Ганноверцы на троне Англии Часть 2. Георг II
Прогуливаясь с нашими дачными друзьями по парку, мы заприметили, что большую часть посетителей составляют женщины.
- Должен сказать, что женщины вообще более активны, - задумчиво проговорил Александр Иванович. - Пожалуй, в любом возрасте. Обратите внимание, в театрах, музеях, в консерватории большинство посетителей именно женщины. Вообще, на мой взгляд, женщина, как человеческая особь, как человеческий вид более совершенна. Недаром ей свыше предназначена высокая и ответственная роль – продолжение рода человеческого.
Заметив, что Вероника Павловна слегка приотстала от нас, Александр Иванович, подождал супругу и, оглядевшись, предложил отдохнуть в стоящей неподалеку беседке.
- Моя Вероника Павловна так и не научилась отдыхать. Она непременно старается преодолевать себя. Как английская королева Каролина, супруга Георга II.
- Александр Иванович, а вы обещали нам рассказать про них.
- Давайте присядем здесь на лавочки и поговорим.
Как вы помните, Георг Людвиг стал королем Англии Георгом I в 1714 году. Королю тогда было 54 года, а его сыну, Георгу Августу, будущему королю Георгу II – 31 год.
- Уже не мальчик, но муж.
- Да, вполне разумный возраст. Георг II воспитывался в Ганновере и получил хорошее образование. Он изучал общую и военную историю, генеалогию и тактику ведения боя. Помимо французского, немецкого и итальянского языков, ему, по настоянию бабки Софии, мечтавшей об английской короне, преподавали ещё и английский. Говорил он по-английски вполне сносно, хотя от немецкого акцента ни он, ни его жена, королева Каролина, так и не избавились до конца дней.
- А внешне как он выглядел?
- Постараюсь набросать виртуальный портрет. В интернете легко можно найти его реальное изображение. На кресле торжественно восседает мужчина довольно приятной наружности, с голубыми, слегка на выкате глазами, и характерным тяжелым подбородком. Позировать он предпочитал сидя, ибо роста был невысокого, и испытывал по этому поводу трудно укротимый комплекс. Георг II не любил рослых людей, носил ботинки на толстой подошве и высокие парики.
С париками - отдельная история. Поскольку по характеру Георг II был человеком самовлюбленным и истеричным, то во гневе он имел привычку срывать парик и бросать его, куда попало. Чаще всего на пол, где он принимался яростно топтать его ногами.
- Манеры, однако, малодостойные королевской особы.
- Это случалось только в приступах раздражения. Обычно же, особенно на публике, Георг II вел себя вполне пристойно и очень старался понравиться. Был он по-немецки до чрезвычайности педантичен. Каждый день у него был расписан по часам. В точно означенное время он вставал, ел, спал, по гамбургской привычке отдыхал после обеда, занимался делами, совершал обязательные прогулки с королевой. Даже, пардон, любовью король занимался строго по распорядку. Придворные шушукались, заприметив, как король маячил с часами в руках у дверей любовницы, чтобы войти точно в срок, минута в минуту. Да и сами любовницы проговаривались, что покидает он их также, строго по часам, нередко просто сидя в кресле и дожидаясь времени выхода.
- А сколько у него было любовниц?
- Две. Как у отца. Меньше он не мог себе позволить, потому что неизменно доказывал, что он никак не хуже отца. К тому же, Георг II любил демонстрировать свою исключительную вирильность.
Он отличался сентиментальностью. Возможно, виной тому послужила внезапная и трагическая разлука с матерью, отправленной отцом в заключение. Тоска по матери у него, безусловно, была, но он её ещё и усугублял намеренно, распаляя в себе ненависть к отцу.
Когда Георгу II исполнилось 22 года, и подоспела пора жениться, он до объявления каких-либо официальных намерений, решил заранее, инкогнито, встретиться с предназначенной ему в супруги девушкой. Не хотел повторить ошибки отца, и намеревался жениться не по договоренности, а по любви.
