Часть 1. Структура души. Глава 1. Иерархия тел

                Ч а с т ь   п е р в а я

СТРУКТУРА
ДУШИ

Глава I
Иерархия тел —
носителей психики

  Глупец не способен понять, как
живое существо оставляет свое тело,
как не понимает он и каким типом
тела наслаждается под воздействием               
гун природы. Но тот, чьи глаза от-
крыты знанием, может увидеть все
это.
  Трансценденталисты, достигшие
самореализации, могут ясно видеть
все это. Но те, чьи умы неразвиты и
кто не осознали себя, не способны
понять, что происходит, даже если
постараются.
                Бхагавад-гита


  Первая аксиома, на которую следует опереться: материя, имеющаяся в реальности, обладает гораздо более широким спектром форм и свойств, чем видимая и доступная физическим ощущениям и приборам её часть.  С этим на сегодня согласятся даже самые ревностные приверженцы  материализма.

  В рамках рассматриваемого предмета – метапсихологии - эта аксиома принимает следующий вид: наше физическое тело является лишь видимой и осязаемой  частью целого (т.е. полной действительной человеческой реальности).

  Возникает вопрос: из чего состоит это целое, как соотносится с видимой биологической его частью?

  За ответом справедливо будет обратиться к трансцендентному опыту людей посвящённых, способных настроить сознание на восприятие тонких планов материальности. В течение тысячелетий в самых разных уголках планеты были выработаны эзотерические учения о существовании  структуры тел единой души человека.
 Эти учения имеют очень много общих черт, несмотря на разные наименования тел и их количество.

  Что вселяет оптимизм в достоверности подобных знаний?

  Во-первых, многовековой опыт и достаточно широкий круг людей посвященных, известных хотя бы нашей истории, не говоря уже о мифах магических достижений представителей исчезнувших цивилизаций. Метапсихология не имеет права игнорировать этот опыт хотя бы потому, что в нем предполагается наличие львиной доли ее предмета.

  Во-вторых, немалое значение имеет большая с х о ж е с т ь описываемых явлений у самых разных исследователей. О свойствах и строении тонкоматериальных планов и относящегося к ним тела человека мы находим в самых различных источниках: буддизме, индуизме, теософии, йоги, магии и других.

  В-третьих, это подтвержденные опытом явления, в которых используются тонкоматериальные планы и тела: телепатия, телекинез, телепортации, левитации и прочие паранормальные явления нашей действительности. О фиксации лептоновых полей мы слышим уже от физиков.

  Суть следующей идеи, составляющей основу психологии, после иерархичности строения души, состоит в том, что каждому из тел иерархии присущи свои психические функции и процессы. Замечу, что суть этой идеи не нова и в самых общих чертах уже отражена  - и в буддизме, и в теософии. Задача заключается в том, чтобы развить эту идею, по возможности придав ей стройный, достаточно научный вид. Как сказано выше, в общих чертах, учения об иерархиях тел в различных эзотерических доктринах имеют много сходного. Разница, как правило, заключена в названиях тел и их количестве. К примеру, представитель эзотерической науки Дион Форчун перечисляет семь планов проявлений психики в следующем виде:
  Седьмой План — это Сфера Высшей Духовности, План Чистого Духа, или План Абстрактного Духа. На этом Плане происходит проявление Монадической Сущности.
  Шестой План — План Низшей Духовности, или План Конкретного Духа. На этом Плане Монадическая сущность разветвляется на семь различных потоков, именуемых Семью Лучами

  Пятый План — Сфера Высшего Разума, или План Абстрактного Разума, где Единая Жизнь становится многими жизнями.
  Четвертый План — Сфера Низшего Разума, или План Конкретного Разума. Это План конкретного мышления и памяти.
  Третий План, или Высший Астрал, является сферой эмоций.
  Второй План, Низший Астрал, или Психический План — сфера инстинктов и страстей.
  Первый План, или Физическая сфера — это наш материальный мир.

