Ценные знакомства

     Человек разговаривал с духами, но не был шаманом.Шаманы оставались людьми традиции, но и они стали замечать, что тонкие миры, в которых стали жить не только ДУХИ СИЛ ПРИРОДЫ стали перенаселёнными. И среди духов сил природы стали бывать замеченными, у шаманских микрофонов, какие-то другие духи, - точно, - не сил природы.

     Наш герой не умел разговаривать с духами сил природы, и шаманскую школу не собирался заканчивать, он был интеллектуалом и глубоко презирал тех, которые вместо того, чтобы читать произведения классиков, вызывают и расспрашивают их духов в ночь непосредственно. Приголублев, Иван Петрович, считал, что духов великих людей, а том числе духов писателей-классиков нельзя вызывать по пустякам.

     Иван Петрович считал, что будущее литературы и вообще человечества, важнее, чем сдача какого-то экзамена, даже Единого Государственного. Но, умея разговаривать с духами великих писателей, Иван Петрович Приголублев, не умел отделять в словах духов великих людей ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ ПРОШЛОГО от Сведений о БУДУЩЕМ.

    Пригорюнившись из-за ограниченности своих способностей, и думая о том, что если бы он умел отделять действительное прошлое и вероятное будущее, друг от друга, в словах духов, то он бы решил проблему путешествий не только в будущее, но и в прошлое, сочинитель Иван Петрович стал вызывать духов великих писателей:

     "ДУХ Чехова витает в русском театре. В сочинениях одного современного писателя, на их страницах, блуждает ДУХ Льва Николаевича Толстого. ДУХ Фёдора Михайловича Достоевского в том, что даже униженные и оскорблённые, собой, жизнью и людьми, склонны к ДУХОВНЫМ ИСКАНИЯМ".

     - Я как предчувствовал появление чего-то такого, что будет ОТВЛЕКАТЬ людей от ЧТЕНИЯ больших сочинений. И смотрите, - теперь нужно писать кратко и ёмко. Я писал пьесы, рассказы, в крайнем случае, - повести. А нудных романов у меня нет, - заявил дух Антона Павловича Чехова. - Но вы, Фёдор Михайлович, со своими идиотами и братьями Карамазовыми со мной не согласны?

     - Но почему же не согласен? Иной рассказ для мало читающей публики бывает гораздо полезнее. чем мучить себя чтением большого романа, - ответил духу Чехова дух Достоевского. - Хороший, то есть глубокий рассказ, как МОЛИТВА, а от произнесённой молитвы всегда больше пользы, чем от траты времени на ЧТЕНИЕ больших, но пустых РОМАНОВ.

     - Пустых романов не бывает. Это многоголосное, многослойное произведение. Как бы ни был плох роман, он всегда, - не пустой. Что-то полезное в нём может оказаться, - возразил духу Достоевского дух Льва Николаевича Толстого. - И если среди многих голосов романа найдётся хотя бы один голос, что сообщает что-то значимое читателям, то роман уже написан не напрасно, и он не совсем пустой.

     - Согласен с Вами, Лев Николаевич, хотя бы в этом согласен, - вынужден был произнести такие слова дух Фёдора Михайловича Достоевского.

     - У вас, Лев Николаевич, в одной только "Войне и мире" столько голосов, которые сообщают ЗНАЧИМЫЕ слова! - вступил в разговор духов великих писателей Иван Петрович Приголублев. - И голос князя Болконского, и Пьера Безухова, и самого Кутузова. А ещё Платона Каратаева!

     - Вот только Наташа Ростова, - ухмыльнулся дух Антона Павловича Чехова.

     - Чем Вам не нравится Наташа Ростова, - нахмурил изображение своего лица дух Льва Николаевича Толстого.

     - Я всё никак не могу понять, что нам сообщает её голос в романе. И у меня есть предположение, что у Наташи Ростовой, - рабская психология. И она ничего не хочет с ней делать, не хочет менять её на что-то более стоящее, - стал говорить дух Чехова. - А я всегда призывал, каждого человека, выдавливать из себя, по капле, раба.

     - Да, так уж выдавливали люди из себя рабов! Мы видим, к чему это привело! -  возмутился дух Достоевского. - Вам, Антон Павлович, не пошло на пользу пребывание в виде одного только духа. А между тем даже оттуда, где мы с ВАМИ коротаем свою вечность, ВИДНО, что ПОЛУЧАЕТСЯ, когда человек избавляется в себе от РАБА БОЖЬЕГО.

     - Фёдор Михайлович, давайте не будем показывать наш вечный спор тому, кто вызвал нас поговорить. Может быть, у него какая-нибудь другая, в нас, надобность? - помог вернуть разговор в нужное русло дух Антона Павловича Чехова, и Приголублев, Иван Петрович, был благодарен ему за это.

