Социальная физика

         Физика – трактат древнегреческого философа Аристотеля (384 — 322 г. до н.э.). В трактате Аристотель доказывает, что в природе (физисе) находится начало движения (кинезис). Он приходит к мысли, что причиной бесконечного кругового движения должен быть неподвижный вечный перводвигатель (перпетум мобиле).
         Получается, что Аристотель – физик, основоположник доклассической ньютонианской физики. Он также как бы натурфилософ, поскольку размышляет о физисе (природе). Однако в школу античных философов-физиков, в милетскую школу, представленную Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом, Анаксагором не входит.
         Основателем первой в Древней Греции философской школы в г.Милет Малой Азии был Фалес (VII – VI вв до. н.э.). Ему принадлежат слова «всё из воды». Вода это первооснова (субстанция, субстрат), то, из чего происходит всё и куда возвращается (рождается и умирает), как бы ходит по кругу. И вот у этого бесконечного кругооборота есть стационарный вечный двигатель.
         Анаксимен (VI вв до. н.э.) считал, что первоначалом является воздух (пневма). Сгущение и разрежение воздуха – дыхание, которое, будучи душой, содержится у человека в теле.
         Предтечей древнегреческой философии была древнеегипетская мифология, точнее, космогония. Хотя версии космогонии в городах Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы имели отличительные особенности, общим в них было то, что первоначалом служил Хаос. Однако если в гелиопольской версии Хаос это пребывающая во тьме бескрайняя водная пустыня, безжизненный океан Нун, то в гермопольской версии Хаос это ничто, небытие, тьма. В одном случае Хаос это бытие, нечто, в другом случае Хаос это небытие, ничто.
         Как известно среди античных философов длительное время существовал спор, что первооснова, нечто, или ничто: одни утверждали «нечто из нечто», А есть А, другие говорили «нечто из ничто», А есть Б. В сущности, античные философы, как и древнеегипетские теософы, не зная того сами, решали, какой логикой следует пользоваться в мышлении, традиционной, или кривой?
         Проще говоря, уже в древности люди пользовались кривой логикой, хотя понятия кривая логика тогда не существовало. И тогда уже были приверженцы той и другой логики, что вызывало спор между ними.
         Теперь нужно сказать, что если в древнеегипетском политеизме, а также у Фалеса первоначало (нечто) находится в жидком состоянии, а у Анаксимена в газообразном состоянии, то в средневековом монотеизме это не вода и не газ, а твердь, прах, из которого взят человек и в который вернётся.
         В общем, получается, что философия вышла из мифологии также, как наука вышла из философии.
         Если философию вывел из мифологии Фалес, то науку вывел из философии французский мыслитель Огюст Конт. Вначале он назвал науку позитивной философией. Затем науку о природе, так сказать, физику он отделил от науки об обществе, от социальной физики, переименовав её в социологию, а не в социальную науку.
         О.Конт жил в эпоху великих перемен. В 1789—1794 годах во Франции произошла Великая французская революция, сменилась общественная формация. Требовалось на место старой теистической (метафизической) идеологии дворянства поставить идеологию нового господствующего класса – буржуазии.
         Поэтому Конт считал, что ядро идеологии, философия должна преобразоваться – стать позитивной. Нужно новое – «истинно положительное мышление».[c.24]  «Положительное» Конт характеризует как «реальное, полезное, достоверное, точное, противоположное отрицательному» [c.55-56]. Отрицательному, значит, недостоверному, неточному – ненаучному, спекулятивному.  Конт считал, что «положительное мышление всегда приводит к установлению точной элементарной гармонии между идеями порядка и идеями прогресс». [c.76]
         Как известно, в «отрицательном» мышлении, на котором базировалась монотеистическая идеология феодальных монархий, прозванная после Великой французской революции консервативной, нет места прогрессу. Это идеология с метафизическим философским ядром, в основе которого нет кривой логики и есть одна только традиционная логика, благодаря которой движение есть покой. Всегда воспроизводится одно и то же, А есть А. Нет никаких изменений - мутаций. Нет эволюции, развития и прогресса. Таков традиционный порядок механистической метафизики или метафизической механики – кинезиса Аристотеля.
         По сути, Конт, не ведая ничего о кривой логике, поскольку такого понятия в то время не существовало, предлагал установить «точную элементарную гармонию» между традиционной логикой и кривой логикой.
         Вслед за Огюстом Контом Адольф Кетле (1796—1874) рассматривал социальную физику как естественную науку об обществе.
         Предметом социальной физики, считал Кетле, является социальное тело. Олицетворяет социальное тело тип человека. Этот фиктивно созданный тип, слагаемый из разрозненных черт, есть средний человек. Построение этого социального тела или типа и изучение его частных изменений – главная задача социальной физики.
         Кетле считал, что социальный закон есть устойчивая тенденция изменения средних величин, либо устойчивая корреляция между несколькими характеристиками.
         Благодаря своей методике, что бы ни исследовал Кетеле, всюду он видел колоколообразную кривую. Почти всегда «ошибки» или отклонения от среднего послушно распределялись согласно описанному Лапласом и Гауссом нормальному закону, симметрично уменьшаясь по обе стороны от среднего значения. Благодаря этому их, ошибки, Кетле считал проявлением случайности, хаоса, а не закономерности, порядка.
