Подальше от полярных широт

Это были последние мои охоты в ноябре.   Все эти поездки то по южной, то по западной цепи озер были  необходимы мне больше ради движения, чем для призрачных надежд, что - то добыть.

Последние полыньи на озерах запаивались   морозными ночами. 10 го ноября после обеда угнали с Вьюгой к  южному фасаду Тюменской области... Полынью видели только на Полувальном, синие волны набегали на кромку льда, издавая живой звук звонкого  лесного ручейка.

Уток не видел даже издали. На Песьянном  только собака вышла на  лёд,  как послышался свист,  так обычно охотники подзывают своих собак.

Тут же за камышами замаячила мужская фигура. Понял, опять наши пути пересеклись с  путями   Василия. Вышел ему навстречу.

-Я сначала подумал, что  это волчара,  а не Вьюга,- сказал он
-Да, она раздобрела в последнее время на мороженной рыбе.

- Я своих  последних двух уток добыл 1 ноября на Плоском, - похвалился   товарищ.
-А я своего последнего гогля сварил вчера. По первой пороше искали следы зайца, нашли их возле Чикина болота..
-В школьном лесу их живёт не меньше двух.

11 ноября направился к западному контуру озёр.
Чтобы доехать до Степанихи, пришлось снять провода на воротах электропастуха. На обратной дороге все поставлю на место. Было в степи ветренно, и хотя температура стояла возле ноля, чувствовал, что не помешал бы мне сегодня одеть и второй свитер.

Опять видел Василия, но издали. Он ходил    по льду озера и  проверял ловушки на болотного зверя. Я оставил  товарища справа по  курсу и добрался до нужной мне пристани.

 Ничего там кроме  большой  полыньи  и следов хоря не обнаружил. Лёд трещал под ногами, и я, опасаясь  провалиться, не стал  близко подходить  к открытой воде.

  Уехал на восточный берег озера Чёрного. Вышел на береговой лёд и удивился, в  километрах в двух от меня,  под вечерними облаками зазывно и широко блестела вода. Над её разливами  розово светился  вечерний  закат, а его небесная  розовость зеркально отражалась в воде.

Поднял к глазам бинокль,  уток на воде не было. Сезон охоты на водоплавающую птицу закончился.  Густо и совсем близко  на меня налетели пуночки, в стае  было  не меньше пятидесяти  снежных подорожников.  Они тоже не выдержали   холодов   полярных широт и теперь откочевывали к   южным территориям.

Проводил их радостным взглядом и тут же  позвонил товарищу.
-Вася, вижу блеск воды на Чёрном озере!
-На Уфимчике её тоже полно!
-Удачи тебе!
-Спасибо!

Дома узнал, что гнездится пуночка неизменно за Полярным кругом,  а зимовать улетает в Центральную Азию, Средиземноморье и даже иногда добирается до берегов Северной Африки. Возвращаются в родные края пуночки в середине марта, когда везде ещё лежит снег, их считают  вестниками  скорого наступления тепла.

 Но вообще по личным наблюдениям заметил, что пуночки возвращаются к нам на 55 широту Зауралья значительно раньше. Возле дорог их стайки можно  заметить и в феврале.

 Дорожные службы очищают автотрассы от снега, остатки его разносится ветром и тают на солнце. А для таких птичек невеличек здесь всегда найдется пропитание. Не зря их зовут подорожниками.

На фото снежный подорожник. Так еще называют пуночку. Фото из инета. Спасибо автору


Рецензии
У нас пуночки- весники весны. Прилетают первыми, стайками суетятся возле зимника, если голодны, то и в огород могут пожаловать. Один год пришлось кормить. Прилетели, а метель завернула! Прилетели и вороны. И сильно оголодали за дорогу, а тут метель!
Тогда собрала ведро! Круп, старых сухих ягод- шиповник, рябина, трав сухих. Высыпала в огород. Так вороны не давали шага сделать. Так оголодали! Смели ведро еды в минуты. Но выжили. А только солнце вышло, улетели дальше. Тогда и пуночки ели фактически с рук. Осенью тоже первыми собираются в путь.

Обратила внимание:
Я сначала подумал, что это волчара, а не Вьюга,- сказал он
-Да, она раздобрела в последнее время на мороженной рыбе.
Иногда в подобном случае на лайку завязывается красная верёвочка. Тогда не стрельнут случайно!

Татьяна Немшанова   17.01.2024 17:11     Заявить о нарушении
Утром возле кормушки Пса собралось не менее 30 воробьев. С разных дворов прилетели, штук восемь мои постоянные жильцы под крышей.
Ближе к вечеру пришли два местных промысловика, оба поддатые,
-Вася, куда ты понес св. куртку. вот она вешалка!
Вспоминали охотничий биатлон, где мы бегали на широких лыжах, стреляли по мишеням.
Виктор Кайгородов рассказал мне очередную историю, достойную разработки.
По его рассказу есть сюжет: "Сало для чеченца"

Юрий Баранов   17.01.2024 18:29   Заявить о нарушении
Интересно будет почитать!
Это замечательно, когда есть, что вспомнить, хотя для меня биатлон, как-то непривычно...

Татьяна Немшанова   17.01.2024 20:43   Заявить о нарушении
Бежали 1 км. на широких лыжах. потом стреляли по мишеням.

Юрий Баранов   18.01.2024 14:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.