Родственные узы

Моя любовь разлита в воздухе
Ты не стесняйся чувств,
Вдыхай ее сполна.
Я поделюсь с тобой,ведь мне не жалко .
Пользуйся.
Дыши когда тебе тоскливо,радостно
Когда безоблачно и пасмурно
Когда одна ты в целом мире,
И будто кажется
Что нет тепла...одна лишь пустота
Я помогу тебе,отдав частичку нежности
Ты только не отчаивайся,
Лишь дверь открой и впустишь,ты меня.


Моя любовь разлита в воздухе
Черпай ее когда тебе захочется..
Мое дыхание в каждом облачке,
Оно несется сквозь память и года..
               
   Какой прекрасный сон,даже не хочется пробуждаться.Девочка с голубыми глазами и золотистыми волосами слегка приоткрыла еще сонные глаза, повернула голову по направлению к раскрытому настежь окну  и как это часто с ней случалось сосредоточила взгляд.Взгляд в некуда,в пустоту,но чем -то эта пустота привлекала,одурманивала, привнося  покой и умиротворение.
  Пахло душистою сиренью, до слуха доносились щебетание и чириканье воробьев.От легкого дуновения ветерка, занавесочки на окнах развевались.
  Из кухни доносились шум воды и звон посуды,хозяйничала бабушка Лена,напевая еле слышно знакомую песенку.И так стало сладостно на душе,что девочка перевернулась на другой бок,накрылась с головой одеялом и подумала какое же это счастья,ты не одна.Запах жаренных оладьев, сверху на которые клался малюсенький кусочек масла, перебивал ароматы приближающего лета и в один миг заставил скинуть одеяло чтобы побыстрее насладиться знакомым вкусом.
  Тихонечко,на цыпочках,чтобы никого не разбудить,она направилась туда,где ей казалось веет теплом и уютом,но самое главное горячий чай с блинами.
  Она приоткрыла дверь,чтобы сказать Доброе Утро,но не обнаружила родного лица,а на столе не было видно лакомого блюда.Вместо этого девочка увидала незнакомую женщину,которая повернувшись к ней злобно,свысока смотрела и холодно,громко,закинув назад голову хохотала.А потом резко обернувшись вокруг себя превратилась в огромную ,черную кошку, с большими и черными как смола глазами и в три прыжка выпрыгнула в распахнутое окно.
  От испуга,сделав над собой невероятное усилие,девочка вырвалась из объятий морфея. Она не сразу поняла где реальность,а где сон.В сознании все перемешалось.Что-то теплое,знакомое,ласковое, но что,она не могла осознать..Девочка начала напрягать свою память,секунда и перед глазами появилась вся картин
Глава 2
  -Бабушка,ну расскажи,нам про ведьм, расскажи- не унималась Танечка.
  Мы с Таней лежали под теплым  пуховым одеялом,держась за руки и ждали с огромным любопытством и нетерпением истории из маленького эпизода жизни бабы Лены.Конечно же нам было страшно услышать про злых тетушек,которые каким- то необъяснимым  детскому воображению образом превращались в разные существа.Но одновременно приятно было представлять,что это все происходило где-то там,а ты здесь в кроватке,в безопасности и под защитой.
  -Ну хорошо,хорошо расскажу,только закрывайте глаза и засыпайте-сдалась на уговоры Тани,баба Лена.
  -Ну слушайте!У нас на улице,этих ведьм была тьма,тьмущая,А считай,что ни улица,так одна,две увязнут,да мучать весь народ будут.Один раз пришлось мне возвращаться поздним вечером домой.Жила я возле леса,аккурат шла по тропинке вдоль елок.Страшно,аж дух захватывает,а идти надо.Где-то хрустнет в лесу,а мне кажется  кто-то за спиной идет.Голову поверну нет никого.Смотрю на дорогу,а в двух шагах от меня кошка сидит,и так странно на меня смотрит,я замедлила шаг,но продолжала идти.Кошка обежала вокруг меня раз.Я ей ,брысь,брысь,пошла.А сама думаю,поздно уже,да и откуда она появилась? Второй раз меня по кругу обошла.А потом из-за спины на плечо ко мне как запрыгнет.Я обомлела,как закричу,а она от моего крика вцепилась когтями мне в плечо и как-бы говорит,:"Неси меня ,неси.Стара я уж стала,а у тебя ноги молодые,кровь горячая,поделись со мной."
