Новый Ропск из века XVII в наши дни

Много рассказал в своих публикациях о Роде и семье моего отца по отцовской линии - белгородской ветви древнего рода однодворцев Мильшиных. Пришёл черёд затронуть тему малой родиный моей бабушки по отцу - Домны Ефимовны Мильшиной (в девичестве Серниковой). Официально называть местечко Ропск Старым Ропском стали с XVII века. А рядом с ним выходцы из Старого Ропска основали другое поселение — Новый Ропск, в котором в 1890 году и родилась в семье потомка ропских казаков Ефима Серникова моя бабушка – Домна Ефимовна.
Село Новый Ропск расположено в низине, со всех сторон его обступили овраги, взгорки, по которым тянутся его улицы и переулки. Новый Ропск в наше время является центром Новоропского поселения, в которое входят: Старый Ропск, Сушаны, Новый Ропск. У каждого населенного пункта, как и у каждого человека, свой облик, свой характер, своя судьба. У Нового Ропска весьма интересная история, с местечком связаны многие известные исторические личности. В Ново-Ропском поселении сейчас проживают около 2000 человек, из них в селе Новый Ропск — 1346.
Точной даты основания села Новый Ропск нет. Однако в 1620 году недалеко от Старого Ропска находилось поселение Лозы. Его основал Иван Рубец. Рубцу и его брату эту местность пожаловал гетман Украины Богдан Хмельницкий за участие в борьбе с польскими феодалами. Первыми жителями были выходцы из России и Польши. Новое поселение расположилось на пересечении важных трактов: Смоленск–Киев и Чернигов – Стародуб.
В 1679 году Новый Ропск называется уже местечком, следовательно, в это время он был уже центром Ропской волости, которую составляли села: Старый Ропск, Карповичи, Сачковичи, Тимоновичи, Бровничи, Хоромное, Могилевцы. Приводим акт, в котором Ропск назван местечком: "Я, Семен Грышкович, мелник, жывучий в маетности пана Михайла Ивановича Рубца ( в 1669-1973 г.г. Михаил Рубец - сотник Топальской сотни Стародубского казацкого полка Прим. Ходанова), имеючи кодыцию от его ж самого, млынов часть третюю в мистечку Ропску, на реце Прудцы, чиню ведомо ... не схотелем держати вышей менованого млынку налжитой части своей третей, пустилем на вечное держане при тих двох частей, свою третю, за золотих 70 доброй монеты, вышей менованному пану своему, пану Михайлу Ивановичу Рубцу ... Писан в Ропску, року 1679, мес. - дня". Подлинник у А.С. Лашкевича.
Интересно, что в том же году, в другом акте, Новый Ропск называется и слободой; но гетьману Самойловичу нужно было, чтобы Ропск был слободой, а не местечком ... После изгнания поляков, Ропской волостью завладел Михайло Рубец, за которым она была утверждена гетьманом Брюховецким. Но в 1679 году Ропская волость у Рубца была отнята Самойловичем и присоединена к гетманским имениям, в числе коих состояла до смерти Даниила Апостола. Затем Ропская волость находилась в казенном ведомстве до 1741 года, когда она была пожалована Неплюеву; но в августе 1742 года Ропская волость у Неплюева была отобрана и пожалована Алексею Разумовскому. От последнего Ропская волость по наследству перешла к Кириллу Разумовскому. Из описи Ропской волости при отдаче ее в 1745 году Разумовскому, видно, что в Новом Ропске существовал "замок", обнесенный земляным валом; в этом замке находился "панский двор, огороженный заметом в столбы; ворота двойные резные, с калиткою; на них - летняя светлица с 11-ю окнами, покрытая гонтом".
 Уже по описи 1734 года в Новом Ропске показано восемь "медведников" – владельцев и поводырей медведей «на показ», с которых собиралось по рублю. По первой переписи Малороссии 1723 года – казаков 10 дворов; крестьян Ропской волости "грунтовых - 92 двора, безгрунтовых гендлиовых - 25 дворов, бобылей огородников - 80 хат и бобылей безогородных - 36 хат и крестьян подсоседков 8 хат".

