В виде исключения

           Как у нас ломали «дрова» или о бизнесе по-русски. Но надо отдать должное – в те времена ещё встречались люди в руководстве, которые могли взять на себя ответственность в противоречии с устанавливающимися свыше правилами. Сейчас, думаю, такое – почти нереально: практически всех выдрессировали. Мне в своё время надоели ходы конём со стороны государства, оно действовало по праву сильного, но сильного шулера, когда законы издавались задним числом и за прошедшее время приходилось платить налоги, а так же за незаконные штрафы, когда оповещения приходили после назначенных сроков. К тому же и с людьми возникало немало заморочек, так как все у нас числились хозяевами, только вот ответственности у многих значилось не более нуля. Поэтому хотелось, чтобы спокойно и честно работать, заняться этим в одиночку. Но и здесь возникло много неожиданных для меня сюрпризов. Вот о них и пойдёт речь.
Поначалу решил заняться мебелью, так как до этого прошёл «курсы» на частном предприятии от чернорабочего до заместителя директора и со многими нюансами был знаком. Хотя и до этого уже немало всего насмотрелся, но душа всё ещё противилась не честным отношениям с государством и надеялся, что одному это не составит такой уж большой проблемы. Но как оказалось – не тут-то было. Законы словно издевались и запрещали реализацию мебели даже на заказы без сертификации и тем более продавать через торговую сеть и даже самому лично. И наказывали, при негласном условии – если попадёшься. Хотя эта сертификация – не более чем липа, а ответственности практически – никакой, начиная с материалов и заканчивая изделиями – одна видимость «правильной деятельности», с расчётом, что мало найдётся тех, кто отважится доказать в противном случае. Я изготовил несколько вариантов мебели, но магазины по понятным причинам не брали их на реализацию. Делал её летом на даче, так как средств арендовать помещение не было, все они уходили на материалы, да и надо было подготовиться к зиме, чтобы сэкономить. А поскольку с реализацией получилась загвоздка, на зиму искать помещение не имело смысла. Небольшую часть смог реализовать только близким людям. Правда, поздней осенью удалось договориться с одним знакомым, который взял несколько образцов, как будто сам изготавливает, якобы для изучения спроса – под честное слово. Удалось пристроить и большую часть своей продукции в достаточно большой мебельный магазин под реализацию с таким же словом. К моему удивлению магазин через некоторое время исчез вместе со всей мебелью, и им уже занималась доблестная милиция. А так как предъявить мне было нечего, то и труд мой тоже испарился вместе с магазином. Когда же обратился к знакомому, тот ответил, что ничего не реализовано. Я решил посмотреть и был поражён, так как мебель на себя не походила, а попросту – потеряла товарный вид. Оказывается, её использовали в своих целях. Хозяин предложил уценить, но я махнул рукой – дескать: «Дарю!» И отчалил. С торгашами играть по-честному – оказывалось зачастую бесполезно.
Поскольку зимнее время позволяло, поэтому решил совершить экскурсию по административным органам – хотел просканировать реальную ситуацию. На то, что меня будут встречать с объятиями, я не рассчитывал, а вот на тёплые отношения настраивался сам, так как до этого они были, мягко говоря, прохладными и не очень дружелюбными.  За это время мне пришлось немного поумнеть, если раньше пытался качать права, но чаще только наживал дополнительные заморочки, потому что с государственными предприятиями бодаться бесполезно. К тому же, когда толком не владеешь рядом нужных законов, поэтому нередко нарывался на недовольства, раздражения и выговоры со стороны сотрудников, да ещё и на дополнительные штрафы. Чтобы этого не происходило, решил засунуть свои амбиции и права подальше, находить контакт и популярно по-человечески объяснять, в надежде, что у нас ещё многие сохранили не только человеческий облик.  Что и начал делать.
Для начала отправился в центр стандартизации. В кабинете, в который вошёл, сидело несколько человек. Я поздоровался, пожелал всем удачного дня и задал вопрос: «К кому мне обратиться по вопросу сертификации?» В левом от меня углу женщина показала на стул рукой, произнеся: «Проходите, садитесь». Я задал несколько наводящих вопросов, скорее ни о чём, но требующих пояснения, чтобы разговорить человека. А дальше начал задавать по направлению того, что действительно интересовало:
– Скажите, пожалуйста, мне, как индивидуальному предпринимателю по изготовлению мебели, а работаю один, обязательно надо сертифицировать мебель?