  Бежала я аж до самой своей калитке,не помню как очутилась возле дома.Ору ,своего голоса не слышу,уши заложило, дышать нечем.А кошка прыг и опрометью к бабке Нюре,та что через два дома от нас жила.Залетаю домой,вся бледная как лен,лица с меня нет,всех подняла,всех напугала.А на утро встать с кровати не могу,как будто бы эта кошка все силы,у меня забрала.Мать как увидала меня,и молча прямиком к этой бабке Нюре.заходит к ней в дом,а она не живая ,ни мертвая лежит на кровати
  -Нюр, ну ка вставай ,ты чего больной придуриваешься?Ты по что мою дочку вчера встретила?молчишь.Ах ты ведьма проклятая,я тебе покажу.как девок молодых
до дома провожать,до смерти пугать и их силушку забирать.
  -Бабуш? Она что, ее убила? - испугано спросила Таня.
  -Кого? Нюрку то ?Да ты что,тряпкой отшлёпала,да и пошла.А вот умерла она сама,да народ говорит,так тяжело умерала. Своё мастерство она никому при жизни не передала,поэтому умирала долго и сильно мучилась. Мужики даже в потолке прорубали дырку.
   -Зачем?-даже подпрыгнула на кровати от удивления Танечка.
  -Ложись,ложись.Чтобы бабке Нюре  легче было помереть,крепко сильно мучилась-подытожила баба Лена
  -А теперь,все.Спать. А то что-то много сегодня рассказала
  -Ба.Я б ее за шкирку,за шкирку, да на веревку бы привезала,она бы вместо собаки дом охраняла-возбужденно говорила семилетняя Таня.
  Если сейчас же не  уснете,больше рассказывать вам ничего не буду.Спать!-отрезала баба Леля, вставая со стула и направляясь на кухню доделывать постоянно не кончающие дела .
  -Мы конечно же не смогли долго уснуть,было много впечатлений от услышанного,я старалась побыстрее провалится в сон , считая про себя барашков.Мозг Тани,я была уверенна был занят фразой,почему там не было меня,я бы быстро эту кошку,под названием бабка Нюрка приручила.Интересно,размышляла Таня, а если бы эти способности ведьмы,она бы передала мне, что бы я могла делать? Тут послышались слабые посапывания Тани..
Глава 3
  Бабушка Лена,была настоящая бабушка.Бабушка с большой буквы.Жизнь ее была очень тяжелой.Война,с малых лет пошла работать,дети,внуки.Но она никогда не жаловалась,не роптала на свою судьбу,никогда не унывала.Жила по своим средствам и возможностям.хозяйство,дом,работа,присесть было некогда.Она была олицетворением доброты,заботы,понимания,бесконечной жалости.Ей было жалко всех,пьяницу,взрослого,малого.Сейчас по прошествии многих лет,понимаешь,какой драгоценный клад потерян,и уже не  вернуть обратно ,для всех она была бабушка-выручалочка.
  Мы обожали с Танечкой,слушать песни бабы Лены.
  -Ба .ну спой,спой еще!-умоляла Таня
  -Ладно ,последнюю-говорила бабушка, вытерала подолом губы,поднимала глаза к потолку как бы вспоминая  слова из песни,откашливалась и начинала петь.
           Похоронят под сосною
           Похоронят меня
           И никто и не вспомнит,где могилка моя.
           И никто и не вспомнит,
           И никто не придет
           Только раннюю весною,соловей пропоёт
           Только раннюю весною,соловей пропоет
  Слушая песни,мы постоянно плакали,представляя эти картины своим детским умом.
   Танечка имела способность моментально запоминать то,что не касалось учебы.Шутки,прибаутки,песни бабы Лены Таня знала на зубок,как свои пять пальцев.Ей очень нравилось выступать на публике,у нее были артистические данные,и мне кажется,дай этому ребенку,шанс на другую жизнь,с другими возможностями,мы бы могли получить не плохую актрису.Таня была по-детски открытая.без комплексов,не застенчивая девочка.
  -Когда я выйду замуж,а замуж я выйду исключительно за негра,и у меня будут черные от него доченьки-размышляла в присутствии всех домочадцев Таня.
   - А если родятся мальчики?- спрашивала мама у дочери.
   - Ну а если родятся мальчики,я их буду оставлять в роддоме-твердо говорила Таня.все начинали возмущаться.таким откровенным выражениям,браться за голову
  -Ты что,Тань,нельзя так говорить.Ты еще маленькая,ничего не понимаешь.Вот вырастишь,потом скажешь,что мальчик или девочка,без разницы. Лишь бы здоровенькие были.
  -Нет не возьму и все- как то по взрослому,твердо отвечала Таня.И начинала тут же топать ножкой
  -Ладно,оставляй !А негр,чего негр то,он же б-р-р черный? -спрашивала баба Лена
   -Вы ничего не понимаете,он красивый.И губы у него большие,значит хорошо целоваться будет-не стесняясь отвечала Танечка.
   Все начинали смеяться и шутить по этому поводу,и конечно никто даже серьезно не воспринимал,детские слова.
