Дени Давидов

Дени Давидов
3 ч.  ·
Cоип-муллой(чеченский богослов, философ, филолог, арабист, создатель чеченского алфавита на базе арабского, умер в 1928 году) им сказано:
Общество состоит из двух слоев:
высший слой - это народ(нах)
низший слой - это "рабы"(лай)
"Рабы" делятся на три типа: уьт, хардаг, бож
1. Уьт: их великое множество, ростом невелики, внешностью некрасивы, умом ограничены, наличием возможности есть, пить, спать и размножаться удовлетворяются те, что называются уьтнаш.
2. Харданг: ростом немного превосходят первых, довольно шустры, обращаясь к кому-либо, словно кричат, во время разговора подпрыгивают на пятках те, кому вполне послушны уьтнаш, а сами называются хардангаш. На тысячу уьт приходится один харданг.
3. Бож: высоки ростом, обладают красивой внешностью и лицом, одеваются со вкусом, хоть и нет своего ума, однако, выучившись разговорам, слушая умных людей, заставляют пристально внимать себе хардангов те, что называются бож. На тысячу харданг приходится один бож.
Приходит некое время: бож заводит речь, хардангаш, его наслушавшись, подымают с места, приводят в волнение уьтнаш. Потом они , объединившись, заводят смуту, потрясают край (страну), позорят нацию.
Высший слой: боьрш, стаг, къонах.
1. Боьрш: он достается исключительно своему дому, двору, за которым он следит и в состоянии ответить. До остального в мире ему нет дела.
2. Стаг: он достается целому селу, городу, в благополучии которого он заинтересован, Другое его не касается.
3. Къонах: он достается всему краю, всей стране. В течение века их появляется всего лишь трое-четверо.
"Если мы будем делать то, что делают уьтнаш, хардангаш и бежлой, если мы им уподобимся, тогда позор нам", - рассуждают боьрш, стаг, кьонах и отстраняются от общественных дел. И тогда другие творят безобразие, беспорядок и бесчинства.
1. Уьт - чурка (чеч.)
2. Харданг - гортань, петушок, у которого только что прорезался голос ( чеч.)
3. Бож - козел (чеч.)
4. Боьрш - мужчина (чеч.)
5. Стаг - настоящий человек (чеч.)
6. Къонах - рыцарь, герой, витязь, применимо как к мужчине, так и к женщине и считается одной из высших похвал для чеченца (чеч.)


Рецензии