50 копеек

         В 1970 году, на 4-м курсе я и Месье решили куда-нибудь устроиться на подработку. Многие ребята подрабатывали, кто где: на сортировке посылок при вокзалах, кочегарами в котельных, а Васька - сторожем на Миусском кладбище.  Обсуждалась даже идея продать свой скелет для учебно-научных целей.
         Сначала мы пошли на КТС (комбинат твёрдых сплавов) по объявлению, что требуются кочегары в газовую котельную. Нас не взяли, так как это был объект повышенной опасности, и надо было иметь соответствующую квалификацию.

        Потом Месье увидел объявление, что требуется воспитатель в детский сад, и , сопровождаемый нашими шутками,  отправился на собеседование. Внешний вид его: черный, с похожим на цветы , ярким красным орнаментом на груди свитер, волосы, спадающие на лоб и уши — по моде тех лет, и монголоидные черты лица не  внушали доверия.  Заведующая вежливо ему отказала, хотя Месье показал ей свой студбилет,
       Синекура на кладбище была занята, но кто-то из ребят сказал, что в автобусном парке, рядом с МИИТом, требуются рабочие. Мы иногда бывали в столовой  этого автопарка, среди  студентов её называли «Адские водители»,   работала она круглосуточно.
       Нас приняли на работу без лишних вопросов. Работать надо было с  8 вечера до 8 утра, через  сутки. Итого 15 смен с оплатой в 90 рублей. Нас с Месье поставили в разные смены. Работа заключалась в замене автобусных колёс. Надо было, подкатившись, лёжа на тележке, под автобус, установить домкрат под колесом, снять колесо при помощи пневмогайковёрта, отвезти колесо на участок балансировки, взамен получить и поставить проверенное и подкаченное.  Работа для меня была  нетяжелой, но очень грязной. После работы шли в душ, но руки полностью не отмывались и сохраняли запах солярки и солидола.
 
      Я работал с напарником Николаем, который был старше меня и не был студентом. Он сказал, что студенты не задерживаются на этом месте работы, и что ему постоянно приходится обучать новеньких. Особенно он упирал на безопасность работ, которая сводилась к тому, что прежде чем снять колесо, надо было подложить под раму два колеса друг на друга.
     Когда я обслужил свой первый автобус, ко мне подошёл водитель и протянул  50 копеек. Я стал к его удивлению отказываться, но тут подошел Николай, взял деньги, потом прочитал мне нотацию, что я нарушаю установленный порядок, что я сбегу через месяц (как в воду глядел) а ему тут работать.  Я взял эти 50 копеек и в дальнейшем уже не шёл против системы.
     В 12 часов ночи по расписанию был обед, вот тут-то пригодились эти чаевые в «Адских водителях».

     Конечно, на следующий день после работы я отсыпался и в институт не ходил. Один только раз я вынужден был прийти на 1-ую  пару на сдачу зачета, не успев сходить в душ. Преподаватель посмотрел на мои грязные руки и  испачканное лицо, спросил: «Что с работы?» , поставил зачет и отпустил с богом.

           Через месяц, получив получку, мы с Месье уволились. Но я и сейчас помню о 50-ти  копейках, на которые я брал в столовой 1-ое, 2-ое и компот.

                Ноябрь 2021


Рецензии