   Кстати сказать бесследно обучение Тани бабушкиным премудростям ,никуда не исчезало.

   Однажды, Танечка со своей мамой поехали в город ,на рынок.Таню одели в красивое белое платье в красный горошек.Таня распустила волосы.Зашли в автобус. Таня имела такую привычку,прежде чем сесть на сиденье,поднимала нижний край юбки ,да так высоко,что сзади сидящие пассажиры могли увидеть ,что у нее под юбкой.
  -Таня,куда ты так задираешь юбку-возмущалась  вполголоса мама
  -Чтоб платье не помялась- отвечала ничего не подозревающая Таня.
  -Дома поговорим-сердито сказала мама
   Таня уткнулась в окно и рассматривала проезжающие мимо машины. Задумалась!
   Неожиданно,Таня встала с сиденья,и без предупреждения начала петь.При первых же строках песни,мама Тани покрылась красными пятнами.
             Смотрите граждане!
             Я женщина несчастная,
             Душою сломлена,
             С разбитою судьбой.
             Бледна,измучена,как волк отравлена,
              А мне товарищи совсем не много лет.
  Пассажиры в автобусе,а их было достаточное количество.выходной день,утро,все как на праздник,спешат на рынок закупаться на предстоящую неделю.Вначале непонимающе,люди стали оборачиваться по направлению к Тане.Никто не мог объяснить себе,кто эта девочка,что случилось с этой бедняжкой и чем ей можно помочь.Кто-то мысленно прокручивал у себя в голове,что в принципе можно ее удочерить,если она сирота.Другие почесывали затылок.Третьи однозначно считали ,что у девочки талант.Бабушки сидящие напротив,подложив под подбородок руку,рассуждали вслух ,как нелегко нынешнему молодому поколению.Кто-то мило улыбался
  Лишь Надежда Николаевна,мама новоиспеченой актрисы,готова была провалиться сквозь землю.Она как-то не привычно улыбалась всем пассажирам и одновременно старалась усадить Танечку на место и прекратить этот балаган.Но дочку было не остановить,Таня вошла в раж.И было понятно,что она допоет до конца.Один выход посчитала Надежда Николаевна,это поскорее покинуть автобус,не доехав до нужной остановке,прямо сейчас.Но прямо сейчас.это еще проехать несколько сот метров.А голос дочери разносился на весь салон.
            Поверьте граждане!
            Что жизнь моя повержена.
            Я горем убитая,лью слезы горючие
            ведь бросил меня орел молодой
            Была я молода,веселая.красивая
            Все песни пела я
            Как курский соловей.
            Ах юность светлая,ах молодость пропащая
            Тогда не видела я гибели своей.
     Всегда в жужжащем, как рой автобусе,вдруг возникла гробовая тишина.....
            Я Мишу встретила на клубной вечериночке.
            тогда картину ставили,Богданский вор
            Глаза веселые,и желтые ботиночки,
            Зажгли в душе моей пылающий огонь.
            Ах,если б знали вы про долю мою горькую,
            Вы б не смогли пройти спокойно
            мимо судьбинушки моей .
    Двери в автобусе распахнулись,Надежда Николаевна,выбегала держа за руку Танечку,как будто из душной парилки .Вся красная,мокрая,волосы взъерошенные.И понятное дело не слышала совсем,как аплодировали ее ребенку.В эти секунды она готова была разорвать начинающую певичку как грелку.Мать свернула за угол какого-то здания,нарвала веток от растущего куста и отстегала Танечку,причитая,
   -Я тебе покажу,Мишку и желтые ботиночки.
   Так не за что не про что ,Танечка получила,за свой первый артистический дебют на публике.А вечером ,вся зареванная звонила с телефонного аппарата своей бабушки Маше,просила чтобы та ее забрала домой.а увиденного,а вместе с ней горький привкус убитых чувств и разбитых надежд.Таня росла с пеленок у бабы Маши, я даже не могу сейчас озвучить точно, причину по которой, Надежда Николаевна решила отдать дочь свекрови. Но вреда от этого никому не было , только исключительно польза. Бабушка Маша и дед Петр души не чаяли в своей единственной внучке. У них была своя трехкомнатная квартира с высокими сталинскими потолками, просторными комнатами. Там всегда было достаточно чисто , уютно. Я была там несколько раз. Чуть позднее, мой дорогой читатель, я остановлюсь на этом моменте подробнее, скажу лишь одно. Когда я чувствую запах сухофруктов, где-либо, а именно когда сушатся яблоки ,я вспоминаю моментально квартиру Тани. Эти яблоки сушились там повсюду,на балконе, который был огромных размеров, в комнатах на подоконниках ,шкафах ,столах.
  Мелочь.....Но это мое детство,детство Тани,ее мир,мои воспоминания...