– Обязательно! – прозвучал утвердительный ответ.
– А если делаю на заказ?
– Не имеет значения! – она сослалась на статью закона.
– Но это же абсолютно не реально, – последовал мой ответ.
– Почему же не реально?
– Вот смотрите, – начал объяснять я, – к примеру, мне человек заказывает кухонный стол и две табуретки. Следующий заказывает шифоньер, другой прихожую и так далее. Остановимся пока на первом – стол и табуретки. Прежде чем их сделать для заказчика, по закону надо получить сертификаты на данные образцы. Для данного центра необходимо изготовить, как минимум, по два образца каждого предмета, то есть – два стола и две табуретки, которые мне разломают. А за это надо будет заплатить не менее, как на порядок дороже их стоимости. Ещё и везти, к примеру – в Омск, так как в Кургане данная услуга не предвидится. Да ещё и срок – в лучшем случае – не более месяца. К тому же, по упомянутым выше причинам, дешевле оказаться моя мебель никак не может. Вы же понимаете, что с заказчика данные расходы не возьмёшь, он попросту откажется от завышенных цен. Допустим, Вы, заказчик, даже по срокам, будете ждать месяц, а скорее всего – гораздо более? Когда в магазине или на мебельном предприятии они есть готовые или кто-то изготовит быстрее, не обременённый сертификацией.
– Нет, конечно!
– А теперь поставьте себя на место предпринимателя. Будете выполнять такой заказ, если он вам обойдётся как минимум раз в десять дороже, чем получите от реализации? То есть работать себе в убыток. Аналогично и с другой мебелью.
– Знаете, никогда об этом не задумывалась, да и никто с подобными вопросами не обращался.
– Что же получается? Как предпринимателю – зарегистрироваться можно, а на деле – заниматься этим честно – нет, точнее не имеет смысла. Что можете посоветовать в данной ситуации?
– Я ничего посоветовать не могу! Обратитесь к начальнику отдела, может он что-то подскажет.
В отделе зашушукались. Видно было, что к разговору все прислушивались. Я поблагодарил за ответы и подсказку и направился в кабинет начальника. Там произошло то же самое. И меня направили к директору. Того на месте не оказалось, подсказали, что будет после обеда. С директором у нас произошёл аналогичный разговор. Но этот всё понимал и знал. В итоге я задал вопрос: «Значит, честно работать не получается, приходится обманывать государство?» На что, подумав, директор ответил: «Я выдам тебе такое разрешение – в качестве исключения. Напиши заявление на моё имя и опиши свои аргументы. Договорились!» «Хорошо, подумаю!» – был мой ответ.
Следующим этапом шла налоговая инспекция. Здесь у меня накопилось много вопросов по расходам и как это проще оформлять. К тому же договорился с одним знакомым по реализации радиодеталей, у него был свой подобный магазин. Их в своё время выкупил у предприятия, на котором работал. Мне хотелось вернуть хотя бы часть средств, которые истратил на приобретение. Я завёз детали, рассортировал, но когда дошло до дела, тот отказался. Детальки, большей частью копеечные, а наименований более двух тысяч. Он пояснил, что опухнешь отчитываться. И предложил мне самому заниматься или решить вопрос по упрощению с отчётностью. Что и пытался тоже разведать в инспекции. Я предлагал несколько вариантов, но, ни один не приняли и своего не предложили. Что касается расходов при изготовлении мебели, здесь вообще смех на палочке. Поскольку объёмы небольшие, считать гвозди, шурупы и прочую мелочёвку, фурнитуру, лакокрасочные и другие материалы, рисовать эскизы с описанием, всё это сопоставимо со временем изготовления. Кроме того приходится в процессе делать какие-то приспособления, оснастку, станки и много другого, по сути тоже, что и на предприятии, пусть и в упрощённом виде. А чтобы включить их в расходы, а иногда это получается солидная часть, здесь – то же самое – время, время и ещё раз время. К тому же нередко, что-то покупать или заказывать приходится у частников, так как у них дешевле, а это акты закупа. Короче – рисования и писанины в итоге не меньше, а чаще гораздо больше по времени, чем работы связанные с изготовлением мебели. Хотя данные художества никому не нужны и вникать в них желающих – вряд ли найдётся. Поэтому никто на это не идёт и даже на предприятиях, восполняя затраты другими, а попросту обманными путями или как говорят – списание чохом. Получается, что государство само толкает на путь обмана, не предлагая упрощенные варианты. Пройдя по кабинетам, и, дойдя до начальника городской инспекции, я ничего не добился и направился в областную.