В июне 1705 года, под псевдонимом «месье де Буш», Георг в компании с преданным другом отправился в свою летнюю резиденцию в княжестве Ансбах, чтобы познакомиться с Каролиной Бранденбург-Ансбахской. По счастью, Георг был тотчас очарован красивой и благородной наружностью невесты, а главное – её покладистым, мягким характером и спокойным, тихим нравом. Нетерпеливый принц добился скорейшего заключения брачного контракта. Через пару месяцев, в августе 1705 года Каролина прибыла в Ганновер. Свадьбу сыграли, не откладывая, тем же вечером.
- Каролина его позже не разочаровала?
- Нисколько. Свою жену Георг искренне любил и гордился её красотой. Правда, за безмятежным спокойствием Каролины Георг не сумел угадать, что жена его была очень умна. Она же, быстро распознав все достоинства и недостатки супруга, поняла, что в своей самонадеянной заносчивости он не потерпит ни малейшего превосходства над собой. Поэтому, если она хочет остаться королевой Англии, то должна примениться к своему «маленькому деспоту».
- Нелегкая задача!
- Взаимопонимание и взаимные уступки неизбежны в семейной жизни. Георгу самому ещё долго пришлось мириться с распоряжениями отца. Он, к примеру, хотел принять участие в войне против Франции во Фландрии, но отец не разрешил ему вступить в армию и рисковать жизнью до тех пор, пока у него не будет сына и наследника.
Наследник, сын Фредерик, появился в начале 1707 года. Тем же летом Каролина серьёзно заболела оспой и заразила Георга, который неотступно был рядом с женой во время её болезни и нежно ухаживал за ней. По счастью, благодаря усилиям врачей оба супруга выздоровели.
- А оспины на лице остались?
- И Георг II и особенно Каролина опасались этих неприятных последствий, но …обошлось.
Спустя время, у Георга и Каролины родились ещё три девочки: Анна, Амелия, и Каролина.
И в 1708 году Георг принял участие в битве при Ауденарде. Он смело скакал в авангарде ганноверской кавалерии, конь под ним был убит, но Георг остался невредим.
- Проявил-таки свою храбрость.
- Трусом он не был. Да и самовлюбленность всегда выводила на первый план.
Когда Георга Людвига I провозгласили наследником английского престола, он отправился в Лондон вместе с сыном, поскольку языка он не знал, а к помощи переводчика прибегать не желал. После коронации отца, Георг Август получил титул принца Уэльского. Он участвовал в правительственных заседаниях, в торжественных мероприятиях, и чрезвычайно гордился собой, вызывая раздражение и негодование отца.
Вскоре к Георгу Августу присоединилась Каролина с дочерьми.
- А старший сын?
- Сын Фредерик по распоряжению короля Георга I остался в Ганновере.
- Довольно безжалостное решение.
- Представляю, как рыдала Каролина и как негодовал Георг Август.
- Сколько париков истоптал?! Да и пресловутая проблема отцов и детей ведь только усугубляется.
- Конечно. Но первое время родители ещё надеялись, что вскоре Фредерик приедет в полюбившийся им Лондон. Сразу скажу, что они увидят сына только через 14 лет, после смерти Георга 1.
- Ну и история.
- Однако, вернемся к Лондону. В ту пору столица Великобритании была в 50 раз больше Ганновера, и население составляло почти полтора миллиона человек. Довольно быстро молодой, достаточно привлекательный и любезный принц Уэльский набирает популярность у англичан. Ведь он, в отличие от сумрачного и молчаливого батюшки, вполне сносно изъяснялся на их языке, да ещё расточал бесконечные похвалы в адрес Лондона и его обитателей.
