Премия, или честный вор

     У горских народов до сих пор с давних времён кража домашнего скота, а особенно лошадей, считается одним из самых больших грехов и жестоко карается. Но, как это ни парадоксально, происходят такие кражи всё ёщё довольно часто.
     Некоторые криминалисты объясняют подобное явление принципом бумеранга, когда ужесточение наказания влечёт обратный эффект. Другие относят это к особенностям менталитета, к пережиткам местных обычаев.
     Мне же думается, что всё намного прозаичней и проще.
     Как там у классиков? – Бытие определяет сознание, кажется…
     А ещё ближе – спрос определяет предложение…

     Так вот, с этой социально-экономической точки зрения, что из материальных благ больше всего производится и находится в обороте, что пользуется большим спросом, что легче всего сбыть, то и является в том или ином регионе основным объектом преступных посягательств. В Астрахани и на Дальнем Востоке – это рыба и икра; на Ставрополье, на Дону, в Краснодарском крае – это зерно; в Калмыкии и в республиках Северного Кавказа – это скот; во многих регионах, там, где есть добыча нефти, её переработка и продуктопроводы - это нефтепродукты; и фактически везде – это автомобили.
 
     Следователь Н-ского РОВД Карачаево-Черкесии Байтоков задумчиво перелистывал переданное ему начальником для расследования уголовное дело. Вроде всё просто: кража чужого имущества, причинившая значительный материальный ущерб. Все обстоятельства практически установлены. Подозреваемый задержан и дал признательные показания. Однако, признавая вину в совершении кражи и апеллируя к своему чистосердечному раскаянию в содеянном, вор не согласен был с тем, что его, кроме всего прочего, обвинили и в мошенничестве.

     Но лучше всё по порядку!
     Итак, в одном из небольших карачаевских аулов жили на соседних улицах два ничем не приметных и особо не выделявшихся из общей аульской массы, не богатых и не бедных, в общем два обычных человека.
    Звали их Ахмет и Мурат.
    Всё вроде было у них, как и у всех прочих аульских жителей: и семья, и дом, и огород, и живность всякая в хозяйстве, и участок для выпаса скота и заготовки сена в ближайшем горном урочище. Было даже то, что теперь и в сельской местности не роскошь, а основное средство передвижения - автомобили.
     Одна беда – завистлив был Ахмет. И если видел, что у кого-то дела в хозяйстве идут лучше: укос сена, урожай в саду, или приплод в стаде больше - то чернел от зависти человек, неделями ходил злой и задумчивый, на близких выплёскивая накопившееся раздражение.

     В небольшом горном ауле все друг о друге практически всё знают. Поэтому новость о том, что сосед Мурат приобрёл по случаю стройную красавицу кобылу трёхлетку редкой для горной местности Ахалтекинской породы, узнал Ахмет одним из первых. Узнал и потерял покой. И уж совсем худо стало человеку, когда ахалтекинка принесла приплод – такого же золотистого красавца жеребёнка. Пусть и не чистопородные были лошадки, а чёрная зависть толкнула на чёрное дело.

     По каким-то своим соображениям Мурат держал красавицу кобылу с жеребёнком отдельно от основного стада. Овцы, коровы и лошади паслись на пастбище в горах, а кобыла с жеребёнком оставались в загоне его дома.

     Выждав подходящий момент, тёмной осенней морозной ночью тайно возвратился Ахмет из урочища, где выпасал свой скот, в родной аул. Пользуясь тем, что всех собак: и сторожевых «кавказцев», и «пастушек» Мурат забрал с собой на горное пастбище, пробрался он без опаски в соседский загон для скота. Обмотав морды лошади и жеребёнка башлыками, чтобы ненароком не заржали, а копыта тряпками, чтобы не было слышно их стука, угнал животных в ближайшее ущелье, где ждала Ахмета крытая бортовая автомашина «Газель», взятая им в прокат на несколько дней у знакомого фермера. Номера автомашины он предусмотрительно замазал осенней грязью. Украденных животных Ахмет без тени сожаления сдал на мясокомбинат в дальнем районе, пояснив любопытному, вечно пьяному товароведу - приёмщику, что купил их по дешёвке в соседней Кабарде. Полученные от сдачи лошадей деньги в тот же день Ахмет и потратил.
     На том бы ему и успокоиться. Да рядом с завистью, оказывается, ещё и жадность ходила…

     Сильно горевал Мурат о пропаже кобылицы с жеребёнком. За информацию о том, где находятся его любимцы, принародно пообещал заплатить пять тысяч рублей тому, кто её сообщит.

     Не долго думал Ахмет. Пришёл в дом к соседу и сказал, что слышал в придорожном кафе от проезжих цыган, что недавно сдали они похожих лошадь и жеребёнка на мясокомбинат в дальнем районе.

     Бросился Мурат по указанному адресу, где и обнаружил пропажу. Предприимчивый товаровед – приёмщик кобылу и жеребёнка забивать не дал, и уже нашёл для них покупателя - заядлого лошадника в соседней казачьей станице. Со скандалом и чуть ли не с дракой получил Мурат лошадок обратно. Мясокомбинатовским живодёрам пришлось даже вызывать наряд милиции, которому Мурат и написал заявление о краже. Вызвали следователя и, как водится, возбудили уголовное дело. До выяснения обстоятельств, на период следствия передали лошадь и жеребёнка бывшему хозяину под сохранную расписку. А как иначе? И вещественным доказательством животных не признаешь – засмеют, и, опять же, кормить их нужно.

     А за подтвердившуюся «правдивую» информацию пришлось отдать Ахмету обещанные пять тысяч рублей.

    Вычислить похитителя осталось делом техники, как говорится, потому что оперативники отработали версию о совершении кражи соседом в самую первую очередь…

     Отпираться под давлением улик Ахмету было бессмысленно. Как ни был пьян заготовитель, а Ахмеда опознал.
     Предъявили Ахмету обвинение по двум статьям: о краже чужого имущества и о мошенничестве.

     Ну, с кражей вроде было всё понятно. А вот с мошенничеством выходила незадача. И так прикидывал следователь, и этак, и с руководством своим советовался, и с прокурором. После консультаций решил, что кашу маслом не испортишь. Раз нечестным путём деньги получены - значит, мошенник.

     Только Ахмет обвинение в завладении деньгами соседа путём его обмана и злоупотребления доверием категорически не признавал.
    Да, с моральной точки зрения деньги были получены нечестно, а вот обмана не было!
    Обещал Мурат вознаграждение за информацию о том, где находятся лошади?
    Обещал!
    Получил эту правдивую информацию?
    Получил!
    Деньги, обещанные за неё, сам добровольно отдал?
    Сам, и добровольно…
    Какие могут быть претензии?!   
    И ведь формально прав был конокрад.
    Пришлось следователю, скрепя сердце, изменить обвинение...

    Увы, мораль порой с уголовным законом расходятся!


Рецензии
Трудно жить завистливым и жадным.)
А судить их опираясь на УК ещё трудней. Закон не всегда справедлив, но это закон.
Приходиться согласиться с автором.

С уважением,

Елена Владимировна Николаева   02.06.2022 16:55     Заявить о нарушении
Заслуживает уважения! Спасибо!

Сергей Гамаюнов Черкесский   03.06.2022 12:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.