Источник: https://vikent.ru/enc/326/
         Поскольку в психиатрии ошибка это заблуждение, околоумие, паранойя, то, на основании этого, мы можем решить, что в сущности Кетле, не понимая того сам, «очищал зёрна от плевел», традиционную логику от кривой логики, нойю от паранойи, ум от околоумия. Очищал порядок от хаоса, рациональное от иррационального.
         Социальное тело Кетле рационализировано. И если социальное тело считать элементом социальной реальности, общества, то и саму эту реальность надо считать рационализированной. В ней есть место только среднему человеку. Точнее, есть место средним, ничем друг от друга не отличающимся людям – этакой однородной массе во всём равных друг другу людей. Данное равенство социальных тел раскрывало, что это коммунистическое общество. Это «фиктивно созданный тип» общества.
         Реально в социальном мире рациональное должно быть смешано с иррациональным, порядок с хаосом. И в этой социальной смеси искать логику в традиционном смысле - «logos mixeos» Эмпедокла, а также симметрию - «simmetria krasis» Алкмеона едва ли имеет смысл. Ведь если «всё течёт» и изменяется, мутирует, если есть место превращению энергии, если А превращается в Б, А есть Б, то изменения подчинены не традиционной, а кривой логике.
         Тем не менее, прогрессивные изменения – прогресс принято связывать с разумом, умом, нойей, а не с околоумием, не с паранойей. Поэтому наука как источник новых знаний в своей методологии официально признаёт только традиционную логику – традиционализм. Наука избегает противоречий. Но «если формальная система высказываний непротиворечива, то она не полна». Об этом говорит теорема о неполноте австрийского математика Курта Гёделя (1906 – 1978).
         Эта теорема о неполноте Гёделя наводит на мысль, что для полноты формальной системе не хватает противоположной системы, несущей противоречия. Наука не может опираться на одну только традиционную логику. 
         Также и такая формализованная под идеологию, в которой ядром является философия с мышлением, опирающимся на одну только традиционную логику, коммунистическая система является неполной без противоположной ей буржуазной системы.
         Поэтому в ХХ веке в социальном мире были сбалансированы две противоположные подсистемы. Но когда коммунистической подсистемы не стало, то в ХХI веке обнаружился не просто социальный дисбаланс, социальная система оказалась не полной, представленной только иррациональной половиной. И возник вопрос, куда делась вторая половина полной социальной системы и «средний человек»?
         Ведь не трудно понять, что  в такой формализованной под идеологию, в которой ядром является философия с мышлением, опирающимся на одну только кривую логику, буржуазной системе, нет не только социального равенства, нет в ней места и среднему человеку, социальному телу Кетле. Нет места социальной физике как науке.
         Получилось как бы, что «средний человек» растворился в человеческом разнообразии, которое ассоциируется с хаосом. Стало быть, социальный хаос – отсутствие однообразия олицетворяет вторую половину полной социальной системы.
         Известно, что мерой хаоса служит энтропия. И поскольку полная (глобальная) мировая социальная система это замкнутая система, то уменьшаться энтропия не может. Поэтому мировой хаос некуда деть, хотя мировые державы пытаются сбагрить его, если не друг другу, то более мелким странам.
         В общем же, надо сказать, что сегодня хаос неполной мировой социальной системы ведёт страны к войне также, как ранее противоречие полной социальной системы в мировом масштабе вело к вражде её подсистем.
         Кроме того есть факт построения полной социальной системы не во всём мире, а в отдельной стране, локально. Примером является КНР.
         В США стихийно проблема неполной социальной системы решается другим путём. В США полевела одна из двух правящих буржуазных партий – демократическая партия.
         Корея – третий пример решения проблемы неполной социальной системы.
         Все эти примеры указывают на то, что реально социальная система неполной быть не может. Что-то препятствует этому. Так построение общества из «средних» - равных друг другу - людей не увенчалось полным успехом.          
         Также и во Вселенной энергия не может равномерно рассеяться в пространстве, а материя – распределится.  В этом причина бесконечного перераспределения, перемешивания – движения материи.
         В материализме пространство – атрибут материи, от слова атрибуция, установление принадлежности. Если это так, то пространство материально и не является вместилищем материи Вселенной. Вместилище не материально. Кроме того пространство и вместилище полностью не совпадают из-за ошибки. Эта ошибка бесконечно мала, но пренебречь ею мы не можем.
         Получается, что реально ничего среднего нет. Этому мешает ошибка. Ошибка – причина мутации: элемента эволюции. Но эти ошибки бывают полезными и вредными. Одни способствуют выживанию, другие мешают ему.
         Вернёмся теперь к космогоническим версиям древних египтян, к гелиопольской версии, в которой Хаос это бескрайняя водная пустыня, материя и к гермопольской версии, в которой Хаос это ничто, небытие, пустота. Если мы соединим обе версии, обозначив пустоту вместилищем, то получим в результате, что гермопольский хаос предопределяет гелиопольский хаос. Он разрушает однородную, гомогенную структуру океана Нун. Океан перестаёт быть неполной системой: превращается в полную, значит, противоречивую – амбивалентную, с точки зрения логик и мышления, систему. Он становится однородным и неоднородным одновременно.
         Итак, природа амбивалентна, а человечество не хочет мыслить амбивалентно. В результате оно не только расколото, но раскалывает социальную систему надвое, на две враждующие подсистемы. Оно не желает, чтобы в обществе социальное равенство и социальное неравенство сосуществовали. Игнорирует новый способ производства.    
 


Рецензии