  Собственное мнение на именования свойств разных тел психики было у Фрейда, Юнга, Адлера, Блаватской, Штейнера, Лидбитера, Гурджиева, Успенского. Согласимся, например, с Ошо, сказавшим, что терминология в данном случае не существенна. В конце концов, каждый, кто смог достичь сознанием тонких планов, имеет собственное представление об их количествах и свойствах. Вопрос лишь в том, сколько кому дано. И коль уж речь зашла об Ошо, то за основу наименований тел и соответствующих им процессов возьмем именно его иерархию, представленную в его книге “Психология эзотерического”. Вот как там выглядит иерархия тел человека (по восходящей):
 
физическое,
 эфирное,
 астральное,
 ментальное,
 духовное,
 космическое
и нирваническое.

   Как видим, сходство с иерархией эзотерической школы налицо, за исключением двух высших тел. Но и эта разница вполне объяснима недостаточностью слов для более точного описания самых тонких материальных планов. Итак, приведенную выше систему тел далее будем считать остовом структуры души, ее материальным носителем.

 По мере восхождения по ступеням иерархии, от плотных к более тонким телам, можно проследить за динамикой изменения свойств материи, пространства и времени. Основной трудностью исследования подобных явлений является отсутствие достаточно прочных мостов сознания в виде слов, символов или иных форм между привычным физическим и тонкими планами. К сожалению, неокончательно устоявшиеся языковые понятия не могут дать четкого представления о реальной взаимосвязи тел. Описание есть лишь описание.
 
  Даже понятие иерархии — не самое удачное определение человеческой целостности. Еще более неудачно по своей сути деление человеческой целостности на физическую и психическую составляющие. И то, и другое есть неразрывное единое целое человека. Эту вот целостность и нужно бы именовать душой. В этом смысле интуиция не изменила русскому языку, в котором слово “душа”, порой, становилось синонимом слову “человек”. Так, например, В. Даль пишет, что в общем значении слово “душа” и есть “человек”, с духом и телом, а уж в более узком значении — “человек без
плоти”, “бестелесный по смерти своей”.

  Следуя порядку, приступим к первому, доступному науке, наиболее плотному носителю сознания — физическому.

   Милостью ли Божьей, кармическими ли законами даруется нам наш организм или факт нашего рождения есть итог ничтожной вероятности, пока принципиального, значения не имеет. Важен факт: мое тело — носитель моего сознания. Хорошее ли, плохое ли, послушное или не очень, но оно здесь, со мной и среди иных ему подобных с момента рождения до смерти. Только во снах мы иногда покидаем его, часто не отдавая себе в том отчета, да и то, оставаясь при этом связанным с ним своего рода эфирным поводком. Назначение его — жить и развиваться, уготавливая почву для проведения в земную жизнь идей тонких тел собственной иерархии.

  С другой стороны, на нас, как на существах целостных, с точки зрения высших тел той же телесной иерархии, лежит задача наиболее рационального и бережного использования этого инструмента.

  Каждое низшее тело является по отношению к высшему своего рода фокусировкой или проекцией, соответствующей определенному уровню материальности. Представить сказанное можно, отождествив, к примеру, тело эмоций с самолетом, тело эфира — с автомобилем, а физическое — с трамваем. По мере нисхождения в плотные планы тела утрачивают степень своих свобод. В отличие от тонких, физическое тело имеет строго определенный пространственно-временной маршрут: от прошлого к будущему, в рамках трехмерного пространства, так же, как трамвай движется вдоль проложенных рельсов.

   К слову сказать, физический  мир еще отнюдь не самый ограниченный из существующих. Трансценденталист Д. Андреев свидетельствует о куда более убогих мирах, обладающих двумя, одной и даже совсем не обладающих координатами пространства. В отдельных мирах отсутствует всякий ход времени. Как не вспомнить здесь о “вечных адских муках”? Такое вряд ли приснится даже в самых кошмарных снах. Это и есть адские миры, самые суровые миры реальности. Соответственно координатам этих миров трансформируются и тела их обитателей. Последние мало чем схожи с привычным для нас понятием тела, тем не менее, сознание, хотя и крайне ограниченное свойствами тех миров, остается в наличии индивида всегда. Можно лишь догадываться, какие духовные муки сопутствуют жителям ада. Но, видимо, привыкнуть можно ко всякой реальности, даже если эта реальность — всего лишь плоскость.

