Странник в другом измерении. Продолжение

                Глава Пятая.
 
 От этого места, где в том измерении, в  моем, стоит город Новосибирск. Поехали по берегу Обь-реки до Камня на Оби, как стали звать это поселение. Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корень – БАРАБА = Б + АРАБА (АРАБ+А).
Теперь обратимся к литературе, где описана Бараба.
«Ни на одном материке нет мест, столь мало возвышенных над уровнем океана в расстоянии около 1600 верст от ближайшего моря, как в этой части Западной Сибири. … Бараба уже давно стала заселяться оседлыми жителями. В 1744 между Тарой и Томском было построено 20 почтовых станций. Окончательное устройство тракта и заселение произошло при губернаторе Чичерине в 60-х и 70-х годах XVIII ст. Он поселил здесь ссыльных помещичьих крестьян и беглых солдат. Они же построили прекрасную дорогу; в 20-х годах Словцов и в 30-х Гельмерсен нашли здесь рослое, сильное население, совершенно не похожее на ссыльных, от которых оно произошло. Большое количество плодородной земли дает возможность жителям Барабы  вести обширное хлебопашество и скотоводство».
 Вот это мы трое увидали проезжая по дорогам Барабы. Вдали увидели одну из описанных выше, тогда мы об этом не знали, 2-хэтажный дом с пристройками. Мои друзья Кузьма Бортник, и мой слуга Костак подъезжая к этому дому, обратился к своим друзьям:
    - Друзья! Дружба дружбой,  а этикет соблюдать будем. С этого времени. Я для вас господин, и вы, мои люди. Ты Кузьма, мой компаньон, Ты Костак, мой слуга. Тебе Кузьма, пока слуга не нужен. Говорить, как и платить за все буду я. На фасаде дома висела доска на ней написано:
 «Почтовая станция Василя  Жука. И ниже малыми буквами: Здеся ты можешь, обменять или купить лошадь. Переночевать, поесть, на дорогу купить продуктов. До следующей станцы, за 120 верст. Жук.»
Ну чтож, не грамотно, но могло быть и хуже. Я знал из истории, для чего предназначены почтовые станции. Только там не было сказано, что на станции можно приобрести лошадь и продукты в дорогу. Брали то, что предлагали есть. Или же, в крайнем случае -то, что оставалось от обеда.
 Как только мы подъехали, нас встретил      мужик в    малахае в сапогах и в бекеше. С тряпкой, вытирающий руки.
Он спросил:
     - Приезжие в Барабу, на жилье? – И продолжил, - можете заказать поесть. Лошадьми по беспокоятся.  Накормят и напоят. Я перебил его:
     - На доске написано, можно приобрести лошадь. Мне надо  для слуги.
     - О! У вас слуга? Значит, вы богаты? Тогда заходите. У меня есть предложение. Потом поговорим. Тут выскочил малец, взял за узды лошадей и поел их по двору давая им остынут, прежде чем по поить. Мне такая забота понравилась, и я понял, если здесь за скотиной так ухаживают, значит хозяин заботливый и с ним можно иметь дело.
Ладно, себя успокоил, там посмотрим. Мы зашли в дом, и попали сразу в залу. Многие столы были свободны.  Мелькнула мысль: Это уже было.
 Повел своих друзей к столу у окна. В окно была видна дорога к станции.
Я сел напротив окна, хотел отстегнуть меч с поясом, но, передумал. К нам подошел хозяин и предложил:
     - Есть щи скоромные,  Пока щи похлебаете и баранина поджариться.
Хлеба немного осталось. Через час, как сгорят дрова в печи, будем печь свежий хлеб. Наклонился ко мне и сказал доверительно:    
     - Спиртного нельзя, сухой закон,  по почтовым станциям, но вам  могу предложить бражки. -  Кузьма встрепенулся. Я также не против был, приголубить пару кружек. Справедливо видимо решает хозяин: Какой русский не пьет? Женщина, наверно жена хозяина, принесла щи миску на троих, и по ковриге хлеба. Хозяин, три кружки браги. Мы прежде чем взяться за еду, помолились, потом стукнулись кружками за удачу, выпили, Кузьма крякнул, Костак поперхнулся. Я,  выпив половину, отложил, взявшись за щи. У меня должна быть голова свежая, предстоял разговор с хозяином. Я ел, слушая Кузьму, поглядывая в окно. Что меня притягивало к этому окну, не знаю, но тревогу ощущал. А Кузьма говорил:
     - Я, жил имея пасеку, была жена сын. Но, налетела татарва, и всего этого лишился. Жену, сына, закололи, пока я с ними бился. Так что у меня, к разбойникам, есть свои счеты. Пасенку расшвыряли. Пчелы улетели, только эта матка со своими пчелами ко мне в пазуху прибились.  Увезли в полон, там меня вылечили, я разводил пчел, собрал их по таежному лесу. Делал то, что приказывал князек ихний.
 Вдруг на дороге увидел конных ехавших к станции. Что-то в их поведении мне не нравилось. Но, что? Понять не  мог. Что?  И здесь снимают дани? И вдруг, во дворе стук металла, крики, ругань. Я выскочи во двор, за м ною и мои друзья: Кузьма и Костак. Я выхватил меч, Кузьма кол из изгороди, за ним бросился вооружаться и Костак. Он оторвал поперечину из изгороди. Мы встали в кружок ,и пошла потеха. К нам  на выручку бросился хозяин с рогачом. я махая мечом как заправский меченосец, мужики своими дрекольем. Вскоре не смотря на то, что банда состояла из мужиков не хилых, лежала на земле. Стонали, некоторые зажимали порезы и раны, во всех частях тела. Только пара человек убежали оставив своих друзей на суд победителей. Я начитал раненных семь человек. Вернувшись в залу, взяв свою сумку с травами , обратился к хозяину:
     - Нужна вода горячая, полотно льняное, пепел из печки холодный. Прямо из печки взять без углей, чистый пепел и  самогон. За все заплачу. Я рассчитался за щи, хлеб и бражку. Добавил и за то, что заказал. Посмотрел, не считая, денег еще много. Попросил Кузьму и Костака  настелить раненым веток                застелить их чем нибудь. Можно и старьем только чистым. Жена хозяина настелила на импровизированные кровати. На них положили раненых, принесли все что я просил. Кипятком заварил как чай цветки багульника. Отдельно от ромашки с крапивой, и помыв руки, прочитав молитву «Отче наш» и «Верую» по три раза, приступил к раненым. Первого начал обрабатывать мужика с раной на животе.
     Дал ему стакан самогону, обмыл рану  кипятком, потом промыл ромашкой и затем крапивой обмотал вокруг тела рану льняными лентами нарезанными Кузьмой, Костаком и женой хозяина. Сам хозяин смотрел на мою работу и охал, радуясь, что в его краю появился знахарь. Под перевязи рассказывал мне о своем предложении:
     - В 15 верстах у него есть 30 га земли им огороженной, чтоб никто не захватил. Предложил мне выкупить ее. А он поможет ее оформить мне, как свое хозяйство. А  все что будет расти, с моих огородов он будет закупать. Кузьма также заинтересовался, есть ли там  луга с цветочными травами? Жук заверил нас, что даже речушка есть. Я в это время промыл раны и обработав их, попросил Жука, помочь их спрятать, от дождей и солнцепека. От них я знал кто они такие, и как их звать.
Записал все, что они говорили, и их раны. Решил, как начнут поправляться, приглашу их работать на меня, на моей земле. В случае отказа  сдам их властям. Так, что пусть выбирают: каторга иди, у меня остаться. Пообещав им жизнь праведную. Вот они:
 1. Иван Кожемяка, ранам в живот, рекрут, сбежал. Лет 30. Жену оставил у родителей.
 2. Константин Гвоздев, земляк Кожемяки, одногодок. Рана в плечо, потерял крови много. Дома жена и сын с дочкой.
 3.Фрол Середа, вятский живодер, нога и рука все левые, переломы от Кузьмы получил. Сбежал на этапе, убил в отместку жену хозяина,  изнасиловавший его жену. Дочь 13 летнюю не успел, сын                четырнадцатый помешал, сзади напав на него. Так что все на  себя взял Фрол. Вот и  получил каторгу, назад не хочет идти. Дал уже согласие  мне.
 4. Джамил Юсель,  кулундийский джунгарец, казахского рода увел коней у местного тойона Джамарги. Тот отдал его русским на каторгу, дороги строить, сбежал, пристал к банде на границе в Барабой  и  их степями. Порезы, и оглушенный Костаком, 26 весен, сказал. Согласен служить.
 5. Базиль Астахов, из кучумовских, остяцкого рода, обской житель. Не столько ранен, как хотевщий показать, что от  русских пострадал.22 зимы, рассказал мне. согласился работать на меня. Двоих ранил Жук, он их забрал себе. Я их и не записывал.  Так что,  еще землю не выкупил, а людей набрал.  Если б  эт о  было  нас, в ХХ1 веке, следуя традиций  при Ельцине, и был бы какой-нибудь захудалый заводик или фабрика, приватизировал. А так, придется действовать старинным  способом, наглея, захватывать, застолбить землю, а потом оформлять на свое имя.
Хватка бабкина, боярыни  румынской. Царствие ей Небесное!
 Не отступать, не переправа Наполеона через Березину. Река, то есть, но я же не Наполеон!  Тут зашел начальник и хозяин станции.
    - Т ы знаешь, что на всех станциях, по-закону положены смотрители? Я, человек грамотный,  могу быть у тебя смотрителем. У тебя родственник губернатор Барабы, твой брат родной, по ходатайствуй о том, чтоб он меня назначил смотрителем. От всех конфискаций, ему 20 %, добычи, тебе 30, остальное мне за идею, и знание законов, что можно конфисковывать у проезжающих. Давай действуй,  и мы будем в масле. Так у меня говорят на родине. Он подумал немного, а я его добил информацией:
    - Если тебе пришлют чужого, ты и этого не грамма не попадет. Ты этого хочешь?
    -Нет, конечно.
    - Тогда действуй, пока трамваи ходят. Еще одну поговорку ему подкинул.
    - Давай Никола переиграем, мне ты дашь 40%.
    - Ну ты Василь, соответствуешь  своей фамилии – Жук. Ну у нас так горят на тех людей которые хотят урвать- Ну ты и жук. Имея в виду, что человек пытается поделить шкуру медведя, еще не убитого. Так и ты. Сначала ты сделай то, о чем мы договорились, меня утвердить, смотрителем почтовой станции. Потом увидишь свою выгоду и брат твой, зная, что у руках, смотрителя на почтовике, примет меня, чтоб ознакомиться с моими знаниями о работе смотри теля. Сегодня я осмотрю своих мужиков и мы поедем к тебе и получишь 50 % от стоимости земли. Остальное при  получении документов на право, владением земли. Договорились? -  Спросил  я его. Он, усмехаясь, сказал:
    - Теперь я верю, что ты сын купца. –«Эх, если б у меня были документы на боярство, ты б со мной не так бы говор ил. Ты б пресмыкался пред мною..И сам бы все это предлагал мне, а не я тебе, болван. Не ухватываешь свою выгоду, абы смерть».
\Продолжение следует.
 


Рецензии