Храм во имя святого Николая построен в Новом Ропске в  лето 1732 года на средства Данилы Павловича Апостола. По описи 1734 г. в Новом Ропске 99 дворов пахотных и 79 дворов бобылей, в Старом Ропске 40 дворов пахотных и 35 дворов бобылей. По описи 1734 г. в Новом Ропске числилось две церкви, – одна во имя св. Николая, другая в честь святых Бориса и Глеба (утрачена уже в советское время, сохранилось лишь фотография 1916 года).
По переписи 1764 г. в Новом Ропске казаков 49, гетманских крестьян 1200 м., в старом Ропске казаков 120, гетманских крестьян 347 м.. В местечке Новом Ропске три ярмарки в девятую неделю по Пасхе, июля 14 в д. Бориса и Глеба и окт. 26 д.
В то время многие из жителей местечка занимались дальним конным извозом и находясь по этому случаю в беспрестанных сношениях с русскими слободами по своей обстановке успели обрусеть; их костюм, телеги, рослые лошади, сбруя – совершенно были великорусскими.
По переписи 1734 г. волость Ропская заключала в себе м. Ропск, села: Тимоновичи, Сачковичи, Карповичи, Лобановку, Бровничи, Соловьевку, Хоромное, Старый-Ропск, деревни: Кропивну, Буду, Могиловцы, Струговскую-Буду.
При описании Нового Ропска в 1781 году, в нем показаны четыре цеха: кравецкий, шевский, шаповальский и ткацкий. В том же описании замечено, что некоторые из жителей Нового Ропска "упражняются в медвежей охоте и принимая от экономии и от посторонних помещиков, медведей, обучают их под музыку и водят их для забавы в малороссийские степные города, в Слободскую Украинскую губернию, в донские станицы и в Великороссию, даже до Москвы; и с того нужное свое пропитание имеют и платят владельцу чинш; и таковых охотников в одном сем местечке до 20-ти дворов".
В 1781 году по распоряжению графа Румянцева, перед открытием наместничеств, было сделано статистическое описание Малороссии, по которой числилось казаков 20 дворов и 21 хата; крестьян Разумовского 363 дворов, 412 хат и бездворных 9 хат.
Известно, что в Новом Ропске зародился промысел «валять шапки» - шаповалы. Затем промысел перерос в занятие –валять валенки. Промысел этот, его секреты сохранен до наших дней и уже ни одну сотню лет в Новом Ропске существует таинственный жаргон шаповалов – мастеров, которые валяют валенки. И здешние ремесленники до сих пор общаются между собой на секретном языке (лемезе), который сотни лет назад в целях конспирации придумали их предки. Откуда же взялся шаповальский язык? Есть предположение, что давным–давно в эти края его занесли скупщики щетины. Доподлинно же известно одно... Придуман он специально, чтобы чужие не понимали о чём между собой говорят мастера. В родном селе, где почти в каждом дворе был свой шаповал, сбыть товар было делом нереальным. Потому по заведенной дедовской традиции, отправлялись шаповалы на заработки подальше от дома. Мастера они были хорошие и тайной своего промысла не хотели делиться ни с кем. Поэтому язык кустаря давал возможность объясняться с партнером так, чтобы хозяин ничего не понял. Например, наниматель плохо кормил. В таких случаях говорили: «Лоха надо обяперить» - чужака надо обдурить. Вот некоторые слова из шаповальского словаря: жухля – бутылка, бурдасы – штаны, скитц –собака, варнак – петух, ходырки – ноги, микец – мальчик.
