике. Он говорит: «Это важно, потому что [язык] содержит наши идеи, наши чувства, и это способ, которым мы выражаем себя». Он говорит: «Sh;; nd; nish;; - я N’dee».

С 2017 года народ  N’dee/N’nee/Nd; в Мексике проводит ежегодные двухнациональные собрания со своими родственными племенами апачей в Соединенных Штатах (собрание 2020 года, которое должно было состояться в Сьюдад-Хуаресе, было отложено из-за пандемии коронавируса). Лонгориа говорит: «Целью было воссоединить нас, потому что граница разделяла нас. Но наши семьи живут с обеих её сторон».




Борьба за признание.

«Нам не нужно, чтобы они знали нас, потому что мы сами знаем, кто мы», - заявил Лонгориа, имея в виду «Национальный институт коренных народов Мексики» (El Instituto Nacional de los Pueblos Ind;genas). В то же время признание со стороны правительства приведет к облегчению доступа к ресурсам, выделяемым на сохранение культуры - для сохранения языка, медицины, для строительства традиционных домов, а также для проведения традиционных собраний и церемоний.

В будущем Лонгориа надеется, что нация N’dee/N’nee/Nd; будет иметь свою собственную территорию. Он надеется, что, как и его предки, которые переезжали из одного района в другой, община N’dee  сможет строить сезонные жилища, в которые они смогут возвращаться в разное время года.

В настоящее время Лонгориа и другие члены нации N’dee/N’nee/Nd; путешествуют в различные коренные общины Мексики, чтобы запросить письма поддержки, которые они будут использовать при представлении своих доводов для официального признания мексиканскому правительству. Нация также является частью «Сети коренных народов в Сьюдад-Хуарес», которая в основном состоит из общин коренных народов других регионов Мексики, таких как Оахака, Веракрус и штат Мехико, которые мигрировали в города в поисках работы, которые также поддерживают признание народа N’dee/N’nee/Nd; коренными жителями N’dee bikeyaa. 

 


Рецензии