  Наверняка, в каком-нибудь из плоских мирков какой-нибудь “ученый” не без успеха доказывает своему плоскому народу несостоятельность теории о существовании третьей координаты пространства, высмеивая опыт своих соседей по плоскости - трансцендентных путешественников. Предполагаю, что люди в этом отношении мало чем отличаются от такого горе-ученого, ибо сами давно отвыкли путешествовать во времени, летать в миры иные и общаться с Богом и ангелами.

  В рамках нашего мира придатком к собственно физическому телу существует так называемое пост-физическое тело, являющееся продуктом цивилизации. Иногда человек и не подозревает, что все то, что он производит в процессе своей жизни, несет в себе частицы его сознания. Наиболее эффективным аккумулятором такого пост-физического сознания являются продукты творчества человека: музыка, книги, картины. Несколько в меньшей степени подобными свойствами обладают и отдельные вещи: машины, дома и даже одежда. О душе оружия очень хорошо знают мастера воинских искусств. В данном случае сознание человека фокусируется до свойств и возможностей пост-физического объекта, вследствие чего сам человек превращается на некоторое время в автомобиль, танк, экскаватор, самолет или подводную лодку. Аналогично и тонкие тела облачаются на время более плотной материей. Это время и есть собственное время жизни плотного тела.

  Следующая ступень в иерархии носителей сознания — тело эфирное. С него начинаются трудности методологического характера, встают вопросы типа: верить ли в его существование и, если да, то применим ли в его исследовании рациональный подход.

  Многочисленные свидетельства авторитетных исследователей эфирного плана позволяют ответить на оба вопроса утвердительно. Такова позиция и автора данной книги. У эфирной материи не столь жесткие рамки, кои присущи физической. При должной тренировке почти каждый способен обнаружить в себе свойства эфирного тела. Большой практический интерес в этой связи представляет опыт по выводу своего эфирного тела из физического Р.А. Монро.

  Почему-то многие авторы, испытавшие свойства своих эфирных тел, определяют эфирное тело как тело любви. Любовь, в широком смысле слова, присуща всем телам без исключения. Что же касается любви в смысле сексуального влечения, то, безусловно, последнее имеет немаловажное значение для эфира, поскольку не ограничено физическим “скафандром”, но, тем не менее, даже сексуальность не является главным, определяющим признаком эфирного тела. Его самым характерным и важным признаком является движение, поэтому правильнее эфирное тело называть телом действия. Эфир связывает физическое тело с телом эмоций, преобразуя эмоциональные процессы в физиологические. Любое мышечное движение, включая речь, начинается с процессов эфирного тела, с его действия. Эти действия преимущественно автоматичные, не требующие постоянного присутствия сознания, хотя и менее автоматичные, чем физиологические процессы. Всякое движение тела физического является прямым следствием процессов эфирного тела. Именно эфирное тело главным образом является объектом сеансов гипноза.

  Свойства эфирного тела, а вовсе не какие-то законы разума исследовал Р. Хаббард в Дианетике. Внушаемость, боль, ощущения и целый спектр элементарных желаний — все это приходит к нам из недр нашего эфирного тела. Развитием качеств эфирного тела занимается мантра-йога, подвижные виды спорта. Вершин искусства владения этим телом достигают йоги-сидхи, мастера воинских искусств, маги. Наряду с человеком, достаточно высокого развития как физического, так и эфирного тела достигли многие виды животных.

  Очередное звено иерархии — тело астральное, имеющее в разных источниках разные наименования: тело желаний, тело страстей или тело эмоций. Последнее, на наш взгляд, есть наиболее удачное из его определений, поскольку оно отражает наиболее значимый его признак. Астральное тело - промежуточное звено между эфирным и ментальным телами. С одной стороны, эмоции являются причиной действия, с другой — следствием мышления. Обстоятельней об этом речь пойдет в главах об эмоциях и мышлении. Здесь же ограничимся утверждением соответствия астрального тела эмоциональным процессам психики.

  Волевые процессы астрального тела не столь вязкие, как в первых двух телах. Усилия сведены до уровня желаний. Эмоции более свободны, чем действия.
   
  Умеющему отделять астральное тело от первых двух открываются удивительные возможности путешествий вдоль самых причудливых сочетаний пространственно-временных координат, а также новые формы восприятия. Возможны, конечно, и прямые связи мыслительных процессов и действий, но лишь при достаточной автоматизации процессов эмоциональных. Общее же правило причинной связи психических процессов состоит в последовательности: мысль-эмоция-движение (если пока не брать во внимание тело духа).

