Слалом

Спортивный термин "слалом" – это обозначение движения на скорости по определенному маршруту, как правило, очень извилистому. В переводе с норвежского языка он означает "след на склоне". Слалом – это вид спорта, который может быть: горным; воздушным; водным; автомобильным.

История слалома
Первый раз в 1767 году в Норвегии провели соревнования для лыжников по необычному маршруту. Он был проложен по лесному склону, заросшему кустами. Отдельно же первый старт для слаломистов был организован в 1879 году (тоже в Норвегии). Площадкой для соревнований стала гора Губси, расположенная недалеко от нынешнего Осло.

Но все-таки первыми полномасштабные горнолыжные соревнования (с 1905 года) стали проводить австрийцы в Альпах. Программа чемпионата мира по лыжам в 1931 уже включала слалом, а с 1936 года горнолыжный спорт стал олимпийским видом. На Олимпийских играх разыгрывают награды отдельно для мужчин и женщин спортсменов-горнолыжников.

Водный слалом
Ощутить скорость спуска и опасность приключений летом поможет гребной слалом. Соревноваться на воде на байдарках или каноэ на олимпиадах спортсмены начали не так давно, с 1992 года. Причем эта дисциплина была включена в перечень олимпийских видов спорта повторно. Первый раз олимпийские награды разыграли в 1972 году.

Соревнования проводятся на участках естественных рек или искусственных водных трассах со скоростью течения воды не менее 2 метров в секунду. В этом виде спорта есть свои тонкости и нюансы. Спортсмен управляет лодкой за счет наклона своего корпуса в самых разных плоскостях в комбинации с ювелирным владением веслом. Трассы подразделяются на 5 уровней сложности. Это зависит от скорости течения, длины трассы, количества и уровня сложности препятствий. Часть из них выстроена таким образом, что участникам нужно их преодолевать, плывя против течения. В основном длина трассы составляет от 250 до 400 метров, количество препятствий варьируется от 18 до 25 с трудностью до 3-й категории. Максимальная дистанция в слаломе составляет 800 метров (25-30 препятствий).

По типам лодки делятся на байдарки и каноэ. В основном их изготавливают из пластмассы. Лодки должны быть скоростными и легкоуправляемыми. Для управления ими спортсменам требуются: отличная координация; мужество; молниеносная реакция; развитое тактическое мышление; физическая выносливость.

Горы и слалом
Самый зрелищный слалом – это горный. Он, в свою очередь, подразделяется на несколько самостоятельных видов: параллельный; одиночный; супергигант; слалом-гигант; параллельный гигант. Все вышеперечисленные дисциплины относятся к лыжам.

Кроме того, горный слалом может проводиться на сноубордах. Это достаточно молодой вид спорта. Сноубордисты, в отличие от лыжников, стоят на монолыже боком к трассе. Олимпийской дисциплиной слалом на сноубордах стал только к концу 90-х годов.

Требования к трассе слалома
Все трассы соответствуют определенным требованиям, обязательным для того или иного вида соревнований. Что касается дисциплины "слалом", это: длина трассы (самая большая – у гигантского слалома, до 1000 метров); перепад высот (максимальный показатель - 300 метров); число поворотов на трассе составляет минимум 11%, максимум – 15% от перепада высоты; ширина ворот – не менее 4 и не более 8 метров. Средняя скорость на трассе спуска составляет 40 км/час, а на супергиганте сноубордист может разогнаться и до 100 километров в час. Для сравнения – на горных лыжах скорость может быть 150 км/час.

Соревнования по слалому проводят и на паралимпиадах. С 2014 года таких дисциплин стало шесть. Кроме привычных (слалом, гигантский слалом, супергигант, суперкомбинация, скоростной спуск) был добавлен и слалом на сноубордах. Несмотря на сложность его освоения и опасность травмирования, популярность слалома во всех его проявлениях не уменьшается

Самый древний слалом – на лыжах.
Спуск с горы на лыжах по трассе длиной 450-500 м, размеченной воротами. Перепад высот между стартом и финишем 60-150 м. Лыжники развивают на трассе среднюю скорость 100 км/ч. Во время прохождения трассы спортсмены обязаны проехать через все ворота; за пропуск ворот или пересечение их одной лыжей спортсмены снимаются с соревнований. Результат определяют по сумме времени, показанного в двух спусках на двух различных трассах.

