Печёнкины

Печёнкиных в селе Горбатовка не любили. Причину уже никто толком не мог вспомнить. Рассказывали страшилки об их деде – изверге, который никому в селе житья не давал. Многим он жизнь испортил, своими доносами (якобы), выступлениями на собраниях (любил он правду-матку говорить, прямо в лицо, невзирая на былые заслуги). Времена были такими, многие пытались внести свой вклад в борьбу с врагами и вредителями. А за все его «подлости», выдали Печёнкиным крепкий дом, безвинно пострадавшей семьи, осужденной по навету, и сгинувшей в лагерях.

Правда сразу после начала Отечественной войны, дед оказался единственным, кто не дожидаясь повестки, ушёл на фронт. Собрал торбу, и уехал в райцентр. Больше о нём никто не слышал. Жена не получила ни письма, ни извещения от военных о смерти или пропажи без вести. Это обстоятельство породило много слухов. Кто-то утверждал, что не на фронт ушёл Печёнкин, а скрывается в тайге. Дезертировал. Кто-то был твёрдо уверен, что не дошёл Печёнкин до райцентра, порешили его родственники пострадавших или лихие людишки. Кто-то авторитетно говорил, что видели Печёнкина на фронте, да сбежал он к немцам, чтобы продолжить там зверствовать.

Жена Печёнкина попыталась выяснить судьбу мужа в военкомате, но там ей посоветовали успокоиться и ждать окончания войны, после чего, её муж-герой вернётся домой. Но в эту версию никто не поверил, и когда в село приезжал оперуполномоченный, ему задавали вопрос, о ходе поисков дезертира Печёнкина. А единственному сыну Печёнкина, на вопрос о папке, мама отвечала: «Воюет папка, разведчиком, потому и написать письмо не может».

Сына Печёнкина тоже не любили, хотя сын за отца не отвечает. И Павел отвечал сверстникам тем же. Учился он прилежно, времени на игры со сверстниками не тратил (с ним никто не играл, если честно), а больше помогал матери по хозяйству, и много читал. Ему даже дали общественное поручение, читать политинформацию. Сначала в школе, а потом и односельчанам. Правда дальше вопроса: «А когда закончится война?» дело не шло. Боялись, что неверно истолкует и сообщит куда следует, если спросить: «А когда сыто есть будем?» Павлу не нравилось отношение односельчан, и он мечтал уехать в город. Сначала учиться, а потом и остаться там жить, вместе с мамой. Но мама отвечала: «Вернётся отец с фронта, и где он нас искать будет? Эти (односельчане) ведь ему адреса не назовут, да ещё соврут, что сгинули мы!» Да и трудно было в те времена уехать из деревни так запросто.

Закончилась война, а от старшего Печёнкина не было никаких известий. Это едва не аукнулось Павлу, когда он вступал в комсомол. На вопрос об отце, он озвучил версию мамы, что вызвало хохот в кабинете. Но представитель райкома навёл порядок, нужен был ему этот толковый и грамотный парень в помощники. Так и стал младший Печёнкин комсомольским вожаком. Делал он всё правильно, но авторитетом не пользовался. За спиной поговаривали: «В отца пошёл, командует, и наверняка доносы по ночам строчит!» А младший Печёнкин, просто был сознательным комсомольцем. Он искренне верил в построение коммунизма, а пока всеми силами помогал оправиться стране от последствий войны. Он даже взял шефство над многодетной вдовой красноармейца, и помогал с продуктами. Но злые языки объясняли это по-своему: «Отцовские грехи замаливает, и наверняка в начальство метит! Или полюбовнице помогает!»

Женился Павел на городской, её прислали работать учительницей. У них родились двое сыновей, оба красавца. Старший Володя, вырос с крепкими кулаками. Стоило кому-то сказать недоброе слово о его деде или отце, как Володя сразу лез в драку. Младший Сергей вырос тихим интеллигентом, в маму. Он любил гулять по тайге, собирая съедобные ягоды: лесную смородину, шиповник, облепиху. А ещё любил фотографировать. Он придумал нехитрый способ: с одного и того же места фотографировать пейзаж в разное время суток и месяцев. В школе даже выставку его фотографий организовали.

Однажды отца нашли мёртвым с пробитой головой. Возвращался он домой поздно, а в кармане лежала зарплата, которую убийца не взял. Следователь выдвинул версию мести, но преступника не нашли. Злые языки злорадствовали: «Кто-то намолил его смерть! Или расплатился за грехи отца своего!» Бабушка не смогла пережить смерть единственного сына, и вскоре умерла. И снова перед Печёнкиными встал вопрос о переезде в город. Сыновья были за, а вот мама против. Она работала директором школы, и пользовалась заслуженным авторитетом. А сыновьям она дала добро на отъезд, но при условии, что каждое лето, они будут приезжать с детьми погостить.

Старший сын, отслужив в армии, осел в городе. Младший работал в городе, но каждые выходные приезжал к маме. Приезжал, и сразу в тайгу. Кого только не сватала ему мама, но он так и не женился. А у старшего сына родилась дочка, которая наотрез отказалась ездить в деревню, едва к её мнению стали прислушиваться.

Первым убили старшего сына, в стихийной драке за право покоса травы. И убили не ножом, а дрыном, и снова по голове. Как отца. Убийцу посадили, а невестка отказалась приезжать в деревню, в «этот проклятый дом». А следующим летом, в тайге пропал и младший сын. Его искали всем селом, сыграл авторитет матери. И вскоре его тело нашли. И снова с пробитой головой. После этого, в родовое проклятье поверила даже мать.

Спешно продав дом, она уехала жить к невестке в город, подальше от проклятого места, и поближе к внучке. Разбирая вещи покойной свекрови, она обнаружила коробочку с орденом Боевого Красного Знамени, которым был награждён покойный свёкор. Видимо он действительно был разведчиком, и погиб, выполняя задание. Орден был передан на хранение в школьный музей героев войны. Уже никого не осталось, кто был современником героя, и кто распускал о нём грязные сплетни. Молодёжь отдала формальные почести, а в текст экскурсовода были внесены дополнения.

Настало время, и бабушка захворала. Умирала она медленно, не жалея об этом. И постоянно приговаривала: «Скоро увижу своих мужиков. Жаль, что род оборвался, но на всё воля Божья…»


Рецензии