     - Пусть о своей надобности скажет сам, пригласивший нас сюда, - резонно заметил дух Льва Николаевича Толстого. - Какие мысли мучают Вас, Иван Петрович?

     - Не то чтобы мучают, так, - немного беспокоят, - начал спрашивать Приголублев. - Я не знаю, куда идёт человечество, к свету или во тьму? А может быть, к своему полному исчезновению?

     - Нашли о чём спрашивать! - пошутил дух Чехова. - Лучше бы спросили, что-нибудь, о Вашем личном  будущем.

     - А вы знаете ВСЁ о моем будущем? - с испугом в голосе спросил духа Чехова Иван Петрович Приголублев.

    - Мы знаем не всё, но лично мне нравится рассуждать о будущем отдельного человека, а не всего человечества, - размышлял дух Антона Павловича. - Думая о своё личном будущем, маленький человек имеет возможность УВЕЛИЧИТЬСЯ в своих ДУХОВНЫХ или хотя бы ДУШЕВНЫХ РАЗМЕРАХ.

     - Вынужден согласиться с Антоном Павловичем, - заявил дух Фёдора Михайловича Достоевского. - Часто размышления не только о человечестве в целом, но даже об отдельном обществе, ведут к дурным последствиям, делая человека или ИДЕАЛИСТОМ, или УТОПИСТОМ, или, что гораздо хуже, - беспринципным, бессовестным и буйным РЕВОЛЮЦИОНЕРОМ.

     - Правильно, Фёдор Михайлович, что Вы заговорили о ПРИНЦИПАХ и об отсутствии СОВЕСТИ у некоторых РАДЕТЕЛЕЙ БЛАГА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, - стал рассуждать дух Льва Николаевича. - За своими ПРИНЦИПАМИ человек часто скрывает ОТСУТСТВИЕ у него СОВЕСТИ. Беру на себя смелость, Иван Петрович, заявить Вам, что наличие СОВЕСТИ, и в настоящем, и в интересующем Вас будущем, - это СВЕТ, а её отсутствие, даже прикрываемое какими-то ПРИНЦИПАМИ, - это ТЬМА.

     - Надо только напомнить Вам, Лев Николаевич, что СОВЕСТЬ - это то, что может быть ПОЛЕЗНЫМ человеку в отношениях с представителями его БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ,  а ЧЕЛОВЕЧЕСТВО и даже отдельное ОБЩЕСТВО, устроены не совсем так, как обычно организуется БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ человека, - попытался ввести разговор в русло, чем-то напоминающее о науке, дух Антона Павловича Чехова, который при своей жизни, был образован, как врач. - Вы же не собираетесь, Лев Николаевич, говорить о том, как, например, отношения между государствами строить на следовании зову СОВЕСТИ?

     - Нет, не собираюсь, Антон Павлович, - начал свой монолог дух Льва Николаевича Толстого. - Меня, как впрочем и вас больше, чем судьба государств, интересует ЧЕЛОВЕК. А ЗОВ СОВЕСТИ - это ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, и Иван Петрович спросил нас совсем о другом. Он спросил нас о том, КУДА идёт ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, в СВЕТ или во ТЬМУ, а не о том, как оно будет УСТРОЕНО в БУДУЩЕМ. Отдельные люди, у которых есть СОВЕСТЬ, и они редактируют свои МЫСЛИ и ДЕЙСТВИЯ, ПОСТУПКИ и всю свою жизнь в соответствии с требованиями СОВЕСТИ, - это, конечно, СВЕТ. Но то, что кто-то, из отдельного общества, а тем более, из всего человечества, идёт к СВЕТУ. Совсем не означает, что ЧЕЛОВЕЧЕСТВО не  идёт во тьму или к полному своему исчезновению.

     - Браво, Лев Николаевич, пессимистично, но браво Вам!  - снова ухватился за нить протекающего разговора дух Фёдора Михайловича. - Вы натолкнули меня на мысль, что лучше, даже не отдельному обществу, а всему ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ИСЧЕЗНУТЬ совсем, чем разрешить ему окончательно погрузиться во тьму.

     - Это что, - предсказание? - испугался Приголублев.

     - Не забывайте, Фёдор Михайлович, - едко заключил дух Антона Павловича Чехова, если исчезнет всё человечество, то исчезнут и те люди, что повинуясь велениям своей СОВЕСТИ всегда шли к СВЕТУ, а не во тьму.

     - Тогда, что же делать, Антон Павлович? - спросил духа Чехова Иван Петрович Приголублев. - Многие говорят, что СВЕТ поглощается тьмой. Так, что же? Будущего у СВЕТА нет, он поглотится тьмой?