Там не стал мелочиться и записался сразу к начальнику. И надо отдать должное на этот раз мне просто повезло: начальником оказался институтский знакомый по комитету комсомола. С ним не нужно было ходить кругами. Он выбрал из мною предложенных вариантов наиболее подходящие на его взгляд, что касалось расходов на изготовление мебели и учета продажи радиодеталей, и сказал: «Пиши заявление с подробным описанием своих предложений, я подпишу разрешение на них в виде исключения. Так сказать – в виде эксперимента». Говорить ему, что уже одно исключение мне пообещали – не стал.
Дальше мой путь лежал по кабинетам администрации. Теперь у меня уже был какой-то опыт. Здесь я собрал все вопросы и с самой мелкой инстанции начал открывать двери. А поскольку объём информации был больше, то и время на объяснения и показы на пальцах, требовалось гораздо больше. Здесь было то же самое: «Ой, я это не могу! К нам с такими вопросами никто не обращается». «А может, потому и не обращаются, что здесь их не решают?» Правда, делал это без ехидства и гонора. Они извинялись, разводили руками и отправляли дальше.  В конце беседы я им указывал: «Зачем тогда такая табличка на двери и предлагал повесить под ней другую – из того, что видите выше, здесь мало, что решаем! И стрелочку-указатель – куда дальше. Пожалуй, так было бы честнее». Пройдя городскую администрацию, не солоно хлебавши, я лишь пополнил багаж своего своеобразного общения. Ни один серьёзный вопрос они, оказывается, разрешить так же не в состоянии. Пришлось отправляться в областную.
Здесь я сразу записался на приём к Богомолову, но очередь оказалась солидная и соответственно срок ожидания тоже, поэтому решил посетить и его зама по предпринимательству. Но предварительно всё-таки пришлось пройти через пару кабинетов. Но в них та же история. И вот я у зама. Мужик оказался нормальный, мы с ним запросто пообщались. Ему и объяснять ничего не пришлось: они же знают всю эту «кухню». Недолго думая, он предложил мне написать заявление с предложениями и добавил: «В виде исключения это разрешу!» Я рассмеялся и немного рассказал про исключения. «К сожалению, в такие уж условия нас сегодня ставят». – Промолвил он с грустью, разводя руками.
Ни одно исключение я использовать не собирался, да и мебелью заниматься тоже. Общая картина мне стала понятна. Снизу, никто ничего решить не может, принять решение могут только  руководители приличного масштаба и то в качестве исключения, если они захотят взять ответственность на себя. Понятно, что это дадут не каждому. Но если и суметь его получить, то надо будет подтверждать регулярно. Даже исключение не гарантирует, что тебя пронесёт во всех ситуациях. К Богомолову на приём я не пошёл: не имело смысла.
Почему многие вопросы, не стоящие выеденного яйца, не решаются из года в год? Тогда мне было не понятно: даже в голову не могло придти, что Земля захвачена инопланетной цивилизацией. Всё списывалось на чью-то халатность и если уж припирало, находили стрелочника, а тот, кто это организовал всегда оставался в стороне. Столько сложностей, всё так обставлено, столько бесполезной и никому не нужной работы, что и нередко сам бес ногу сломит, хотя он же создаёт эту систему, но – для нас. Главный шулер в этой игре даже не государство, а надгосударственное управление. Те, кто захватили нашу планету и выживают с неё людей. Потому и творится этот маразм. А государственные чиновники, купившие на это ради кресла, денег и привилегий, продают свой народ, хотя многие не понимают, а некоторые под принуждением обстоятельств. Рога обламывают любому руководству, если их исключения противоречат замыслам захватчиков и могут серьёзно им навредить. К тому же, почти все сейчас управляются компьютером. В этой игре помочь может только знание и наше объединение на разумной основе.
Надо сказать, что мои похождения не остались без внимания. И весной городская администрация пригласила меня на встречу по вопросам начинающего предпринимателя, хотя я уже к этому времени с ним покончил. Приглашённых было всего двадцать человек, поэтому оказанная мне честь удивила. Все были уже матёрые предприниматели, по большей части в какой-то степени знакомые. Но что меня поразило – от начинающего предпринимателя они были уже дальше, чем администрация. Стоящих вопросов, а тем более предложений услышать от них не удалось. Я же в их глазах со своими вопросами и предложениями выглядел, как белая ворона.


Рецензии