Тем временем, Георг I который по-прежнему оставался курфюрстом Ганновера, собрался в родную Германию. Принц Уэльский в упоении представлял, как его, по заведенному в Англии обычаю, его назначат регентом, и он останется за главного. Но Георг I, словно в насмешку над сыном , назначил его «временно исполняющим обязанности правителя с ограниченными полномочиями». То есть Георг Август не мог принимать никаких важных решений без одобрения короля. Удар был очень ощутимый. Возможно, горемыка даже плакал от ярости и бессилия.
- А Каролина утешала.
- Более того, она, как всегда исподтишка, подсказала ему некие идеи, которые он вскоре представил и осуществил, как свои собственные. С женой и детьми Георг совершил турне по южным регионам страны, раздавая при этом щедрую милостыню и пожертвования. Затем он произвел смотр войск и провел инспекцию кораблей. И, наконец, принял личное участие в тушении пожара в Лондоне, снова продемонстрировав недюжинную храбрость. А потом выделил немалые средства на нужды пострадавших. Симпатии лондонцев к принцу ещё более усилились после совершенного на него покушения в театре.
- А кто же покусился? Вроде лондонцы его полюбили?
- Во время театрального представления какой-то безумец попытался пробраться в его ложу и даже застрелил охранника. Принц при этом проявил такую невозмутимость и хладнокровие, что публика отметила овациями его смелость и олимпийское спокойствие. Георг Август купался в лучах славы и народной любви.
- А что отец?
- Вернувшийся из Ганновера отец вместо того, чтобы похвалить наследника, пришел в бешенство от рассказов о подвигах сына. Но приходилось мириться. Тем более, что 13 ноября 1717 года у Георга Августа и Каролины родился ещё один сын. Вопреки желанию родителей король распорядился, чтобы мальчика назвали Георгом Вильгельмом. И в крестные отцы выбрал герцога Ньюкастла, которого принц откровенно ненавидел. В результате, во время священного обряда между принцем Уэльским и крестным отцом новорожденного произошла стычка, едва не приведшая к дуэли.
Воспользовавшись этим, король заявил, что не может доверить воспитание своих внуков такому неуравновешенному и необузданному родителю. А посему забирает к себе новорожденного мальчика и трех дочек.
- Ну, это уж никуда не годится. Старшего сына дед оставил в Ганновере, да ещё и всех остальных детей отобрал! А как же парламент?
- Парламент не может идти против закона. Дуэль в Англии категорически запрещена, и малейшие нарушения строго караются. Такова была кара за возможную дуэль, в которой наследник престола рисковал жизнью.
- Представляю, сколько горьких слез пролила Каролина, и сколько париков истоптал Георг Август!
- Слёзы Каролины помогли, и позже король разрешил видеться с детьми раз в неделю. Но тут случилось несчастье. Малыш Георг Вильгельм, лишенный неусыпной материнской заботы, тяжело заболел. Врачи посоветовали королю вывезти ребенка из города на свежий воздух и предоставить заботам матери. Георг решительно отказал, а три месяца спустя ребенок умер.
- Бедные родители!
- После этой непоправимой трагедии противостояние между королем Георгом I и принцем Уэльским переросло в настоящую холодную войну. Свою резиденцию, Лайчестер Хаус, принц превратил в настоящий оплот оппозиции, где собирались все недовольные королем.
В 1727 году король в очередной, кажется, в шестой раз, отправился в любимый Ганновер и по дороге внезапно умер.
- Полагаю, что принц с женой не сильно отчаивались
- Ничуть. После того, как Георга II, которому к тому времени было уже 43 года, провозгласили новым королём Англии и курфюрстом Ганновера, он объявил, что не поедет в Германию на похороны отца. Надо сказать, что англичане восприняли это заявление с пониманием и даже с одобрением.
Георга II торжественно короновали в Вестминстерском аббатстве 11 октября 1727 года. Композитору Георгу Фридриху Генделю поручили написать четыре новых гимна для коронации.