— Я пытался составить шаповальский словарик, — говорит краевед Александр Кублицкий. — Еще десять лет назад мастера с кулаками отстаивали свою тайну, потому что валенки пользовались спросом. Всего я записал около 350 разных слов. Вообще, в Брянской области было несколько носителей тайных языков. Еще до войны по деревням ходили слепцы-лирники, которые играли на инструменте, а между собой перекидывались неведомыми словами. В архивах отмечены и странствующие книгопродавцы-офени с их офенским языком. Свой словарь есть и у старообрядцев. Краеведы считают, что возникновение “конспиративных” языков связано с вечной борьбой нашего народа за свободу. Что касается лингвистической стороны, то специалисты отмечали, что грамматика у новоропских шаповалов русская, а вот звуковой строй схож с северо-белорусской фонетикой. См. . Этот язык – часть нашей русской культуры, составляющая часть нашей Родины. Язык, имеющий такую необычную историю, имеет право на жизнь, пусть даже на страницах книг. И это намного лучше, чем кануть в Лету, быть навсегда забытым. Отличная исследовательская работа климовского ученика, содержащая довольно обширный словарь языка новоропских шаповалов https://kazedu.com/referat/90080

Свидетелем давних времен в Новом Ропске является, расположенная в центре села, древняя деревянная Никольская церковь. Это один из древнейших архитектурных памятников Брянщины. Построена церковь умельцами без применения пилы и гвоздей, это настоящий памятник русско-украинского деревянного зодчества.
Церковь построена на средства гетмана Войска Запорожского Даниила Апостола, об этом свидетельствует надпись на дверном косяке главного входа: «За державу имп. Анны Иоанновны, при счастливом владении ясневельможного Даниила Апостола гетмана создан храм сей во имя св. Николая, в м. Ропску, року 1732». Эта надпись выполнена старославянским шрифтом, она красиво обрамляет шестиугольный дверной проём и сама по себе является большой редкостью, чудом дошедшей до нашего времени. Гетьман Данила Павлович Апостол (1654-1734) был Миргородским полковником,  внук его  Иоасаф Горленко  (1705-1754) стал епископом, святителем Белгородским.
Иконостас был в 4 яруса, ризница большая. Прихожане издавна, составив цехи, поручали избранным лицам цехов собирать деньги на храм и увеличивать капитал процентами. В случае нужд храма доверенные лица доставляли деньги на удовлетворение нужд.
В 1732 году храм освятил архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Иродион. Здание возведено в типичных формах для Левобережной Украины XVIII века. Весь храм построен без единого гвоздя из деревянного бруса на шипах и клее, цоколь кирпичный, высота от земли до верха креста 37 метров. В 1814 году новая отдельно стоящая колокольня заменила старую (не сохранилась). Строителем был мастер Самуил Ишутченко, крестьянин села Гетманская Буда. В 1914 году здание церкви перенесли на другое место (современное расположение), а на прежнем началось строительство соборного храма (сгорел в 1916 году). В 1937 году советская власть церковь закрыла, а здание занял склад зерновых. В 1943 году церковь вновь открыли и в дальнейшем больше не закрывали.
Объемно-плановое построение церкви в основном то же, что и у староропского храма - крестообразный план, пять куполов, центральный повыше и более массивен, чем остальные. Однако художественный облик памятника совсем иной, он создается более стройными пропорциями, формы удлиненные, они тянутся ввысь.
Церковь рублена из бревен толщиной в сорок сантиметров и, как и в предыдущем случае, снаружи облицована более поздней деревянной обшивкой. Внутри срубы обшивки не имеют. Внутренних перекрытий нет, а срубы сверху донизу побелены. Это редкий случай сохранившегося интерьера памятника такого рода.
Есть еще и другие особенности в архитектуре Ново-Ропской церкви, на которые нельзя не обратить внимание. Это — опоясывающая здание галерея, так называемое «опасание». Этот прием хорошо известен по памятникам правобережной Украины, и в свое время он был распространен и на левобережье. Но сейчас в этих местах сохранилось очень мало памятников деревянной культовой архитектуры, и ни один из них не имеет опасания. В этом смысле Ново-Ропский памятник является уникальным. На Стародубщине климат значительно суровее, чем в южных и западных землях, и поэтому опасание имеет вид закрытой обходной галереи. В западных областях опасание делалось обычно открытым.
