ТЭД-16. Старый тепловоз не знал...
Непрост и неприветлив Тумнин . В солнечный день смотришь — вроде волны завлекают небесной синевой, блещут на гребнях лучи солнца. Но входить в эти волны надо уважительно, придя к берегу на своих двоих, разогрев свои мускулы — иначе их скуёт холодом горных вод, задеревенеют ноги. Не принимает хозяин долины простаков, приехавших на машине словно на сочинский пляж пожарить шашлык да поплескаться.
И перейти на другой берег не получится, хоть местами и неглубоко — спешащий в Тихий океан поток будет сбивать с ног, выворачивать и швырять в костяшки потревоженные донные камни. Тумнин пропустит лишь сильных. И когда рядом лёг железнодорожный путь, хозяин долины не сразу принял соседа: приглядывался, пока не понял, что тот тоже непрост — вроде и легко перешагнуть две блестящие плети, но надо смотреть в оба. Немало зверей полегло под колёсами гремящих дизельных исполинов.
На пути — вернее, на одном из путей станции Монгохто — стоял и гремел своими тремя дизелями тепловоз . Мазутный, запылённый, усталый на вид. Он один такой остался — со старыми двухтактными 10Д100. В хвосте пыхтел, тоже тремя дизелями, толкач, но у него были свежие коломенские сердца — солидно развалившиеся в дизельном помещении V-образные Д49. Сейчас они дождутся встречного — угольные полувагоны, ночью вытряхнутые в бухте Ванина в теплоход-сухогруз — и пойдут штурмовать подъём на Ландыши.
Старый 3ТЭ10У ещё не знал, что это его последняя поездка — дома, в Комсомольске, его ждёт не привычный ПТО (пункт техосмотра), а отправка на завод на ремонт с заменой дизелей. Прежним он уже сюда не вернётся — получит новый голос, новый мозг и букву «К» на табличке. Тепловоз любил поиграть с рекой в догонялки. Вот его пропускают ходом — он вырывается вперёд, с жаром хардкорного барабанщика выстукивая колёсами дробь, обгоняет чёрные воды. Ставят на боковой — грустно ждёт зелёного и смотрит, как мимо змеится невозмутимый король долины...
Вот и долгожданный разрешающий сигнал. Ритуал перед отправлением, щелчок штурвала, в магнитном усилителе заработали локтями потоки... Нагнетатель поперхнулся и застонал — обороты нагруженного дизеля немного провалились, праздновращающееся колесо нагнетателя повисло на редукторе — и тот никак не мог понять, куда же ж ему передавать крутящий момент? От коленвала на колесо или с колеса на коленвал? "Вай-вай-вай-вай-вай, хватит меня бить по зубьям, как привык — так и буду! Колесо, держи свои ньютон-метры! Дуй воздух в горшки!" Каждый раз он так возмущается...
Самое время сменить лирику на физику и разобраться, что за нагнетатель и совсем уж непонятный магнитный усилитель. В пятидесятые годы ХХ века появился новый 4000-сильный тепловоз ТЭ3 (две одинаковых секции с дизелями по 2000 л. с.), ставший поистине народным — на него пересели все, кто до этого работал на паровозах. Для него сгодилась схема электропередачи, схожая со старой — применённой на ТЭ1 и ТЭ2, ТЭМ1 и ТЭМ2, описанной в позапрошлой статье ТЭД-14.
Система возбуждения тоже поменялась мало. Тот же возбудитель с расщеплёнными полюсами, но более сложный — с шестью обмотками возбуждения. Плюс его дополнили две маленьких электромашины — тахогенератора, и на контроллере появились 16 позиций вместо прежних 8 — 9.
Для более точного управления силой тяги каждая позиция делилась надвое — на нечётных дизель немного недогружался, на чётных электропередача нагружала его полностью, хотя обороты не менялись. Кому знакомы грузовики — тот, поди, сразу подумал о коробках передач ZF 16S, 4 передачи которой с помощью планетарного редуктора превращаются в 8, а делитель и вовсе превращает их в 16.
Полная версия с видео и рисунками — на Яндекс.Дзене https://zen.me/gK7Y0xx6
Свидетельство о публикации №221112600336