   Четвертое тело иерархии — ментальное. К нему применимы также наименования - разума или мышления (но не ума, поскольку ум (ratio) - имеет более широкое толкование и относится ко всем телам иерархии без исключения). Ментальное тело – производитель мышления, промежуточное звено между монадой и телом эмоций.

   Трансценденталисты, достигшие сознанием высот чисто ментального восприятия, сталкиваются с существенными затруднениями, пытаясь описать свой опыт. Прошедшее и будущее становятся для наблюдающего одним неразрывным целым. Здесь отступают последние тайны времени, материи и пространства. Великие пророки: Иоанн Богослов, Мишель Нострадамус, Илия Фесвитянин, провидец Даниил Андреев черпали многие откровения именно из ментального плана.

   Личность, несмотря на то, что характеристика ее мышления продолжает являться ее существенным компонентом, на ментальном плане перестает быть центром психической структуры. На первый план выходит индивидуальность. Индивидуальность не знает понятия смерти, которое хорошо известно всякой личности. Смерть на ментальном плане вытесняется понятием трансформации, неразрывности сознания. Именно с этого плана до нас доходит информация о бессмертии души, о кармических законах и реинкарнации. Личность не может рассматриваться отдельно от приобретенного в течение жизни набора ее достоинств и недостатков, поскольку она и есть этот самый набор. Индивидуальность же, по мере путешествия по планам бытия, лишь примеряет на себя одежды личности, оставляя за собой право в любой момент отказаться от них, как в рамках жизни, так и за их пределами, разумеется, отработав собственные грехи (карму).

  Развитие как астрального, так и ментального тел во многом опирается на одни и те же методики: бхакти-йогу, раджа-йогу, литературу, театр, живопись, музыку. Но чаще связано с решением человеком сложных жизненных проблем и его умением при этом соблюсти приоритеты своих высших тел. Науки наиболее тесно связаны с сознанием ментального уровня.

  Пятое тело — монада, или тело духа. Оно являет собой суть нашей индивидуальности. Из него берет начало наше “Я” или “эго”.

  Нормально развивающаяся психика человека предполагает подчинение всей иерархии монаде, перераспределение и трансформацию энергии всех тел таким образом, чтобы избыток ее всегда использовался на духовные потребности, даже если ради этой цели необходимо пожертвовать удовольствиями низших тел.

  Распространенное ныне мнение о том, что духовные потребности вторичны по отношению к материальным, является заблуждением. Иллюзия их второстепенности складывается из того, что их удовлетворение вполне можно отложить во времени “на потом”, тогда как, скажем, физиологические — в пище, в воздухе и пр. — не терпят отлагательств. Речь в данном случае может идти лишь о рациональном распределении энергии, обеспечивающем оптимальное поддержание процессов низших тел. Понятно, что многим на голодный желудок трудно философствуется. Тем не менее, когда духовно значимая потребность становится доминирующей, какие-либо отговорки по поводу притеснения прав низших тел приняты быть не могут. Не потому ли люди ради высших идеалов, порой, жертвуют здоровьем и рискуют жизнью. Не потому ли и Христос взошел на Голгофу?

  Развитие духовного тела состоит в восхождении сознания до Божественного уровня, следуя законам Свободы и Любви. Восточные или западные психотехники могут тренировать лишь внимание.

  Тела шестое и седьмое весьма неполно могут быть определены рамками привычных понятий. С уверенностью можно утверждать лишь то, что Бог или божественное начало присутствует, в той или иной степени развития, в каждом из нас. Не каждый лишь способен заглянуть в такие глубины собственной души. С другой стороны, натяжек в пользу глобализации рассматриваемой здесь структуры души автору хотелось бы меньше всего. В ходе дальнейшего изложения тела космическое и нирваническое ради упрощения будут именоваться божественным уровнем.

  Полагаю, не лишним будет предложить читателю следующую концепцию взаимодействия рассматриваемых  тел.
 
