Чтобы не обидеть

  Вместе с нашими хуторами  уходит в небытие и целый пласт народной культуры. Это невосполнимо, и я, возможно, последний хранитель баек и присказок моего родного хутора Колодезный,
   Ещё лет двадцать  назад здесь можно было встретить - и не одного - человека, помнившего вот эту байку.
   В тридцатые годы прошлогго века на селе главным человеком  был не председатель колхоза, и даже не налоговый агент.
 Главным человеком на хуторе был гармонист. А поскольку играть умели почти все, то хутор можно назвать  вольнодумным поселением. Возможно, и в прямь, в  разливах гармошки и игроки, и слушатели находили внутреннюю свободу.
  Так вот.
  Мой отец играл на чём угордно. На гармошке, балалайке, палкой на коновязи, тележной чекой   на кувшинах. Слух у него был исключительный. Его, пацана,брали с собой взрослые, как знатолка, при покупке гармони.
  И был на хуторе ровестник отца, мальчик по прозвищу Унуня. Этот Унуля очень завидовал гармонистам, и приставал к своему отцу, глухому Стефану,
дергая за рукав :
 -Купи да купи гармошку.
  Уговорил. Глухой Стефан прихватил с собой  центнер макухи, положил на телегу связанного кабана, и поехал с Унуней в Новый Оскол. И там всё это добро обменяли на гармошку.
   Когда вернулись на хутор, Унуня принялся усердно разучивать  мелодии.  Поднаторев, как ему казалось, он, с гармошкой в руках, остановил отца на улице.
 -Послухай, щас сыграю. 
  Сыграл:
  -Ну, как?
  Отец с лукавинкой глянул на Унуню и ,чтобы не обидеть прямым ответом, пропел на манер частушки:
  -Пиверь-пиверь - пиверь гав,
Пропал центнер и кабан.
   После эту частушку по всей округе  повторяли  при  всяком выходе  неумелых гаромонистов на улицу.


Рецензии