Георг II приступил к исполнению обязанностей короля. И тут Каролина осторожно предложила мужу свою помощь, поясняя, что она в меру своих ограниченных возможностей, просто будет выполнять мелкую секретарскую работу. Георг II благосклонно согласился. Каролина вскоре нашла полное взаимопонимание с премьер-министром Уолполом и, как поговаривают, исподволь влияла на многие ответственные решения.
Помимо чрезвычайной осмотрительности в решении государственных вопросов Каролине приходилось мириться с присутствием любовниц и в Лондоне, и в Ганновере, во время инспекционных поездок на историческую родину. Возлюбленных своих Георг, кстати сказать, ничуть не скрывал, и даже, совсем уж немыслимое дело, писал жене о них со всеми подробностями, прося советов, как у друга и умной, опытной женщины.
- Тут он её ум признавал? Какую же выдержку надо было иметь бедной Каролине!
- А что со старшим сыном?
- Со старшим сыном, как всегда у Ганноверской династии, возникла очередная проблема. После смерти малыша Георга Вильяма, Каролина вскоре снова родила мальчика. Назвали его Вильямом Августом, и он стал любимчиком семьи и лондонцев, поскольку родился на английской земле, и первый из ганноверцев с детства говорил на их языке, естественно, безо всякого акцента. В отсутствие старшего брата, на всех торжественных мероприятиях очаровательный и смышленый Вильям с удовольствием исполнял обязанности, возложенные по обычаю на принца Уэльского. Теперь же из Ганновера должен был приехать законный принц Уэльский, старший сын Фредерик. Эта перспектива оказалась сложной не только для набалованного Вильяма, но и для всей семьи. Поэтому приезд Фредерика бесконечно откладывался, чему немало дивился и сам Фредерик, и весь Ганноверский двор, да и англичане.
Только через год после смерти деда и коронования отца, Фредерик, которого родители 14 лет назад оставили в Ганновере семилетним ребенком, прибыл, наконец, в Лондон. Каролина представляла, как она встретит своего первенца, протянув к нему руки для объятия, и позовет, как в детстве, Фрицхен. Но теперь перед ней стоял 20-летний, невысокого роста мужчина с типичными для ганноверцев светло голубыми глазами, и тяжелым, упрямым подбородком. А слева, в Каролину обеими руками вцепился любимый сын Вильям, напряженно и недоброжелательно глядя на нивесть откуда возникшего старшего брата.
Недоуменная неприязнь, родившаяся в первые минуты встречи, не исчезла со временем. Ход истории, перейдя на новый уровень, покатился по набитым прежде зазубринам. Как некогда его отец, Георг II, новый принц Уэльский, обосновавшийся в отдельном особняке, требовал повысить денежное содержание. И, уезжая в Ганновер, король назначил регентом не принца уэльского, а королеву Каролину. В скором времени лондонцы начали снова развлекаться сплетнями о неурядицах в ганноверской семье, о любовных похождениях принца, о его страсти к азартным играм, и о его непомерных долгах.
- Вряд ли такая репутация радовала родителей и способствовала налаживанию отношений в королевской семье.
- Чтобы прервать череду беспутных несуразностей, в 1735 году, принц Уэльский, по настоянию отца, женился на 16-летней принцессе Августе Сакс-Готской. Всё еще процветающий в Лондоне, Гендель по этому поводу сочинил новый торжественный гимн. Однако жизнь молодой четы не обратилась в мирную и безмятежную идиллию, хотя Фредерик несколько остепенился. Но денег по-прежнему не доставало, и ему снова пришлось обратиться с просьбой увеличить денежное содержание.
Король так категорично и сурово отверг все притязания сына, что разразился публичный скандал. Вмешался умный и умелый премьер-министр Уолпол. Он уговорил Георга несколько повысить сумму денежного содержания, и ссору притушили.