  Существует всем известная связь между возрастом человека и степенью его развития. Развитие психики обусловлено двумя основными факторами: с одной стороны, нисхождением сознания и качеств тонких тел до физического плана, с другой стороны, встречным восхождением сознания личности путем развития ее физических качеств. Этот процесс напоминает сбор матрешки в единое целое. Целостность личности есть результат своего рода фокусировки всех видов тел. Развитие личности начинается с ее физического тела, особенно бурно после зачатия и до трех лет. Когда физический носитель достаточно оформлен, происходит та самая фокусировка всех тел иерархии в рамках нового физического носителя.
 
  Вначале упрочивается связь с эфирным телом, вследствие чего ребенок начинает все активней и сознательнее двигаться. Затем, по мере готовности, центр фокусирования смещается в направлении тела эмоций. Еще позже на личность нисходит, при должном встречном движении, тело и сознание мышления. Духовное тело фокусируется с физическим еще более позднее, да и то далеко не во всех случаях. Кто-то вполне благополучно проживает свою жизнь, не помышляя ни о каком, даже редком присутствии у себя духовного уровня сознания. Это так называемые “спящие”. И уж совсем в редчайших случаях — лишь у величайших личностей — происходит фокусировка собственной иерархии тел с божественным уровнем сознания, тогда их устами с нами говорит Бог. Такая фокусировка может быть как длительной, так и кратковременной. Но даже ради ее мгновения стоит жить. Имена живших на Земле богов - у всех на устах.

  Таким образом, предполагается, что непосредственно после процесса зачатия сознание индивида находится в расфокусированном состоянии. Сознание высших тел в момент зачатия отделено от физического плана. Этот процесс впоследствии становится полем их сотворчества. Он напоминает сборку механизма по чертежам тонких тел из материи, предоставляемой физическим планом (главным образом, пищи).

 Истинным творцом, закладывающим самые существенные черты в будущую личность, является наиболее развитое тело иерархии индивида. То тело, которое не развито, “спит” или расфокусировано по каким-либо иным причинам, будет отражено в личности самым примитивным образом. Расфокусировка тела мышления не позволит родиться толковому ученому, расфокусировка тела эмоций не явит на свет нового Шостаковича и Есенина, расфокусировка тела эфира не позволит родиться новому Брюсу-Ли. Расфокусировка тела духа и божественного сознания не даст человечеству нового мессию.

  Возникает вопрос: какая роль в процессе появления нового человека на свет отведена физическим родителям? Опять же, в качестве предположения. Родители выступают в роли моста между эфирными и физическими свойствами. Поясню. Отец функционирует в этом процессе в роли проводника программы тонких тел индивидуальности до физического уровня. Семя отца являет собой открытое окно, соединяющее разноплановые: материю, энергию, сознание, возможно, разные миры. Отделившаяся в этом процессе часть сознания высших тел переходит во вновь образуемое физическое. Основная заслуга физического отца в процессе оплодотворения состоит в том, что он замыкает семенем, как проводником, физический и эфирный уровни материи. Физический, как понимаете, ограничивается рамками гениталий матери. Эфирный уровень в то же время не так тесен. Если довериться Тибетской книге мертвых, то он подчинен определенным кармическим законам, согласно которым у будущих чад есть как ограничения, так и определенные свободы в выборе своих будущих родителей. В рамках этой свободы, ограниченной кармой, и берут начало все последующие родственные отношения в течение жизни. Задача матери — принять по этому проводнику частицу сознания будущего ребенка, выбравшего ее, доверившегося ей.

  Нетрудно представить, что должен существовать своего рода конкурс на право рождения у родителей обладающих развитыми, сильными телами иерархии. С другой стороны, великие мира сего могут родиться не у всякого того желающего. В особую категорию следует выделить библейское непорочное зачатие. Возможно ли такое в принципе? Следует сделать вполне обоснованное утверждение, если представить связь тонкой материи не только в направлении снизу вверх, когда семя физического отца является обязательным связующим звеном, но и сверху вниз, когда высшие тела, отделяя часть своего сознания, непосредственно связываются с физическим лоном матери без содействия физиологического производителя, будь тот хоть самим Иосифом.

  Подобные чудесные зачатия, преимущественно от умерших мужей и у женщин-сенсоров, порой, освещаются в прессе в качестве спорных версий. Увы, истинным магам, верно, такие явления не в диковинку. Во всяком случае, непорочное зачатие не труднее для рационального объяснения, чем та же телепортация.

  Завершая эту главу, резюмируем её моделью иерархии тел (рис. 1)
               
  Каждому из тел  соответствуют свои психические процессы.