  Воспитывалась Танечка в интеллигентной семье. Бабушка и дедушка все жизнь отдали медицине , были уважаемыми, почетными работниками. Да был один изъян в семье, их долгожданный , не оправдавший их надежд сын Анатолий, который пошел не по их стопам, и выбрал не трезвую жизнь,перекачёвывая от одной женщине к другой. Но они благодарны были ему, хотя бы за такой дар-как рождение внучки-Танечки. В их сердцах,душах,жизни теперь появился смысл, ручеек в виде крохи завернутой в пеленки, из которого можно под старость напиться прохладной чистой водицы.
  Водицы!
  Не там были потоки воды!
  Танька плакала и причитала так,что того и гляди эти потоки снесут все на своем пути.
  -Все ,больше ни за что сюда не приеду-, заталкивая в сумку вещи, тараторила Танька.
  -Ну Таня,не плачь,ну пожалуйста,не уезжай.Как же я буду без тебя.У нас еще с тобой куча дел,которые нужно переделать.Мы же еще не закончили строить песочный замок для Сьюзи (куколки из декоративных огурцов).А еще , еще ,мы же собирались сегодня вечером залезть к деду Вадику в огород у него созрели сладкие груши.Насобираем чуток и будем сидеть на траве до позднего вечера и есть.
  Таня не обращала на меня никакого внимания, она была старше меня на 3 года,но я этого разрыва не чувствовала. Мне было семь лет,ей около десяти. Мы с ней разговаривали на одном языке, понимая друг друга с полуслова.Я всегда ее считала родной душой и не потому что, она мне приходилась двоюродной сестрой. Нет,далеко не по этой причине.Просто она была мне близка по сознанию,с ней я была естественна ,рядом друг с другом нам было комфортно.Редко такое бывает.Нам никогда не было скучно вдвоем,Таня всегда придумывала чем заняться,я в свою очередь ее дополняла и поддерживала все ее начинания и идеи.
  Поэтому,отъезд Тани,которая и так редко к нам приезжала,только на летние каникулы,для меня меня был катастрофой.тут на ум мне пришла спасительная ложь.
  -Тань ,а я знаю один секрет!-выпалила я. Танечка резко перестала плакать,может быть от того,что устала лить слезы,либо ей захотелось узнать мою тайну,а может просто жалость к себе прошла,наступила реальность.
  -Какой секрет?- говори Оль
  -А ты ,останешься?
  -Не знаю,подумаю- ответила Таня.
  -Скажи да ,тогда расскажу- настаивала я.
  -Ладно,говори- сдалась Таня.
  -Мой дедушка купил для нас,знаешь что-о-о?Я оттягивала это слова намеренно,так как не могла придумать что именно соврать.
   -Что?говори,иначе уеду.
   -Кукольный театр-крикнула я.
   -Да ладно,и в правду?-не поверила вначале Танечка.
   -Правда,я сама видела,как он нес огромную коробку домой,уверенно сказала я.
   -Ну и что,все равно уеду,и Танечка собиралась опять затянуть свою мелодию из слез,но тут мне на выручку подоспела баба Лена.
   -И что тут курицы раскудахтались!-громко проговорила бабушка.
   -Так ,мне тут картошки надо начистить,давайте-ка голубушки садитесь,помогать мне будете.Сейчас такую картошечку с тушу, пальчики оближите, а заодно и песенки попоем.
   Танечке эта  идея понравилась, в миг она уже сидела с ножом на маленьком стульчике,и затаив дыхание ждала.
  -Ба, Ба, давай мою любимую,про цыганку-вскричала Танечка с опухшим лицом и красными глазами от слез.
   -Да ну ее,я тебе другую спою-отвечала бабушка.
   Баба Лёля чистила картошку руками,головой думала о житейских проблемах,сердце ныло за непутевого старшего сына,а язык непослушно напевал:
             ****
         -Дед бабку разувал,
          И птушечку увидал.
          Бабушка,душечка,
          Что у тебя за птушечка?
  Мы с Танькой мгновенно переглянулись,глаза у нас резко расширились,губы приняли улыбку. Вот так тема!!
  -Ба , да ты золото,а дальше?-просили мы.
  -НЕ-е-е.Вот я дура старая.Опять я за свое."Горбатого могила только исправит".Мне же,твоя мать убьет. Она мне запретила вообще что-либо тебе петь.
  -Ну пожалуйста,ну бабуличка,ты наша красотуличка,ну спой-умоляли мы бабу Лену.
  -Хорошо,слушайте,только чур никому не слово.
  -Мертвы,как камень!!-поклялись Танька и я
  И бабуличка затянула с какой то горечью в голосе,чувствовалось в этом голосе боль,трагизм всей ее жизни,а мы как всегда ,преданные ее слушатели,сидели с раскрытыми ртами,наматывая на кулак сопли,слюни,слезы.