Ново-Ропский памятник примечателен также тем, что в нем частично сохранилась настенная живопись как снаружи, так и изнутри, что в деревянном зодчестве встречается также очень редко. К сожалению, этой живописи сохранилось мало, и к тому же она, видимо, несколько раз для пущего «благолепия» была безграмотно «поновлена» (церковь действующая). Сохранившаяся почти в нетронутом виде живопись на внутренней двери главного входа является довольно типичным образцом подобного рода живописи середины XVIII века. На расписной двери укреплен старинный замок интересного устройства. Все части его сложного механизма внутри здания открыты, демонстрируя мастерство его изготовителя.
Иконы в современном храме собирали всем миром, всем народом...
В западном притворе церкви устроены небольшие хоры в виде перехода от северной стены к южной, что в деревянных церквях встречается довольно редко. Характернап выразительная архитектура новоропского храма, настенные росписи, интересные детали интерьера, плюс ко всему указанному — точная датировка памятника с указанием имени заказчика, засвидетельствованная в сохранившейся надписи... Имеем редкий образец деревянного зодчества XVIII века, равного которому мы не найдём на территории Брянской области и соседних областей России, который хотелось бы сохранить для потомков!
Ещё одна местная достопримечательность Нового Ропска - здание бывшей волостной управы, построенное в 1900 году. Оно находится в центре села на площади рядом с церковью Николая Чудотворца. Постройка каменная, возведена в русском стиле, имеет один этаж. В плане здание образует прямоугольный объем вытянутый в длину, который перекрыт вальмовой кровлей. Главный фасад обращён к площади, в средней его части находится парадное крыльцо, а по сторонам на фоне красных кирпичных стен выделяются арочные окна с белыми наличниками. Здание сохранилось в хорошем состоянии, но первоначальная внутренняя планировка полностью изменена. В настоящее время здесь размещается «Новоропская школа-интернат». Перед зданием бывшей волостной управы установлен памятник погибшим на фронтах Великой Отечественной войны односельчанам.
С 1861 года местечко Новый Ропск — центр Новоропской волости Новозыбковского уезда Черниговской губернии. Примерно в это же время в Новом Ропске было открыто почтовое отделение — ныне одно из старейших на Брянщине.
По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, на рубеже XIX—XX вв. в Новом Ропске было 4600 жителей и проводилось 5 ярмарок. Были широко развиты ремёсла, особенно сапожное. В 1901 году близ Нового Ропска прошла железнодорожная линия Новозыбков—Семёновка, на которой в 4 км от местечка была устроена станция "Новоропск" (ныне не функционирует).
В составе Брянской губернии, куда большая часть Новозыбковского уезда вошла в 1926 году, Новый Ропск являлся крупнейшим по численности сельским населённым пунктом (около 5,4 тыс. чел.). Сейчас в селе Новый Ропск проживает 1226 человек (данные 2013 года), а в 2010 году – проживало 1293…
Большая трагедия в истории староропского и новоропского поселений произошла 22 сентября 1943 года. Накануне освобождения от немецко-фашистских захватчиков в урочище Сетники каратели расстреляли 120 жителей Нового Ропска и Старого Ропска. В тот же день в центре Старого Ропска были расстреляны 50 мужчин.
26 сентября 1943 года контрразведка «Смерш» задержала троих немцев: «Рим Ганс Иохим, 1924 г. рождения, уроженец города Фридлянд (Германия), немец, из семьи ремесленника, образование 10 классов, член союза гитлеровской молодежи, ефрейтор саперного батальона 292-й пехотной дивизии; Одиниус Вильгельм, 1910 г. рождения, уроженец города Аахен (Германия), немец, из семьи служащих, по профессии католический пастор, образование высшее, ефрейтор-санитар 2-й роты 6-го пехотного полка; Шварцингер Йозеф, 1912 г. рождения, уроженец деревни Хоррик, около городка Мюнд (Австрия), австриец, из семьи служащих, образование 7 классов. На восточном фронте с 22 июня 1941 г., обер-ефрейтор 448-го пехполка, 137-й пехотной дивизии».