Психические процессы:     Тела:

духовные __________________(Д) И  
               
ментальные ________________(М)   
               
астральные ________________(А)    
               
эфирные ___________________(Э)
               
физические               
(биопроцессы)______________(Ф)   Л

Рис. 1

  Чем тоньше тело, тем возможность влияния на его фокусировку личностью уменьшается, соответственно индивидуальностью возрастает. И наоборот, роль личности на фокусировку тел увеличивается по мере уплотнения тел иерархии. Резких границ влияния, т. е. строгого соответствия личности и индивидуальности определенным телам и их процессам не существует. Личностью является физическое тело и все его свойства, которые оно приобрело в течение своей жизни. Индивидуальность есть то, что предопределено еще до вступления индивида в физическую жизнь его высшими телами, оно усилено либо ослаблено в процессе физической жизни личности. Динамика развития заключается во встречной фокусировке всех тел в единую гармоничную структуру.


Рецензии
Владимир, добрый вечер!
По мере чтения этой главы вдруг ощутил, что перестала болеть голова.?! И даже испытал приятное лёгкое головокружение, но и непонятно чем вызванное, волнение.
С первого прочтения плохо усваиваются ступени иерархии тел, но понято, что нужно всю жизнь подниматься, и подниматься вплоть до божественного состояния, если сможешь.
Мне кажется, что мы сейчас живём почти всем миром в среднем где-то на самых низших уровнях, отдавая себя потреблению и развлечениям, а ещё хуже - пьянству и наркотикам. Кстати, как они влияют на продвижение по иерархии - опускают? Наркотики же включают невероятной силы эмоциональные переживания, В.Высоцкий творил именно в таких состояниях! Как эти состояния можно классифицировать?
По мере чтения первой главы подумал о сегодняшнем состоянии людей. Мощнейшая пропаганда со всех сторон, я вижу, опускает людей куда-то вниз. С украинским коллективным сознанием вообще трудно понять, что происходит - любые попытки общения с ними заканчиваются утверждением, что у вас, русских, промыты мозги Путиным и телевизором!!!))) При этом конкретные факты вообще убираются из рассуждений. Западное сознание тоже зомбировано утверждением, что Россия - такая, рассякая, враг. Есть некоторые различия между зомбированием сознания американцев и европейцев, но в данный момент они несущественны, хотя цели и смыслы у них отличаются. Есть китайское зомбирование, есть зомбирование постсоветских государств, заключающееся в том, что они все лучше России, но она им мешала развиваться, а то бы они о-го-го, чего достигли. Зомбирование Россиян тоже происходит, но путано, нет у государства единой точки зрения на происходящие процессы. Украинцев называем то просто украинцами, то националистами, то нациками, то нацистами, то фашистами. Но населённые пункты уничтожаем именно мы. Но это тоже стараются умолчать. Не разъяснены чётко причины войны, я уж себе пытаюсь сам их собирать и соединять, например очень вероятно то, что Украина, сосредоточив 150-тысячную армию вблизи Донецка, должна была захватить Донецк силой, а там уже много было наших граждан, получивших российские паспорта. Главное, что Россия не может себе позволить иметь под боком непрерывно усиливающегося врага, имеющего давнишние претензии к русским.
Т.о., на Земле идёт массированное зомбирование населения разными группами, находящимися у власти, но разновекторное. Как Вы думаете, этот процесс выводит людей на какой уровень иерархии?
Если ответите, буду Вам очень благодарен, а то не укладывается в голове эта разновекторность, этот хаос.
Спасибо, всего доброго,

Евгений Ермолин   29.07.2022 20:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений! В прочтённой Вами главе речь шла о иерархии телесных оболочек души любого из людей или существ. К украинской, американской, китайской темам я намерен обратиться, но не в рамках настоящей работы. Боюсь слишком далеко выйти за пределы рассматриваемого предмета. Не хотелось бы сильно манипулировать вниманием моего читателя и отвлекать его от основной темы работы - основополагающей для любой идеологии современности. Добра и удачи!

Владимир Селиванов 2   03.08.2022 13:52   Заявить о нарушении
Жаль, что автор так скупо отреагировал, ну да ладно.)

Евгений Ермолин   03.08.2022 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.