             *** ****
          Ты вернися жинка до дому
          Ты вернися жинка,ты вернися жинка,ты вернися жинка,до дому.
          Я не буду бити ,я не буду бити
          Буду я любите,я тебя.
          И вернулась жинка до дому.
          И посуду помыла,и тарелки купила,
          И маленьких деточек накормила.
Глава 6
   Я часто замечала за собой,если я чего-то сильно захочу,либо о чем намечтаю,все сбывалось и действительно превращалась в реальность.Говорят у таких людей сильный ангел,и если со своим Агелом дружить,общаться,он всегда будет тебе помогать.Не знаю помог ли мне ангел,но дедушка и вправду купил нам кукольный театр.Сказка называлась "Аленький цветочек".Сколько у нас с Танечкой было радости.Таня сразу проговорила план действий.
  -Оля,сегодня вечером будем зарабатывать деньги,для этого мы сейчас идем в магазин,затариваемся лимонадом,конфетами,которые будем потом продавать в буфете.
  -Ура,сегодня будет представление-взвизгнула я.Так надо сделать входные билеты,эти займусь я.
  -Над ценой надо подумать,задумалась Таня.Пока сестра просчитывала,стоимость билета,я собирала сумки,подсчитывала мелочь,что бы хватило,и уже все намыленная стояла на готове.
  -Это будет грандиозно,мы заработаем кучу денег.-прокричала Таня и с этими словами ,мы направились в соседний магазин.
  К вечернему спектаклю все было приготовленно. Стулья в зале для зрителей были расставлены,в импровизированном буфете,налиты стаканы с газированной водой,в вазочке конфеты,за определенную стоимость.
  -Можно лимонадику?-спросил дед,который нарядился в свежую рубашку,надушился одеколонам. Пришел в театр.
  -Да,конечно.Водичка сладенькая,вкусненькая.С вас два рубля-невозмутимо отвечала Таня.
  -Как два рубля?,это ж я ящик лимонада могу купить,начал было возмущаться дед.Да ладно не разменивайся ,подоспела баба Лена,раскашеливайся. Когда еще побудишь в театре.А здесь дома ,ехать никуда не надо-говорила бабушка.Дед вытаскивал с кармана штанов,сложенные по палам деньги и давал нам .
  Спектакль прошел на ура,в конце все аплодировали. Мы были на высоте.
   Танечка приезжала к нам практически каждый год.Как сильно я ждала ее приезда,это не сказать ничего.Я зачеркивала дни в календаре,считая сколько осталось до того ,как мы будем гулять,играть.Как  дед будет нас поливать из шланга водой за то что,мы,две егозы истоптали все картошку.Спорить,ругаться,мириться-проживать интересную,девчачью жизнь.
  -Тань!А Тань!Иди быстро сюда,кричала вслед убегающей Таньке баба Лёля.Ну ты подумай,стрекоза.Дед представляешь,взяла игру,эту с серванта,ну эту,"Волк и заяц".Что волк яйца ловит,или заяц?Ну какая разница.Сейчас занесет друзьям и с концами.Ты бы сходил,привел бы Таньку домой,да игру забрал.Иди,иди.а то и вправду не будет ни Таньке ,ни игры.Дед не торопясь,но послушно встал и пошел на улицу.
  А Танечка этим временем,уже обменивала эту интересную технику,на одежду кукле.Дед поспел в тот момент,когда сделка была уже совершена.И если бы не проворная рука деда,выхватившая из цепких мальчишеских рук игру,можно было бы попрощаться с Танечкой.Её бы за такой поступок,ждало бы изгнание к бабушке в 311 квартал...
  -Ничего ,не получилось!-в ярости залетела в комнату Таня.
  -Ну и ладно.Сошьем платья для своих кукол сами. Лоскутков у бабушки очень много-предложила я.
  -Ты знаешь,Оля,я сегодня видела Лизку,ну та с прической каре,остыв и быстро переключившись на новый лад ,говорила Таня.Мне тоже хочется,такую стрижку.Я замучилась со своим длинным волосом.помой,расчеши,сколько времени.А это раз,два и готово.
   -Да ты ,что даже и не думай,тебе никто не разрешит-отрезала я
   -Но за спрос не бьют в нос-не унималась Танька и уже бежала по направлению в спальню,где после ночной смены спала Надежда Николаевна.Из спальни матери,Танька не летела,она пар хала,довольная и в полете,уже давала распоряжения.
   -Ножницы,расческу,срочно,будем делать красоту!!!!!
   -Что и вправду,тебе разрешили-изумилась я.
   -Да ,представляешь,мама спала,я к ней подкралась и говорю.Мамочка,пожалуйста,можно я постригусь.Она повернула ко мне голову и ответила"Угу моя ласточка,лети!,отвернулась на другой бок и опять спать.