Они были задержаны передовыми частями Красной армии 23 и 24 сентября 1943 г. недалеко от села Новый Ропск Климовского района Орловской области. Немцев взяли фактически на месте преступления. Они были опознаны жителями села Новый Ропск как участники зверского расстрела мирного населения сел Новый и Старый Ропск, организованного немцами 23 сентября 1943 г. в лесу Сетники.
«Проведенным по делу следствием установлено, — говорится в документе, — что в 14:00 23 сентября с. г. отступающие немецкие части с трех сторон оцепили лес Сетники, расположенный в 4 км северо-западнее села Новый Ропс, и начали массовое истребление укрывавшегося в этом лесу мирного населения близлежащих деревень. При расстреле немецкие солдаты и офицеры глумились над советскими гражданами, избивали прикладами, кололи ножами и штыками, вспарывали животы, вырезали сердца, выкалывали глаза. Всего в этот день немцами было убито более 200 детей, женщин, мужчин и стариков мирных жителей сел Новый и Старый Ропск... К следственному делу по обвинению Рима, Одиниуса и Шварцингера приобщена справка священника Ново-Ропской церкви Тихона Завлоцкого о погребении им в период с 24 по 27 сентября 1943 г. 105 детей, женщин, мужчин и стариков — жертв расстрела, организованного немцами 23 сентября с. г.».
28 сентября 1943 года каратели предстали перед военно-полевым судом и были приговорены к смертной казни через повешение. «Приговор приведен в исполнение 2 октября 1943 г. на площади села Новый Ропск Климовского района Орловской области», — докладывал генерал Вадис. Публичная казнь душегубов в то время самими местными жителями рассматривалась как наиболее правильный акт возмездия. См. воспоминания очевидцев трагедии
 
Я кратко изложил историю малой родины моей бабушки - Домны Ефимовны. Вернёмся теперь к рассказу о судьбе самой Домны Ефимовны Мильшиной (в девичестве Серниковой).Бабушка родилась в 1890 году в семье Ефима Серникова - потомственного жителя Нового Ропска. Ефим Серников – потомок казацкого рода Ропского куреня Топальской сотни Стародубского полка.
До переезда по Столыпинской реформе в Западную Сибирь, Ефим Серников занимался заготовкой леса, сплавом его по рекам Снов, Десна, по их притокам до самого Днепра. Отец со слов бабушки называл его сплавщиком и плотогоном. В начале XX века Ефим Серников со всем свои семейством и скарбом перебрался на новое место жительства в Западно-Сибирский край – в деревню Малиновка Легостаевской (Маслянинского) волости Барнаульского уезда Томской губернии (сейчас деревня Малиновка Искитимского района Новосибирской области на правом берегу красавицы Берди). Выходцы из Нового Ропска составили чуть ли не половину населения Малиновки.
По приезду в Малиновку Ефим Серников вёл обычное крестьянское хозяйство, получив земельный надел и построив бревенчатый пятистенок с хозяственными пристройками. В семье было много детей, но я имею весьма скудную информацию только о двух старших братьях Домны Ефимовны. Григорий Ефимович 1884 года был крепким хозяином. По обвинению – кулак (Постановление СНК и ЦИК СССР от 1 февраля 1930 года) был осуждён на спецпоселение в Томской области 12 декабря 1931 года, где вскорости и погиб (Данные УВД Томской области). Средний брат Степан Ефимович был активным сторонником Советской власти и коллективизации. Длительный период был членом правления и председателем колхоза в Тогучинском районе Новосибирской области. Более никакой информации о братьях и сёстрах, других родственников бабушки Домны, к сожалению, не имею.
Домна Серникова жила в семье священника храма Архистратига Михаила отца Якова Семёновича Мазаева в Легостаево на противоположном берегу Берди. Она помогала на кухне и присматривала за детьми. В храме её и приметил вернувшийся с Первой мировой войны видный парень из Архиповки – мой дед Мильшин Евтей Захарович. Архиповка располагалась выше по Берди на месте впадения в Бердь речушки Китерня, поближе к Новососедово и бердскому урочищу Зверобой, где находятся высокие живописные и красивейшие скалы на правом берегу Берди.