О том, что знаменитый австрийский горнолыжник Тони Зайлер выиграл сразу три золотых олимпийских медали на играх 1956 года я узнал, когда по случаю мне купили родители подержанный буклет об Олимпиадах 1956 года, тогда еще с черно-белыми фотографиями.  Случилось это в начале 60-х годов, когда  прошли зимние игры в Скво-Вели и летние в Риме, за которыми я уже наблюдал, все же к этому времени мне уже исполнилось 13 лет и я уже пару лет читал газету «Советский спорт» и журнал «Физкультура и спорт». Их  выписал отец для меня, чтобы я начал заниматься спортом и стал крепче, это было гарантией того, что местные хулиганы перестанут меня бить время от времени.

А потом в наш поселковый клуб привезли кинофильм «Двенадцать девушек и один мужчина», где главную мужскую роль играл Тони Зайлер и события в фильме разворачиваются в горах австрийских Альп.  Мастерство Зайлера было показано во всех мыслимых ракурсах.  Он катался и по прямой, и совершал  немыслимые пируэты и виражи, ездил спиной вперед и на одной лыже, спускался с почти отвесных круч.  Посмотрев фильм и снова прочитав в буклете о Тони Зайлере, я заболел горными лыжами.

Нашел в «Книга-почтой» еще один буклет, написанный французским горнолыжником, олимпийским чемпионов Олимпиады 1960 года Жаном Вюарне, где давались уроки катания на лыжах, выписал и проштудировал её. Одного у меня не было, но самого важного  – горных лыж и ботинок, поэтому пришлось осваивать катание с гор на обычных беговых лыжах с жестким креплением, и с обычными лыжными ботинками, в которых только носок крепился к лыжам.  По прямой ехать было легко, но вот делать виражи долго не получалось.

В центре нашего поселка была высокая гора под названием Каланча. Когда-то на её вершине стояла пожарная вышки и круглые сутки дежурили пожарные. Но у тому времени, когда я подрос, остались одни воспоминания от этой вышки и название.  Но вот скалы на самой вершине оставались теми же, что и много лет назад.  С этой горы, только не с самой верхушки, отчаянные смельчаки катались на санках, лежа на животе и притормаживая валенками на поворотах.   Каланча была одной из вершин хребта,  который начинался небольшой вершиной без названия, далее продолжался небольшой ложбинкой, которая называлась Конторкой, потому что на ней стояла контора нашего Херпучинского прииска, затем возвышалась Каланча, и далее хребет уходил далеко вверх, и эта часть его называлась Дубовкой.

И хотя ветер в нашем поселке был редкий гость, но, когда он был, сдувал со склона, образующего вершину хребта, весь снег, обнажая голые камни. На одном склоне у основания  Каланчи стояла почта, но там тоже было обычно немного снега, а вот на другом склоне снега хватало. У основания было два сооружения – автобусная остановка и с промежутком метра в 1,5-2 киоск, который работал только в теплое время года.  Несколько раз я спускался на лыжах с Каланчи через этот проем между остановкой и киоском, но после одного такого спуска, когда чуть не убил  какого-то мужика, который сидел на закрытой остановке и решил пойти, и мы разминулись буквально в сантиметрах, решил не рисковать. Тем более что спуск был только по прямой, а это меня не очень устраивало.

Вот тогда я решил проложить извилистую трассу, на которой можно было делать виражи на лыжах, на склоне Дубовки, который спускался к поселковому клубу.  Фотография на заставке показывает, какой вид открывался с вершины Дубовки и как высота горы.  Впереди за небольшим леском видна остроконечная вершина Каланчи. Справа растут лиственницы, мимо которых я делал виражи, спускаясь к клубу. Хорошо видны лыжные следы, идущие вниз по склону горы, куда можно было спуститься по прямой.  В те годы выпадало много снега, так что хватало места, где можно было бегать на лыжах или спускаться с гор.