Но в июне 1737 года новое немыслимое недоразумение. Принц Фредерик, под покровом ночи, вывёз беременную жену из королевской резиденции, чтобы исключить присутствие венценосных родителей при родах, чего требовал придворный этикет.
Фредерика за это отлучили от двора, и переселили в Лестер-Хаус[, где когда-то обитали его опальные родители. И так же, как прежде Георг и Каролина, Фредерик завел здесь собственный двор, который стал новым оплотом оппозиции.
Августа с течением времени родила принцу девятерых детей. Но отношения с родителями принца только всё более ухудшались. Причем настолько, что принцу Уэльскому с супругой отказали в проживании во всех королевских дворцах, и семья переехала в дом, предоставленный им друзьями. Содержание молодой чете выделяли недостаточное, и принц, стараясь не влезать в долги, пристрастился к карточной игре. Причём, это были странные игры, когда богатые друзья намеренно проигрывали ему.
В ноябре 1737 года королева Каролина, долго скрывавшая ото всех свои недомогания после многочисленных родов и выкидышей, слегла. Фредерик кинулся к матери, чтобы на смертном одре просить у неё прощения. Но король не велел его пускать. Как всегда, не смея возражать мужу, Каролина через премьер-министра Уолпола отправила Фредерику теплое и примирительное послание.
Королева Каролина умерла 20 ноября, и её похоронили в Вестминстерском аббатстве. Бедного Фредерика король не допустил даже на похороны матери.
- Да он просто чудовище, этот Георг II!
- Однако «это чудовище» смерть жены глубоко и по-настоящему потрясла. Последние дни он не отходил от её постели, и ухаживал за умирающей с трогательной нежностью.
Но вот характерная деталь. Когда Каролина посоветовала ему не держать долгий траур и вступить в новый брак, тот, заливаясь слезами, уверил её, что новый жены у него никогда не будет. «Но у меня будут любовницы», доверительно прошептал он ей по-французски.
После смерти матери принц Уэльский стал примерным семьянином, Вместе с женой и 8 детьми принц поселился в Кливдене, где часто охотился и рыбачил. Как и все ганноверцы Фредерик любил музыку, недурно играл на альте и виолончели, интересовался наукой и искусством, занимался спортом. Позднее он увлекся и стал настоящим энтузиастом входившего тогда в моду крикета. Нередко он сам принимал участие в игре. Неожиданно для всех 20 марта 1751 года Фредерик скончался в возрасте 44 лет. Врачи обнаружили какое-то нагноение в лёгких. Историки иногда полагают, что причиной болезни мог стать удар мячом в грудь во время игры в крикет или теннис.
- Какая нелепая смерть!
- И ещё несуразность. Спустя два месяца после смерти Фредерика на свет появилась его последняя дочь.
Принца Уэльского похоронили в Вестминстерском аббатстве. Наследником престола был объявлен его старший сын, 12-летний Георг Вильям Фредерик. До совершеннолетия регентом при нем оставалась мать - Августа, вдовствующая принцесса Уэльская. Её сын стал королём Георгом III в 1760 году.
- А что король Георг II?
- После смерти жены и сына его постигла ещё и смерть любимой дочери Луизы. В последние годы он, нередко без одобрения своих министров, участвовал в европейских войнах, непопулярных в британском обществе.
К концу 1760 года Георг II ослеп на один глаз и плохо слышал. Утром, 25 октября, он поднялся, строго по расписанию, в 6 утра, выпил чашку горячего шоколада. Стоящий в коридоре камердинер неожиданно услышал шум падения и грохот разбившейся посуды. Король лежал на полу в беспамятстве. Спустя мгновение он умер. При вскрытии врачи диагностировали аневризму аорты.
Георгу II было 77 лет. Похоронили его в Вестминстерском аббатстве. В завещании Георг II повелел, чтобы соприкасающиеся борта его гроба и гроба жены удалили, так чтобы после смерти они снова были вместе.
Свидетельство о публикации №221112701583