   -Неси-возбужденна говорила Танька.
  Я  ошарашенная побежала исполнять приказ.Принесла ножницы,протянула Тане,а та не задумываясь.
   Чирк!
    И длинные,густые ,шикарные ,черные как смола волосы,лежали на ковре.
    Боже,что потом было!!!!!!!!!Я и Танечка искали пятый угол в доме.Попало и мне по первое число,как соучастнице.Таня подошла к спящей матери,которая конечно же во сне,не понимая о чем просит ее дочь,разрешила остричь волосы.Я помню,когда бабушка Маша в конце лета увидала свою внучку,с каре,у нее отнялся язык,а потом найдя в себе силы,она выговорила.
  -Танечка,деточка,что с тобой там сделали?-тихо спросила баба Маша.
  -"Бабушка,милая,любимая.Да ничего особенного,это я неудачно себя остригла.А еще мы с Олькой переболели ветрянкой.Мы играли в кондукторов,собирали на улице билетики,которые выходя из автобусов,выбрасывали проходящие мимо нашего дома люди.А мы подбирали и заболели.А ещё .а ещё бабуличка,в меня влюбился рыжий Вовка.Почему рыжий?Потому что у него волос,ресницы рыжие,а на лице веснушки.А ты же знаешь бабушка это не мой вариант.И еще я тебе должна признаться,мы с Олькой катались на автобусе,от одной конечной остановки до другой,пока нас какой-то дядька не привел за руку домой,и мы были наказаны."-Танечка строчила как швейная машинка без каких либо пауз на передышку.Главное все рассказать первой бабушки,тогда Танечка окажется в глазах бабушки в роли жертвы,а значит ни каких натаций и поучений не будет.Напротив будут сладости,вкусности и сердобольные разговоры о том как,досталось единственной внучки за эти три месяца.
  -Батюшки,Танечка!!!!У меня сейчас остановится сердце.Хватит,остановись,не стоит дальше продолжать.Все и так ясно,как белый день.Ребенок был предоставлен сам себе-подытоживала Мария Ивановна и забрала Танечку до следующего лета
  Никогда мы не были предоставлены сами себе,мы всегда были на виду.Как вкусно пахли хрустящие трубочки,когда мы вместе с мамой Тани выпекали,а потом начиняли кремом и пили ароматный индийский чай.Гуляли в парке с бабушкой Леной.Походы в лес за черникой с дедом,это был для нас вообще праздник. Находившись по лесу мы приходили домой без ног,уставшие но такие счастливые,хвастаясь собранной ягодой.И каждый раз ,мы знали что нас ждет похвала,горячий обед от бабушки,после которого,мы с синими руками,языком и губами,наевшись черники с сахаром досыта ,ляжем на кровать,закроем глаза,а нам будет мерещится черная черница. Мы сладко засыпали,зная о том,что проснувшись,нас будут поджидать бабушкины вареники с полезной ягодой.
  Нас приобщали к музыке,я хорошо помню концерт Эдиты Пьехе.Мы сидели на первом ряду,музыка была так оглушительна,что мне виделось еще чуть-чуть и сердце у меня разорвется,так громко было и непривычно.Но потом немного под успокоившись,я слушала песни получая  огромное удовольствие.А пластинки в доме Надежды Николаевны,изъезженные  нами до дыр. На которых были записаны сказки,все песни 80 тых,мы слушали а иной раз пританцовывали.Танечка плясать не умела,да и я особо тоже ,била стопу об стопу,тем самым танцуя.Мы смеялись друг над другом и нам было хорошо!!!!!!!! И чудилось этому никогда не будет конца.Неужели ,может наступить такое время,когда не будут интересны мультфильмы ,когда на смену куклам придут другие игрушки,что Танечка однажды больше не приедет к нам домой,что те отношения которые между нами сейчас могут исчезнуть,что во взрослой жизни все по иному,не всегда гладко и по доброму.Зачастую запоминается все плохое,и редко вспоминается хорошее.Проходит время,люди меняются,мир меняется,а мне казалось так чудесно будет всегда.
      Крутится,вертится шар голубой,
      Крутится ,вертится над головой,
      Крутится,вертится хочет упасть,
      Парень девушку хочет украсть.
   -Таня,Танечка ну можно я чуть,чуть поиграю на твоем пианино-умоляла я  сестру.
   -Оль,бабушка Маша не разрешает-отвечала Таня
   -А ты попроси ее,ну пожалуйста,ради меня.Я немножечко поиграю ,так хочется...-клянчила я.
  В зал зашли бабушка Лена и Маша.