Кратко остановлюсь на трагической судьбе священника Я.С.Мазаева и регента легостаевского храма С.Е.Балева. Они были осуждёны по ст. 58 п. 10 и осенью 1937 года в Новосибирской тюрьме были расстреляны. Сидор Егорович Балев и всё его семейство - тоже переселенцы в Сибирь из Нового Ропска Черниговской губернии (о трагической судьбе Я.С. Мазаева и С.Е.Балева см. в моей статье «Разрушенный храм» http://proza.ru/2021/01/02/973 . Трагическая судьба брата Домны Ефимовны, священика и регента легостаевского храма - друга Евтея во многом определили атмосферу в семье Мильшиных на многие годы вперёд. Отец и мать старались в присутствии детей не обсуждать проблемы и судьбы, попавших в сложное положение родственников и знакомых, чтобы избежать ситуаций, когда дети на улице могли в присутствии чужих людей сказать что-то лишнее, что могло навредить близким и родным людям. Во многом такая атмосфера в сёлах Западно-Сибирского края сложилась из-за чрезмерно жёсткой позиции в вопросах коллективизации его первого руководителя - Роберта Идриковича Эйхе, который наряду с Хрущёвым был «передовиком» в части выбивания из центра квот на подрасстрельные приговоры. Но если Эйхе сам попал под каток запущенных и раскрученных им самим репрессий в Западно-Сибирском крае, то Хрущёву удалось избежать участи многих пострадавших, кто за дело, а кто и безвинно, жителей Украины и Москвы, партийные организации которых в эти годы возглавлял сам Никита Сергеевич…

Буду весьма благодарен Читателям из Западной Сибири за любую информацию о членах семей Серниковых и Балевых из Малиновки Искитимского района Новосибирской области, Нового и Старого Ропска Брянской области (Черниговской губернии до революции) и их потомках. Информацию можно писать в личку на сайте проза.ру или по электронному адресу milshin@yahoo.com
Но вернёмся к рассказу о судьбе Домны Ефимовны. У семьи Евтея и Домны Мильшиных было крепкое хозяйство, но наёмных батраков они не держали, управлялись своими силами. У Евтея росло четверо сыновей Дмитрий 1921 г.р., Михаил 1925 г.р., Виктор 1927 г.р., Николай 1930 г.р. (мой отец) и дочь Галя 1936 г.р.. В хозяйстве насчитывалось несколько коней, пара жеребят, коровы, овцы, козы, свиньи, птица. Евтей был прекрасным наездником, любил и хорошо знал коней, мог лечить и оказывать помощь раненым лошадям, умел лечить травами, шорничал, изготавливал и ремонтировал конскую сбрую.
В 1929 году жёстко развернулась компания сплошной коллективизации. Ночами не спали после описи имущества и предупреждения «по-твёрдому» Евтей с Домной, всё думали-гадали, что делать со своим хозяйством, ведь боязно отдавать животину и сельхозорудия, сеялки-веялки в общее, колхозное пользование. Тем более, что в колхоз первыми вступили рьяные комсомольцы и «босяки», деревенские жители, которые и корову с лошадью держать не хотели, перебивавшиеся случайными подработками и подённой работой — помогали пахать, косить, молотить, жать крепким хозяйственным крестьянам потомкам казаков, однодворцев и государственных крестьян – традиционной опоры Государства Российского. После долгих ночных раздумий решили вступать в колхоз имени Первого Мая. Мастеровитые, наиболее зажиточные крестьяне, не пожелавшие вступить в колхоз, после предупреждения «по-твёрдому» были признаны кулаками и высланы в таёжный и болотистый Нарымский край. Многие там и сгинули, не вернувшись домой. Для деревни насильственная коллективизация имела по прошествии времени разрушительные последствия.
Великую Отечественную войну деревня Архиповка встретила и пережила тяжко, как и вся страна. Из деревни на фронт ушли практически все мужчины призывного возраста, а вернулись домой меньше четвёртой части.
