Pro и contra? Бахтин и Набоков о Достоевском

                Pro и contra? М.М.Бахтин и В.В.Набоков о Ф.М.Достоевском
                или
                Парадоксы в русской литературе.

         Так и хочется добавить прилагательное к слову парадоксы, как чудные или, еще лучше, Фантастические. Сразу хочу заверить читателя, что в эстетическом срезе все трое для меня -- равнозначны, а если в ином, то  -- есть различия. 

                ***

                Миниатюра в миниатюре.

          Нет более противоположного и парадоксального взгляда на Достоевского, именно, как художника, чем взгляды В.Набокова и М.Бахтина. Если В.Набоков в своих "Лекциях по русской литературе" откровенничает, мол, "мне страстно хочется Д. развенчать, то М.Бахтин в своем фундаментальном научном труде "Проблемы поэтики" раскрывает на художественное творчество Д. такой взгляд, после видения которого приходит понимание, что до этого почти не умел увидеть срезы прочитанного. И М.Бахтин, как уникальный ученый-мыслитель, разворачивает творчество Д. под такими углами и с таких фокусов видения, что тебе раскрывается подлинное назначение художественного, как текста. Гений М.Бахтина раскрыл в Достоевском-художнике гениальность художественного изображения. Примеры будут после...

        А сейчас, представим такую Фантастическую сцену, что на лекции В.Набокова находится сам Ф.М., ну как бы инкогнито, который всерьез заинтересовался лектором-критиком после таких слов откровения: "СТРАСТНО ХОЧЕТСЯ РАЗВЕНЧАТЬ". Что ж тут такого, кто же не пытался Д. развенчать, но вот СТРАСТНО. М-м! И после Такого слова не позавидуем критику В.Набокову, который сразу же стал предметом наблюдений для Ф.М.. А что Такое означает, стать предметом наблюдений для Ф.М., расскажет поэт-эссеист И.Бродский. Так вот, И.Бродский иронично говорит, что:

        "Как писатель такой человек не балует тебя деталями; вместо них он описывает состояния и закоулки души своих героев с обстоятельностью, вызывающей у тебя прилив благодарности за то, что не был с ним знаком лично. Закрыть его книгу - все равно что проснуться с изменившимся лицом" (И.Бродский "Катастрофы в воздухе").

        Так что тут уж точно В.Набокову-критику не позавидуешь, ибо страсти -- территория Достоевского. А кому хочется-то "проснуться с изменившимся лицом"?..

                ***


        (Продолжение следует...)






    

               


Рецензии
Виктор, здравствуйте! Несомненно, Ф.М.Достоевский великий писатель. Он сильный философ, хорошо знал и понимал жизнь, психологию человека, по некоторым фразам, в чём-то на уровне святых знал духовную жизнь. И кстати, тот срез, который не часто освещается даже у святых. И к сожалению не часто интересует не творческих верующих. Это тот вопрос, который здесь на Прозе поднял о.Владимир Русин, и который, также, интересует Вас - "Психология творчества и спасение души".
Конечно, проповедь Бога и Христа у Святых - это свет реально божественной жизни в добродетели и сверхъестественной силе Святого Духа. Но мне показалось,что в нравственном богословии Церкви тема творческого аспекта (в восприятии Бога и усвоении спасения) освещается слабо.

Михаил Пушкарский   13.08.2022 11:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Михаил, примите мои извинения, что мой ответ на ваш замечательный отзыв могу дать только сегодня. С тем, что вами замечено в отзыве, вполне согласен и даже более скажу, что вам не показалось, а так и есть, к сожалению, что тема творческого аспекта в богословии вообще, возьму шире, почти не освещается, если учесть этот аспект в срезе метафизики творчества, а не поверхностного рассмотрения. Есть частные попытки осмысления даже среди православных священников, но это единичные случаи и одинокие голоса. Нет системого образующего подхода, охватывающего именно глубины метафизики творчества.
Что касается нравственного богословия в рассмотрении проблем творчества, то как тут уместен тезис Пушкина "Гений и злодейство...". Но тезис Пушкина становится настолько проблематичным, когда открываются метафизические лабиринты в поэме "Великий инквизитор".
Парадоксально, но проблемы творчества в срезе нравственного богословия раскрываются не в богословии, не в школе, а в русской литературе у Пушкина, у Достоевского, у М.Булгакова.
Если, например, Джек Лондон раскрывает в "Идене" Социально-психологические проблемы, то классики русской литературы именно нравственно-метафизические.

Спасибо и
С уважением,

Бармин Виктор   31.08.2022 15:37   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор!
Первое, что можно сказать - что творчество, как и любовь, образ Божий в человеке. Через творчество совершенствуется рассудок, сердце наполняется чувством прекрасного, культивируются благородные чувства, созидается внутренний мир. Зачастую у творческих людей вопрос существования Бога является само собою разумеющимся и утвердительным. Творчество - "вздох ангела в нашей душе" (как высказался о музыке немецкий писатель Жан Поль, Рихтер. Можно сказать, что творчество, также - преддверие умного и блаженного духовного мира.
Без любви и творчества заповеди остаются всего лишь законничеством.
С уважением,

Михаил Пушкарский   17.09.2022 16:35   Заявить о нарушении
Хорошо выражаете мысли, Михаил.
С интересом и
С уважением,

Бармин Виктор   18.09.2022 06:23   Заявить о нарушении