Поклон красивейшей из красавиц

         ...Мама, с юности, старалась посвящать музыке хотя бы два вечера в неделю и перестала музицировать после смерти моего отца.

          Список произведений, который она исполняла на протяжении почти сорока лет, содержал русские романсы, произведения Чайковского, Листа, Шопена, Шуберта, Штрауса, Огинского, Массне, Бетховена, Моцарта, "Опавшие листья" Жозефа Косма...

          Первую и третью части "Лунной сонаты" я запомнил раньше, чем научился читать, а читать (на русском языке) я научился еще до того, как пошел в детский сад. Мне никогда не нравилась и не нравится вторая часть этого произведения (как только Лист назвал ее "цветком между двух пропастей"?) — Бетховен точно передал заурядный характер своей беспринципной и расчетливой ученицы-мещанки. Мама рассказывала о ней: как графиня со звучной фамилией не постеснялась попросить финансовой помощи для своего мужа, ради которого она бросила Бетховена. Но, можете возразить вы, если бы не эта девушка, то "Лунной сонаты" вообще бы не было. Возможно, но стоит ли самая гениальная соната в мире хоть одной доли секунды хоть и суетного, но человеческого горя?

           Сейчас я предпочитаю слушать третью часть "Лунной". В детстве и молодости я слушал и играл первую, медленную и сдержанную, часть этой сонаты. Достаточно рано я осознал, что гениальность ее именно в том, что она выражает гораздо больше, чем хотел сказать сам автор. Неразделенная любовь? Да. Скорбь по поводу смерти близких? Да. Реквием по несбывшимся мечтам одинокого старика? Да. Примирение с неизбежным концом смертельно больного человека? Да. Разочарование в жизни? Да. Крах в вере? Да. Ощущение собственной никчемности? Да. Лунный свет над Фирвальдштетским озером, по мнению другого Людвига, Рельштаба? Да. Ночное небо перед сражением, из которого, возможно, уже не вернуться? Да. Отдых после напряженных трудов? Да. Последние годы жизни в отчем доме? Да. Опустошенность души, гнев и страдания, о которых писал Ромен Роллан? Да.
            
           Я вспоминаю Allegro первой части Сороковой симфонии Моцарта... Она написана летом 1788 г., через год с лишним после смерти Леопольда Моцарта, отца композитора, отношения с которым у Вольфганга Моцарта, после собственной женитьбы, стали непростыми. Но нет на свете ребенка, который, после смерти отца или матери, не чувствовал бы себя как на ветхом корабле, попавшем в сильную качку. И эта зыбкость, неустойчивость, наличие у композитора так и не заданных вопросов и неполученных ответов, явственно присутствует в первой части Сороковой симфонии. Моцарт, как и Бетховен, "недосчитал" масштаб своего творения, и для меня разница между Allegro Моцарта и Adagio Бетховена лишь в том, что Бетховен звучит более "современно". И да, музыка Бетховена полна эмоций, но, одновременно, сдержана. Моцарт же мечется, ищет, не находит, отчаивается. Но, разве, не происходит всего этого с нами самими?

          Вернемся к Джульетте Гвиччарди. Принято считать, что Бетховен тяжело пережил разрыв с ней, после которого, на фоне наступившей глухоты, написал "Гейлигенштадтское завещание".
          Но не будем забывать, что композитор, на момент своей личной трагедии, был все еще молод. И вот уже в июле 1804 г. Бетховен, в одном из писем, просит своего ученика и друга (а впоследствии и биографа), Фердинанда Риса, передать "поклон красивейшей из красавиц". Речь об одной из дочерей квартиродателя Риса, которых сам Рис, в другом письме, характеризует как "очень красивых, но совершенно неприступных",  параллельно упоминая о том, что Бетховен никогда не посещал его, Риса, чаще, чем в ту пору, когда он, Рис, жил в доме у отца вышеупомянутых девушек.

          На Новый, 1805 год, Бетховен преподносит родственнице коварной графини, Шарлотте Брунсвик, гравюру с изображением Амура и Психеи... .

          Может, Бетховену нравилось постоянно пребывать в состоянии обожания той, единственной, "бессмертной возлюбленной"?

           P. S. Часто великие в представлении современников и потомков люди ведут себя далеко не в соответствии с ожиданиями требовательных поклонников и почитателей их творчества. Так, например, в апреле 1801 года, в одном из писем, Бетховен пишет, что намерен издать по подписке свое сочинение в пользу Регины Сусанны Бах — дочери И. С. Баха и последнего его потомка, оставшегося в живых на тот момент. Но нет никакой информации о том, довел ли решительный и волевой Бетховен свое намерение до конца... Ведь именно Бетховен утверждал, что его друзья не будут бедствовать, т.к. стоит только им обратиться к Бетховену, как он засядет за сочинение произведения, которое быстро напишет и продаст. А деньги отдаст нуждающемуся другу. Но была ли дочь Баха в списке его друзей?
         
         


Рецензии
интересное описание

Григорий Аванесов   25.11.2022 12:57     Заявить о нарушении
Спасибо. Дневники интереснее.

Армен Григорян   25.11.2022 12:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.