Осиное гнездо

Было мне от силы лет пять, когда мне впервые позволили по приставной стремянке залезть на чердак нашей дачи. Помню:  он был заполнен обрезками досок, фанерой, оконными рамами  и прочим строительным хламом. Там стояла нестерпимая жара (день был солнечный), и пахло пересохшей пылью.
И тут мое внимание привлекла диковина: на стропиле крыши висел предмет правильной сферической формы серебристо-серого цвета размером с волейбольный мяч.
- Что это? – спросил я отца
- Осиное гнездо – ответил он.
- А осы в нем живут?
- Нет.
Дотронувшись до гнезда, я обнаружил, что оно сооружено из очень тонкого, прочного и гибкого материала, похожего на бумагу; с исподу было видно: гнездо состояло из нескольких оболочек, вставленных друг в друга, разделенных одинаковыми интервалами  пустоты. Каждая из оболочек снизу имела по отверстию: наружная – самое большое; следующая за ней – поменьше, и так далее, пока на четвертой–пятой не оставалась маленькая дырочка, достаточная лишь для того, чтобы оса могла пролезть внутрь гнезда. Меня, конечно же, интересовало, как гнездо устроено внутри, но я не стал его ломать - мне было жалко уничтожать такую красоту. Просто не верилось, что столь совершенную форму смогли изваять тупые суетливые насекомые, постоянно нам досаждавшие, - злобные твари, готовые в любой момент больно укусить, даже не имея на то никакого повода.
Образ осиного гнезда, увиденный в раннем детстве, надолго поселился в моем сознании, периодически наполняясь новыми смыслами. Когда я познакомился с концепцией Канта – Лапласа образования небесных тел, слоистая структура, полагаемая этой теорией для ранней стадии формирования протопланеты, напомнила мне об осином гнезде.
Когда я увидел снимки Юпитера, сделанные с близкого расстояния, факт наличия на его поверхности системы полос, параллельных экваториальной плоскости,  напомнил мне об осином гнезде, которое тоже имеет «широтные» полосы.
Прочитав у Маркса о том, что «самый плохой архитектор отличается от самой лучшей пчелы тем, что представляет сооружаемый им объект идеально», я тотчас же вспомнил про осиное гнездо. Более того, моя мысль пошла дальше, чем у классика: оса строит гнездо не в одиночку, а всем ульем, состоящим из сотен примитивных особей, и, тем не менее, они создают самую совершенную пространственную форму - сферу; это ли не пример спонтанного возникновения порядка из хаоса согласно закону природы?
С того чердачного визита прошла целая жизнь, но я не могу забыть того изумления, которое  испытал при виде осиного гнезда.  Возможно, это была ранняя интуитивная догадка об объективных законах, правящих миром, которая с успехом в дальнейшем оправдывалась по мере обретения научного знания.
Отсюда возникает следующая  гипотеза: в раннем детстве мы способны в общих чертах если не предвидеть, то предчувствовать наше будущее. Если это верно, то становится понятным,  почему малые дети часто ревут; ну, просто заходятся от плача!
                Май 2021 г.


Рецензии