Взгляд через Босфор

     Особенность путей Отечества, в том числе проблематика дня сегодняшнего будет непостижима для исследователя сих процессов, если заниматься аналитикой только внутри границ сегодняшней России. Объективности ради, несмотря на постоянное нахождение под рукой всех ресурсов Сети, время от времени для очищения своего взгляда, замыленного многочисленными «разъяснителями»  понимания  мироустройства, необходимо, пользуясь появившейся в ковидном мире некоторой свободой перемещения, передвигаться по нашему общему планетарному дому.
   Почему именно Босфор? Скорее всего, именно потому, что наполненный геометрическими узорами черно-белый квадратик кода сегодня дает возможность проникнуть именно сюда с минимальными финансовыми и логистическими затруднениями. Кроме того, где же задуматься над судьбами наших народов и Отечества как не на границе Европы и Азии, на которых волею исторических судеб и располагается современная Россия.
    Путешествие сегодняшнего дня из имперской столицы России, именуемой ввиду постоянного столичного российского двоевластия северной, достаточно не затруднительно, благодаря тому же вирусу, очистившему не так давно отстроенный аэропорт Пулково от «лишних» путешественников. Переживания о дополнительных временных потерях при прохождении рутинной регистрационной процедуры из-за прибавившихся бумаг и цифровых идентификаторов оказываются излишними, поскольку девица за стойкой удостаивает их лишь беглым взглядом, проверяя само их наличие, не озабочиваясь наведением на обязательный квадратик камеры своего телефона. Остальное давно уже привычно и опять-таки ввиду безлюдности не занимает много времени.
   Однако после первых же шагов по земле турецкой, стамбульский аэропорт обрушивает твое, привыкшее уже к личному «ковидному» пространству и неторопливости сознание в бешенный водоворот толпы, спешащей переместиться в различные места планеты. И несет тебя людским потоком по огромному городу этого крупнейшего порта Земли, не давая ему (сознанию) по привычке последнего карантинного времени, не спеша сориентироваться и попривыкнуть к новым, предлагаемым обстоятельствам. Но это так, мелочи транспортного бытия, которые довольно скоро заканчиваются, оставляя лишь банную потливость взмыленного  километровой пробежкой тела под теплой питерской одеждой, неуместной уже в этом климате.
    Осмысление своего телесного и ментального присутствия в иной цивилизационной общности начинается позже, когда тело спокойно передвигается по мощенке одного из старейших городов планеты, возникшего задолго до обретения племенами наших земель признаков общей государственности. Пройдя внутрь грандиозных мечетей, гуляя по берегу Босфора и бухты Золотого Рога, понемногу чувствуется определенная схожесть цивилизационных путей нашего Отечества и государства пребывания. При всей религиозной и иной разности между нами, пути строительства государства Востока, начиная с момента отделения Восточной Римской провинции, ее преобразования в империю Византии и далее в империю Османов,а также сегодняшнего дня Турецкой республики схожи с нашими. Схожесть определяется имперским вектором развития и схожесть сия присуща всем имперским образованиям Планеты. Наша же похожесть с Турцией большая по сравнению с другими империями, оставившими след в земной истории, благодаря заимствованию господствующей религии именно отсюда. Таким образом, византийский дух перекочевал в Московию, заявившей о себе как о «Третьем Риме» после воцарившегося на здешних землях ислама. И речь не идет о том, что это было плохо или неправильно, речь идет о констатации фактов земной истории наших государств. Ведь когда на той или иной территории планеты образуется империя, дальнейший путь ее государственного развития будет определен именно этой имперской сущностью. То есть, далее пойдет экспансия и неизбежное военное противостояние с другими государственными образованиями по соседству. Потом будет неизбежный распад, уменьшение территории и постепенный переход в иную форму управления. Все эти этапы нами и османами пройдены. У нас провозглашены республики. Но само появление республиканской сути пока еще тормозится неизбежными последствиями существования империй. Наверное, с точки зрения  обычного обывателя этого или нашего государства, можно испытывать гордость за большие мировые бойни и массовые убийства себе подобных при осуществлении имперских амбиций. При взгляде же исследователя на эти «оправданные» исторические жертвы есть ощущение неразвитости разума у прошлых или даже современных деятелей и участников процессов, удовлетворяющих свои властные потребности путем греха убийства себе подобных. Участвовать в сем или нет – решение в современных условиях только за тобой. И отход от библейских заветов в этой плоскости не может быть оправдан никакими причинами, вроде приискания пропитания на имперской службе и тому подобного. Сейчас эти выводы будут однозначны и неизменны при взгляде как с холмов Москвы или берегов устья Невы, так и с берегов Босфора…


Рецензии