   -Мы все ,для Танечки,все-все для своей кровиночки.Сейчас тебе покажу какое приданное приберегла для Танюши. И баба Маша раскрывала шкафы,показывая вещи,меха,золото.Моя бабушка смотрела и радовалась за них.И не было в ее глазах ни капли зависти,злобы,досады.Несмотря на то что за все свою жизнь баба Лена имела одно пальто и то купленное в кредит с зимним воротником из кроличьего меха,который однажды дети играясь порезали этот воротник на кусочки.Вот и все богатство.Благосостояние бабы Лены-заключалось в ее  нескончаемой доброте,большой любви к детям ,к людям.
  -Бабуш,спроси,можно я поиграю-не унималась я,теребя за рукав свою бабушку.Бабе Лене было неловко о чем-то просить бабу Машу,может быть потому что знала что та не разрешит,либо считала что Мария Ивановна царица супротив рабочего класса .Баба Маша же попросту делала вид что меня  не замечает.И вот наступила пауза,спасительная для меня,я осмелилась и громко проговорила.
 -Мария Ивановна ,вы разрешите мне поиграть на инструменте.В реальности всего происходящего ,играть я не умела.В моем понимании поиграть это - понажимать клавиши фортепьяно.И даже в этой детской малости мне было отказано.
 - Оленька,фортепиано очень дорогое.Тем более на этом инструменте обучается Танечка.Ты же не умеешь играть ,расстроишь инструмент.И что тогда мы будем делать?-автоматически отвечала баба Маша , продолжая хвастаться накопленным непосильным трудом своим благополучием.
  Вопрос был для меня закрыт раз и навсегда.Я ехала с надеждой конечно же повидать сестру,но и прикоснуться к клавишам,так мне было интересно.Но сразу же в  этих двух моментах получила разочарование,еще и потому что Танечку было не узнать.В своих родных пенатах она становилась другой.Не той близкой,родной,дорогой сердцу,как говорится плоть от плоти.А чужой,высокомерной,не причастной ко всем нашим совместным шалостям,тайнам.Такое чувство что в такие минуты она для меня была неизвестна,или я для нее.
  " Не нашего сукна епанча!!!!!!!"-это все обо мне.
      

                ***************
  Таня прекратила к нам ездить ,когда ей исполнилось лет 15.Она повзрослела,у нее появились другие интересы.Жизнь шла,мы не перезванивались,практически не общались.Если только изредка могли увидится случайно на улице или в общественном транспорте.Обменяться парой фраз и разойтись в разные стороны.Мама ее к этому времени жила уже не с нами,поэтому видится с сестрой не было возможным.А приехать навестить бабу Лену,Таня, а в последствии и ее родная сестра Нина и сама Надежда Николаевна считали не обязательным.
  Бабушка Лена по этому поводу нет нет да и взгрустнет ,опечалится ,наклонит голову набок,остановит свой взгляд на одной точке,соединит пальцы рук вместе и машинально начнет крутить большие пальцы друг за другом ,тихонечко напевая..
 
Раскинулось море широко,
И волны бушуют вдали.
«товарищ, мы едем далеко,
Подальше от нашей земли».

«товарищ, я вахты не в силах стоять, -
Сказал кочегар кочегару, -
Огни в моих топках совсем не горят,
В котлах не сдержать мне уж пару.

Поди заяви ты, что я заболел
И вахту, не кончив, бросаю.
Весь потом истек, от жары изнемог,
Работать нет сил - умираю».

На палубу вышел - сознанья уж нет,
В глазах его все помутилось,
Увидел на миг ослепительный свет,
Упал. Сердце больше не билось.

Проститься с товарищем утром пришли
Матросы, друзья кочегара,
Последний подарок ему поднесли -
Колосник обгорелый и ржавый.

Напрасно старушка ждет сына домой,
Ей скажут, она зарыдает...
А волны бегут от винта за кормой,
И след их вдали пропадает.
  - Я ведь им все жизнь отдала,а они даже килограмм конфет к празднику не купят и не придут навестить.-сетовала бабушка Леля.
             *************
    Прошло больше 15 лет.Однажды на пороге у нас появилась Танечка.
  -Ой Танька привет-неожиданно вымолвила я.Что -то случилось?.Для меня это было сравнимо грому в ясное небо.
   -Привет,Оль .Я к бабушке-сходу проговорила Таня.
   -Ба ,выйди,Танечка пришла.
   -Какая Танечка?-удивилась баба Леля.
   -Наша Васильева.
   -Какая Васильева,еще больше оторопела бабуля.
   -Ой ну конечно же я совсем забыла тебе сказать.Она же сменила фамилию .Тупилова,наша Танечка Тупилова.
    -Батюшки,замуж что ли вышла а мы и не знали?-предположила бабушка направляясь навстречу внучке.