Набрав скорость, я объезжал несколько растущих лиственниц, как слаломные флажки на трассе, и мчался к забору, который был у двухэтажного здания поселковой библиотеки, где делал вираж и вскоре останавливался, потеряв скорость.  Этот вираж был самый опасный, и не только потому, что трасса проходила рядом с забором, в который запросто можно было врезаться, но и потому, что по этому месту ходил народ, чтобы дойти до общественного туалета. Обычно в таком случае я просто сворачивал ранее этого виража в глубокий снег и останавливался.

Для нас, пацанов, особым притяжением являются дела, связанные с риском. Например, кто меня заставлял делать самопал и стрелять из него, ведь уже было немало случаев, когда трубка самопала вылетала и попадала в лицо горе-стрелка, или, еще хуже, взрывалась.  Помню, какой шрам был на щеке одноклассника Коли Мариечко. Но почти все делали такие самопалы, и я был не исключением.  Вот и теперь, никто не заставлял меня ездить с Дубовки с виражами, по другому склону можно было ехать по прямой и никаких деревьев не было на пути.  Но мне хотелось ездить непременно с виражами, выделяться на фоне других пацанов.  Видимо, хотелось перед девчонками «выпендриться», как я сейчас понимаю.  Но если я без потерь проезжал  с виражами, то несколько моих друзей сломали свои лыжи именно об забор у библиотеки.

Желание научиться кататься с гор по-настоящему не пропало и после окончания средней школы.  В Хабаровске в те годы, когда я учился в институте (вторая половина 60-х годов), не было хороших трасса для спуска с гор.  Правда, зимой из города ходил специальный поезд «Снежинка», который возил лыжников до станции «Красная речка» и потом они ходили пешком по лесу в районе Ильинки. Там была и невысокая вершина, с которой можно было кататься на лыжах. Моя бабушка с дедушкой жили в частном доме недалеко от Ильинки, и по выходным можно было видеть вереницы лыжников с лыжами на плечах, которые одевали их, когда доходили до лыжни в лесу.  Мне довелось кататься с этой горы у Ильинки, причем левая рука у меня была в гипсе после перелома пястной кости во время волейбольного поединка. Но охота пуще неволи, и я ходил кататься на лыжах с одной палкой в правой руке.

А вот краевые соревнования по горным лыжам проводились в Облученском районе, где в горах Хинган были оборудованы трассы для скоростного спуска и слалома.  Но для любителей горных лыж были путевки на Сахалин, где была база «Горный воздух» с трассами и подъемниками, и на Камчатку, где можно было кататься по склонам вулканов даже летом.

Но в 80-е годы рядом с Хабаровском, по дороге в сторону Приморья, была оборудована лыжная база, где стали развивать горнолыжный спорт среди молодежи.  Я в эти годы совмещал работу врачом-травматологом в травмпункте  11-й больницы, и ко мне частенько доставляли подростков с переломами конечностей после падения на трассе.  Особенно тяжелыми были винтообразные переломы обоих костей голени в с/3, выше высокого горнолыжного ботинка. Уже в те годы зарубежная экипировка позволяла отстегивать ботинок от лыжи при малейшем изменении ходы лыжи, и в таких случаях бывало, что пластиковая лыжа с металлическим ребром разлеталась на несколько частей, а упавший спортсмен отделывался лишь  синяками и ушибами. Но такого снаряжения в нашей стране можно было иметь только членам сборных команд республик, но не ДЮСШ.

А вот мне повезло в конце ноября 1990 года нарядиться в такое современное горнолыжное снаряжение и даже скатиться с горы, правда, по трассе для начинающих. Это случилось на горнолыжной базе «Америка» в штате Аляска, куда я ездил в составе делегации Хабаровского края. Пока другие члены делегации обедали, я уговорил сопровождающего разрешить мне прокатиться на лыжах. Это было так здорово.  И это был мой последний спуск с горы в моей жизни.

Недавно я нашел в Интернете старый фильм «Двенадцать девушек и один мужчина», и снова восхитился мастерством короля горных лыж Тони Зайлера. Никто, кроме него, не выигрывал на одной Олимпиаде все золотые медали в горнолыжном спорте.


Рецензии