Первым в семье ещё на войну ушёл Дмитрий Евтеевич Мильшин 1921 года рождения— старший сын Домны и Евтея колхозников деревни Архиповка Новососедовского сельсовета Легостаевского района новосибирской области был призван Легостаевским РВК Новосибирской области 5 декабря 1940 года краснофлотцем на Северный флот. 23 февраля 1941 года Дмитрий с товарищами принял присягу. Служить и воевать довелось на знаменитых полуостровах Средний и Рыбачий.

Сразу после призыва 9 января 1943 года, средний сын Михаил 1925 г.р. закончил экстерном Омское пехотное училище, воевал в 28 стрелковом полку 75 стрелковой дивизии, а затем во второй армии Войска Польского. Младшие Виктор и Николай заменили старших братьев на сельскохозяйственных полях сражений трудового фронта. Виктор работал механиком в МТС, обеспечивая функционирование сельхозтехники на мирных полях сражений, а Николай пас табун молодняка для нужд Красной Армии вместе с отцом .
Дмитрию и Михаилу крупно повезло – они вышли живыми из огненного смерча самой великой войны двадцатого столетия. С полей сражений не вернулось 559 мужчин села Легостаево. Среди погибших легостаевцев 22 мужчины носили фамилию Лямкин, 14 - Шахматов, 11- Огневой, 7-Кузнецов и Петров, 6-Мильшин и ещё 6-Дьяков... Почти все они – сыновья переселенцев с Курской и Черниговской губернии Российской империи. Какой же невосполнимый удар нанесла Война генофонду этих достойнейших русских родов из сибирского села Легостаево!...
Безграмотная крестьянка Домна Ефимовна Мильшина ( в девичестве Серникова) родившаяся в конце XIX века в Новом Ропске на древней земле Стародубщины вместе с мужем - Евтеем Захаровичем Мильшиным, потомком однодворцев с Белгородчины, колхозным конюхом смогли воспитать, дать соответствующее образование в сибирской глубинке и подготовить к самостоятельной жизни трёх будущих офицеров Красной Армии и одного технического специалиста высокого уровня – Виктора, главного механика легостаевской МТС. Вот такие лифты были в то по-настоящему легендарное время больших свершений нашей страны и нашего народа!
Смотри также "Ропск - летописный городок на Стародубщине"   http://proza.ru/2021/11/20/1852

Телевизионный сюжет канала "Россия1"  об основателях и первопоселенцах  деревни Малиновка Искитимского района - переселенцах времён Столыпина из Нового Ропска. Ссылка активная https://www.youtube.com/watch?v=wI3FH8gwboU

P.S.
Дорогие Читатели, занявшись изучением истории своего Рода и Семьи сразу узнаете и почувствуете, сколько невидимых ниточек связывает Вас с землёй и историей Наших Предков, создавших и сохранивших для нас самую обширную и красивую на нашей планете страну. Сможете осознать, почему Нашему Народу удалось сломать хребет объединённому европейскому воинству, которое под французскими императорскими знамёнами в 1812 году и под фашистскими штандартами в 1941 вторглись на святую землю нашей Матушки-Руси.


Рецензии
И вновь Вам - доброй ночи, Николай! Ваша вторая часть литературно-историко- краеведческого произведения, посвящённая старинному селению Новый Ропск, была прочитана мною с особенным интересом. Ведь сюда мы с мамой (а Новый Ропск - это её малая Родина!) ежегодно приезжали на протяжении нескольких десятилетий - вплоть до 1993 года... Талантливый и добрый Вы - и Человек, и Писатель... Вам низкий поклон из Донского края... А в Ропске жила мамина мама, моя любимая бабушка, - Анна Давыдовна Самусева (в девичестве Тюпич), на улице Больничной... Спасибо Вам, Николай, и с приближающимся Новым годом! Новых прекрасных произведений!

Георгий Георгиевич Ларин   29.12.2021 02:38     Заявить о нарушении
Добрый день! Самусевы - казацкий род Ропского куреня. Встречал фамилию в документах Ропского куреня Топальской сотни. Если опять попадётся на глаза, пришлю ссылку.

Николай Ходанов   29.12.2021 13:28   Заявить о нарушении