Размышления о ПисанИне

Новая Проза, какой я ее вижу


Один мой знакомый литератор недавно спросил меня: "А какой Вы видите новую прозу, о которой упоминали?" И на этом занавес. Конец письма.

Сразу хочу уточнить, что раньше мы с ним уже говорили об этом, и в моем предыдущем письме я честно написала ему, что не знаю, какой будет Проза Будущего. А он все-таки еще раз спросил...

Его вопрос, честно говоря, «поставил меня в тупик». Хотя, "тупик" - это громко сказано, конечно. Просто заставил задуматься. Впрочем, к этому я подсознательно возвращаюсь довольно часто. Мне захотелось написать моему доброму знакомому ответ в виде эссе, но дело затянулось, а "выпускать халтуру" как-то не хотелось. Тогда я написала ему письмо со скромным заверением, что когда-нибудь мое эссе о Новой Прозе обязательно родится, поскольку его вопрос весьма многогранен...

Мои "брызги мыслей". Новая Проза? Гм... Возможно, эссе, иносказание, притча. В этих жанрах лучше всего получается "ненавязчиво навязать свою точку зрения". Фраза, конечно, шуточная. Навязывание, мне думается, уже давно вышло из моды. Все, кто хотел что-то навязать, уже это сделали. И это уже отживает свой век. Эссе и притчи несут в себе легкую энергию, если можно так выразиться. А это – как легкая музыка – воспринимается легко. А в текстовом формате "назидает развлекая".

По факту, литературе всего около 300 лет, то есть она существует примерно с XVII века. А дальше, чем на 500 лет назад, мы уже почти ничего не помним. Сервантес – это первое и единственное, что приходит в голову человеку с достаточно широким кругозором.

В более ранние века люди искусства увлекались живописью и скульптурой. Баловались поэзией (простите, такая уж фраза родилась). Библиотеки тех лет были заполнены трудами по истории, естествознанию, медицине и многому другому, кроме художественной литературы. Грамотность среди населения была очень низкой. Библиотеки были уделом избранных. Беллетристику вообще не писали, следовательно, и не читали. Больше созерцали и слушали, больше ощущали и чувствовали. Лучше видели и слышали.

Сейчас литература вырождается, в особенности художественная и, в принципе, если кто-то может не писать, то лучше этого и не делать. Кстати, этому совету очень сложно следовать... «На плаву» остаются копирайтеры, рерайтеры и фрилансеры вместе с "писком" современности – продающими текстами, то есть текстами-продавцами. Вот такая судьба у литературы.

Не забуду высказывание Оскара Уайльда: "Раньше писали писатели, а читали все. Теперь пишут все, и не читает никто". Прочитала один раз, и врезалось. А когда жил Уайльд... Интересно, что бы он сейчас сказал? Лично я вижу, что эта метаморфоза оказывает влияние в первую очередь на общение между людьми. Мир в этом плане уже не тот, что был 300, 100, 50 и даже 20 лет назад.

Дело уже не в том, что "все пишут и никто не читает", а в том, что мы теряем живое общение. Оно может быть личным, лицом к лицу, может быть в форме письма или в виде телефонного разговора. Все остальное, включая столь модные сейчас коротенькие сообщения в социальных сетях, – суррогат, а не общение, и уж тем более, не дружба.
 
Еще немного о Новой Прозе, какой я ее вижу. Cейчас самое время телепатию начать изучать. Телепатия – язык будущего. А не проза и поэзия. Хотя проза довольно длительное время еще будет нужна. Но это будет Проза Нового Времени. Я представляю ее легкой, воздушной, как крылья бабочки. А вот какой именно она будет в более конкретном смысле – лично я пока не могу представить.

Возможно, возникнет новый жанр. Уверена лишь в том, что Проза обязательно будет позитивной, будет дарить читателю положительный настрой, вдохновение, улучшать настроение и, соответственно, самочувствие.

Вот поэт или писатель идет куда-то ночью или днем. Идет один. Наверное, прогулки в одиночестве – это лучшие прогулки для творческих людей. Только так и можно ощутить атмосферу, ее звучание. А если с кем-то, то за болтовней многое теряется, и появляется ощущение опустошенности. Естественно, с другом кажется интереснее. Поэтому, если хочется развлечься, то лучше с кем-то, а если для «наполнения и принятия» – то идеально в одиночестве. И, конечно, с отключенным мобильником, если таковой имеется в наличии. Вот он идет, этот поэт или писатель, идет по большому городу, по деревне, по полю или по лесу – не важно. Он принимает в себя что-то, что после захочет отдать.

Тот, кто творит, – творит в первую очередь для себя. Он просто не может не творить. Мы пишем для себя. Для Души.

Копим, собираем между делом всякие мысли, как драгоценные камушки (прочитал, увидел, услышал), и складываем их в копилку. Потом – раз, что-то сверкнуло и потянулось. Камушек за камушком, пока не получится прекрасная мозаика. И каждый раз неизвестно, какой узор выйдет, какой еще "камушек" вытянет подсознание...

Зачастую мы пишем «по горячим следам», спеша сохранить свежесть восприятия, ведь вдохновение может уйти... А когда вернется – неизвестно. И «с пылу, с жару» новоиспеченное произведение выкладывается, формируется на горячем песке. Камушки наши так раскалены, что к ним едва можно прикоснуться... Мы все насквозь прогреты, так что мозг вот-вот начнет закипать. А мы всё складываем нашу мозаику, попутно обжигаясь. Яркий солнечный свет, отражаясь от граней мозаики, еще больше будоражит воображение...

Иногда наше сокровище долго хранится в тайне, ожидая момента быть явленным миру. Оно успевает не только остыть, но даже промерзнуть. Вместе с нами самими, «холодными, как лед»... Впрочем, шедевр может получиться из чего угодно. Тут главное не «что», а «как».

Проза Новой Эры... Какой она будет? Неужели она вберет в себя всю вековую грязь и шелуху, накопившуюся на ее пыльных страницах? Или все же она, стряхнув с себя старый и отживший свой век опыт, засияет чистотой?

Новая Проза определенно будет пребывать далеко от всевозможных литературных сообществ и симпозиумов, где заправляют две неразлучные горделивые сестры – критика и полемика, – и будет свободна от всяческого назидания и нравоучения.

Среди просторов и укромных уголков девственной природы Новая Проза будет обращаться ко всем чистым сердцем и будет услышана. Она придет вместе с нарождающимся Новым Миром, первозданность которого будет восстановлена в невиданных доселе красоте, могуществе и благоденствии. Она станет его неотъемлемой частью, его пульсом наряду с другими видами творчества, ведь творению необходимы Творцы!

Новая Проза... Приходи скорее! Вместе с очищением наших умов и сердец от всего лишнего, наносного... Когда ты придешь к нам – мы тебя обязательно узнаем и скажем тебе: «Добро пожаловать!»

И воцарится такая безмятежность, такое блаженство, что можно будет услышать Вселенную.

Татьяна Осокина
15 – 18 сентября 2021, изменено 28 мая 2022


Рецензии
Новая Проза - качественная. не читая худ.литературу не научишься понимать других людей. Хакамада

Татьяна Щербинова 2   17.12.2022 19:45     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отзыв, Татьяна!
Добра Вам!

Татьяна Осокина   19.12.2022 21:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.