     - Ну, что, Антон Павлович? Может быть, порадуете нас своими НОВАТОРСКИМИ предложениями? - стал спрашивать дух Чехова дух Льва Николаевича, - Ведь в ваших произведениях, Антон Павлович, было место и ОПТИМИЗМУ.

     - Не мне судить о моём ОПТИМИЗМЕ, Лев Николаевич. В моих произведениях много СМЕШНОГО, и я лично всегда считал и смех, и юмор вещами более ОПТИМИСТИЧЕСКИМИ, чем упаднические явления, - стал подводить к своему выводу дух Антона Павловича, и вывод последовал немедленно. - СВЕТ, своим СМЕХОМ, Иван Петрович должен так ПРОНЗАТЬ тьму, чтобы он заставлял ПОГРУЖЁННЫХ во ТЬМУ, если не СТЫДИТЬСЯ, то хотя бы ОПАСАТЬСЯ ПОСЛЕДСТВИЙ своего ТЁМНОГО ПОВЕДЕНИЯ. К сожалению, Иван Петрович, и Ваше будущее будет построено, в том числе и на СТРАХЕ. То, что погружённые во ТЬМУ будут испытывать СТРАХ перед ПОСЛЕДСТВИЯМИ, для себя любимых, своего ПОВЕДЕНИЯ - это условие движения к СВЕТУ всего остального ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

     - Не пахнет ли это очередной УТОПИЕЙ? - поинтересовался дух Льва Николаевича Толстого.

     - Да, вполне возможно, я вверг себя и Ивана Петровича в очередную УТОПИЮ. Но сказать,Лев Николаевич,чем пахнет моё размышление, - не могу. Вы же знаете, Лев Николаевич, у нас с Вами, как у духов, нет обоняния, -ответил дух Чехова.

     - А что думаете вы, Фёдор Михайлович, о предложении Антона Павловича. О каких последствиях речь идёт? В том числе и об экономических, наверное?

     - Я, Лев Николаевич, если и занимался ЭКОНОМИКОЙ, то одного лишь литературного журнала, и этих моих экономических знаний недостаточно, чтобы сделать вывод об УТОПИЧНОСТИ или РЕАЛИСТИЧНОСТИ предложений Антона Павловича. В отличие от МОРАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, в ПРИНУЖДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ я смыслю мало, но лично меня ЭКОНОМИЧЕСКОЕ и ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ раздражало. А сделать вывод о том вызывает ли СТРАХ, у погруженных во тьму, возможное их ЭКОНОМИЧЕСКОЕ принуждение, я могу только один: когда ЗАТРАТЫ погружённых во тьму будут восприниматься ими не просто как  огромные, а как РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ, то...

      Дух Льва Николаевича, поморщив изображение своего лица, прервал размышления духа Фёдора Михайловича:

     - Ну почему нельзя было то же самое выразить покороче?

     - Кто говорит мне о краткости, Лев Николаевич?! У самого-то, у Вас, есть фразы, которые невозможно дочитать, чтобы не вернуться к их далёкому началу. Для их понимания. Если кому и упрекать меня за длинноты, то Антону Павловичу, -  немного раздражённым тоном заявил дух Фёдора Михайловича Достоевского, а Иван Петрович Приголублев проснулся.

     Но не следует думать, что Иван Петрович мог разговаривать с духами великих писателей толоко во сне, он мог разговаривать с ними, как и шаманы, - с духами сил природы, и НАЯВУ, когда ЯВЬ было трудно ОТЛИЧИТЬ от СНОВИДЕНИЙ.

     Нельзя сказать, что шаманы следили за тем, как разговаривает с духами великих людей, а не сил природы, Иван Петрович Приголублев, но это точно, - многие из них, возвращаются в родные места с университетским образованием.

     Может быть, для того чтобы понимать не только ДУХОВ СИЛ ПРИРОДЫ, но и ДУХОВ некогда живших на Земле великих людей?

     Но не будем вводить в заблуждение читателей, а то некоторые из них пойдут учиться к шаманам, и сами убедятся, что дело общения с духами обстоит совсем не так, как здесь написано.

     А Ивану Петровичу Приголублеву вполне достаточно его способа ОБЩЕНИЯ с ДУХАМИ. Вот только НАУЧИТЬСЯ бы ему ОТДЕЛЯТЬ, в словах духов, то, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО было, от того, что с БОЛЬШОЙ вероятностью БУДЕТ.   
    


Рецензии
По моему так чудесно написано.И юмор прекрасный и умно.Давно такого не читал.Свежий юмор ещё не затасканный и актуальный.Я бы сказал на злобу дня.Сло хороший.Леша.

Алексей Фофанов   30.11.2021 16:20     Заявить о нарушении
Честно говорю, - не ожидал такой хорошей оценки именно этого рассказа. Большущее спасибо, и Вам незатасканных тем и решений!

Светлан Туголобов   30.11.2021 16:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.