Рассказы бывшего заключённого 10. Пятиминутка

Время в тюрьме всегда тянется долго, однообразие жизни, серые будни, монотонная работа на Картонажке, способствовали этому.

Самое главное это ожидание, пока ты сидишь под следствием, всегда ждешь чего то.  То ждешь следователя с надеждой, что может быть придет добрый дядя и тебя освободят, скажет, что твои проступки не слишком существенные и на преступление не тянут. То ждешь адвоката, то передачку от мамки, то амнистии, ведь в 77 году исполнится 60 лет со дня революции. Надежда на лучшее не оставляет тебя и я такой не один… Одним словом надежда - национальная черта советского человека.

Я тоже надеялся, ждал психиатрическую экспертизу, которая была назначена мне в связи с тем, что раньше на свободе, я состоял на учёте у психиатра.
Если честно, то я надеялся, что врачи признают меня душевнобольным, но для этого нужно было пройти две экспертизы, пятиминутку, так мы называли выездную комиссию врачей в следственный изолятор и стационарное обследование в институте имени Сербского.

Там в национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского нужно еще постараться, чтобы тебя признали шизиком, но из сообщений по тюремной почте, мы всегда знали, что попав на обследование, твой шанс откосить от зоны повышается в разы.

Туда направляли через комиссию, для дополнительного обследования, если на пятиминутке врачи сомневались в адекватности поведения “пациента”, как во время совершения преступления, так и во время пребывания в СИЗО.
 
Я тщательно готовился к пятиминутке, интересовался у сокамерников, искал информацию, мысленно проигрывал прохождение экспертизы, придумывал роли и модели поведения.

Получить диагноз в институте Сербского, это удача, прямой путь на свободу, пусть даже через больницу, но больницу вольного типа.

Обычно такого рода пациенты, признанные невменяемыми, лежали и лечились в одном из отделений психиатрической больницы общего типа, в Белых Столбах, в Подмосковье. Лежали от шести месяцев до года, кому как повезёт, на вольных харчах, свиданки каждую неделю, работать не надо, одним словом лафа по сравнению с тюрьмой.

В то время, многие малолетки косили под дурака, лишь бы попасть на больницу, но это удавалось не многим.

Месяца через два, во время работы за мной пришел корпусной и мы зашагали по длинным коридорам Матросской тишины.

По дороге я обернулся к охраннику:
- Меня, что, к следователю?
- Нет.
Ответил он.
- А куда, на свиданку, что ли?
- Хватит базарить, руки назад и молчком, а то в бокс поставлю, часа на четыре, будешь потом знать, как молоть языком.

Вся тюрьма Матросская тишина была натыкана боксами, боксы можно было встретить везде, на любом крыле, на больничке, в следственном корпусе, в здании где проходят краткосрочные свидания и на сборке. Боксы - очень узкие помещения, в них можно только стоять одному и невозможно присесть. Если тебя туда определили в качестве наказания, то ни сесть, ни повернуться, будешь стоять в духоте, темноте, воздуха мало, ноги затекают, ноют. Простояв часа два, сразу поймёшь, что в следующий раз, лучше вести себя поприличнее.
 
Услышав про бокс, я сразу заткнулся и уже молча продолжал следовать к месту назначения. Скоро, мы зашли в следственное здание.
- Экспертиза
Подумал я.
- Точно экспертиза.
И пока охранник открывал одну из дверей, я быстро взъерошил волосы, сделал безумные глаза и с приоткрытым ртом, как у дебила взглянул на корпусного. Последний, даже немного оторопел, увидев меня в другом образе.

В большом кабинете, за столом сидели три человека, без халатов, женщина и двое мужчин.
С виду они были похожи на учёных, один, что постарше, видимо главный, носил очки с роговой оправой и очень толстыми стёклами. От этого, его глаза казались огромными. Он сидел и сверлил меня взглядом, своими бездонными черными глазами.

В процессе экспертизы мне задавали несложные вопросы, спрашивали про семью, почему меня поставили на учёт к психиатру и т.д.

Я конечно сглупил тогда, был молодым и неопытным, мне не было ещё и восемнадцати. Моё представление о дураках в то время было очень поверхностным. Даже не специалист смог бы разобраться тогда, что перед ним подросток, который косит под дурака, пытаясь изобразить из себя шизофреника.
Врачи говорили мне, ты не дурачься, давай поговорим спокойно, но я продолжал корчить дебила с безумно выпученными глазами. Минут через двадцать пятиминутка закончилась и я вновь зашагал в камеру, гадая, каков результат ждёт меня впереди...

Прошло две недели, открылась кормушка и в нее прокричал корпусной.
- Беляев, на выход к следователю!
По дороге в следственный корпус, я шёл уже понимая, что пятиминутка не прокатила, экспертизу я не прошёл и буду сидеть на зоне....


Рецензии