    -Таня проходи,что ты там застыла на пороге-довольная,что о ней все таки вспомнили, крикнула бабушка.И сразу у нее стирались все обиды,в один миг она могла забыть что так долго внучка ее не проведывала и разговаривать так как будто Танечка пять минут назад ушла за хлебом и вернулась обратно.
    Танечка вошла в дом несмело ,как то крадучись ,  не смотря нам в глаза.Поцеловав бабулю в щеку ,начала в своем неизменном амплуа -тараторить.
   -Бабуш,привет.Я чего пришла.Я бы так не зашла.У меня баб Маша умерла,-Танька хотела продолжать свой монолог ,но увидив что наши глаза расширились,а рот у бабаушки открылся  и замер в таком положении ,она замолчала.
  -КАК УМИРЛА? Когда?От чего?Давай скорее собираться.А мать знает?-перебивая друг друга,наспех допытывали мы Таню.
  -Подождите,мы ее уже похоронили-оборвала все наши порывы Таня.
  Приставшая со стула,с двумя палками баба Леля,плюхнулась опять на стул.
  -Как похоронили?А чего нам не сказали?И когда?А почему нас не позвали.? Мы же вроде не чужие?-не понимала бабушка.
  - Да чего звать,она долго лежала,болела,умерла.Мы с мамкой и с еще одной соседкой похоронили и помянули .-как бы между прочем ответила Танечка.
 Наступила полная тишина.В такую тишину слышно было как назойливая муха бесконечно бьется в стекло ,ищущая выход на свежий воздух ,и казалось еще немного и она пробьет своей маленькой головкой эту преграду ,так душно ей было здесь находиться и так хотелось ей вырваться на волю вдохнуть чистого,ядреного,прохладного глотка .Мы в эти секунды были похожи с бабулей на эту изнеможденную муху,мы сглотнули слюну,при чем с такой горечью ,что она показалась нам отравленной.Как будто нам в рот положили кусок железа.Оно у нас застряла в горле,и мы не можем не дышать ,не говорить.Мы мысленно,про себе говорили,
   -Кем же Танечка,могла быть отравлена твоя душа,и чем же ты могла быть обижена на нас,что не смогла дать нам проститься с родственницей???????.
   Мы еще молчали ,каждый думая и вспоминая о бабе Маши,как Танечка прервала тишину словами.
   -Ба ,я чего пришла.Ты не дашь мне свой паспорт,мне на работе надо показать?-вымолвила Таня.
   Бабушка не сразу поняла что внучка сказала,она приподняла голову ,посмотрела своими уже от старости мутноватыми глазами в глаза Тани.Покачала головой,как бы говоря знак согласия,но в эти секунды вспоминая ту жизнь.Как работала,растила детей,внуков.отдавая все себя.
   -Так когда же она умерла?-не слыша что говорит Таня спросила бабушка Лена.
   -Да уже как два месяца похоронили-ответила Таня,стараясь побыстрее переключиться на более волнующюю ее тему для беседы.
   Что то оборвалось у нас,что то поменялось.Это как мать любит своё дитя несмотря ни на что ,потому что это своё,родное,кровное.И как бы эта дитя не шалила,не проказничала,ни расстраивала-она все равно любима,всепрощаема.Но иногда эта нить разрывается,и тут невозможно обЪяснить человеческую психологию души,почему?Вроде можно простить на свете близкому человеку все. Ан , нет.Наступает предел чувств и ты уже лишний,ненужны.не могу сказать сейчас,у кого этот предел наступил,но однозначно ни у бабушки Лёли.Бабушка наоборот искала в своей голове очередные оправдания всем этим событиям.
 " Танечка действительно стала другой.Как повзрослела,волосы по прежнему густые,черного как смола цвета.Чуть стала "колючее".Но это сказывается наверно то что росла не с матерью,и без отца.Или ее так изменила жизнь? Люди?Нет наверно видно мы не доглядели.И Таня стала холодной,уклончивой,невнимательной,закрытой,неискренней.В ней чувствовалась какая то злоба на нас,чем то мы ее обидели,только чем бабушка не могла понять."
  Отдельная квартира,высшее образование,мать сестра,все у нее было!!!!!!!
 -Ба так ты дашь свой паспорт?-настаивала Таня
  -Какой паспорт?Зачем тебе мой паспорт?-поснувшись как от сна,опомнилась баб Лёля.
  -Ну мне надо,покажу и принесу обратно-виляла Таня .
  -Нет Тань,я свой паспорт никому не дам.
  Мы даже не могли предположить что отказав Тани в этой просьбе,мы стали для нее и для ее матери и сестры врагами на все оставшуюся жизнь,вычеркнутыми за ненадобностью.А впрочем вычеркнутыми для них мы были гораздо раньше,по понятным только им причинам.


Рецензии