Письмо С. С. Алексееву
по вопросам законодательства, законности и правопорядка
товарищу Алексееву С.С.
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Радикальная экономическая реформа опирается на два взаимосвязанных и взаимозависимых принципа: самоуправление и самофинансирование всех предприятий независимо от формы собственности. Самоуправляющееся и самофинансирующееся предприятие не несёт никакой ответственности по обязательствам государства в лице органов государственного управления, но и государство тоже не несёт никакой ответственности по обязательствам самоуправляющихся и самофинансирующихся предприятий, функционирующих на принципах полного хозрасчёта. А функционирование на принципах полного хозрасчёта невозможно без доведённого до известного крайнего предела процесса обособления каждого отдельного предприятия от государства, в лице органов государственного управления. Процесс обособления предприятия означает также обособление права собственности на результаты деятельности отдельного предприятия от права собственности на само предприятие и связанный с ним процесс обобществления результатов деятельности всех отдельных предприятий посредством товарно-денежных отношений, через рынок. После выплаты всех обязательных налоговых и арендных платежей, коллектив самоуправляющегося и самофинансирующегося предприятия является собственником результатов деятельности предприятия, товаропроизводителем. Этот процесс происходит, будет происходить путём преодоления всех тех противоречий, которые реально существуют, которые возникают, ... возникнут в будущем. Там, где кончаются противоречия, останавливается развитие, прекращается сама жизнь.
В сфере трудового права эти противоречия представляются наиболее существенными. Один их перечень свидетельствует об этом. Необходимо пересмотреть само содержание понятия «право на труд», гарантированного Конституцией [СССР]: прекратить отождествление этого права с обязательным трудоустройством на государственном предприятии. Создание мобильной экономики с рациональной системой перераспределения рабочей силы между территориями и отраслями предполагает существование системы хозрасчётных органов по трудоустройству и профориентации, а также замену чисто символического выходного пособия реальным пособием на время переквалификации и на время трудоустройства, выплачиваемым за счёт бюджета социальной солидарности либо социального страхования.
Самоуправляющееся предприятие коренным образом меняет содержание понятия «администрация», которая уже не является представителем органа государственного управления на предприятии, а становится исполнительным органом самоуправляющегося трудового коллектива. Кто и с кем в таком случае заключает «коллективный договор»? Не следует ли в таком случае заменить чисто символический «коллективный договор» утверждаемым самим самоуправляющимся трудовым коллективом реальным уставом самоуправляющегося трудового коллектива, составленным в соответствии с законодательством о труде? И не на годдва, а на неопределённый срок, что не исключает возможности внесения в него оперативных изменений и дополнений конференциями самого трудового коллектива.
Содержание понятия «трудовой договор» также коренным образом меняется. Кто и с кем заключает «трудовой договор»? И не происходит ли замена понятия «приём на работу» понятием «приём в состав трудового коллектива»? Содержание понятия «трудовой спор» также нуждается в существенных уточнениях. И роль профсоюзного комитета в разрешении трудовых споров [тоже]: ведь и администрация, и профком, и совет трудового коллектива выбираются одним и тем же контингентом избирателей – трудовым коллективом предприятия. Не оказывается ли профком излишним звеном в рассмотрении трудовых споров и не сведётся ли его функция к решению вопросов социального страхования, к роли страховой или больничной кассы? Управляемое профсоюзами «государственное социальное страхование» было для своего времени прогрессивным явлением, но с переходом предприятий на самофинансирование, по крайней мере, часть расходов следовало бы исключить из бюджета социального страхования. Те же взносы, которые обязаны уплачивать все предприятия, следовало бы разделить на три части:
отчисления в фонд страхования временной нетрудоспособности;
отчисления в фонд страхования [от] несчастных случаев на производстве, профзаболеваний;
отчисления в фонд пенсионного страхования.
Эти отчисления должны быть дифференцированы по отраслям и территориям. Следует ограничить выплаты по временной нетрудоспособности из средств социального страхования. Например, ограничить эти выплаты 50% среднего заработка с возможностью доплаты из фонда социального развития предприятия до полного заработка, с возможностью оплаты лекарств, ухода и других лечебных расходов из тех же средств. Необходимо отказаться от оплаты путёвок в дома отдыха и туристических путёвок (...) за счёт средств социального страхования – для этого есть фонды социального развития предприятий.
Существующее законодательство о труде излишне детализировано. Самоуправляющееся и самофинансирующееся предприятие само в состоянии решать многие вопросы, отягощающие законодательство о труде, в том числе все вопросы нормирования и оплаты труда, определения тарифных ставок (окладов), установления и применения премиальных систем, доплат и натуральных выплат единственно в зависимости от финансового состояния предприятия. Самоуправляющееся и самофинансирующееся предприятие само в состоянии решать такие вопросы, связанные с трудовым законодательством, как определение продолжительности рабочего времени, режима работы предприятия, сменности, продолжительности работы в ночное время, организация сверхурочных работ, предоставление перерывов для отдыха и приёма пищи, предоставление дней еженедельного отдыха, а также связанные с ними вопросы оплаты. Например, само предприятие может определять не только продолжительность основного и дополнительного отпуска, но и размеры оплаты отпускных сумм, порядок предоставления отпуска без сохранения заработной платы и с частичным сохранением заработка в случае простоя, длительного отсутствия работы, перевода в резерв, длительной нетрудоспособности ...
Самофинансирующееся предприятие не несёт никакой ответственности по обязательствам государства, по обязательствам других предприятий и обязательствам политических и общественных организаций. Предусмотренные законодательством льготы и компенсации, связанные с выполнением рабочими и служащими гражданских и общественных обязанностей в рабочее время, предполагают сохранение не только места работы (должности), но и среднего заработка. Если средний заработок выплачивается за счёт предприятия, это никак несовместимо с самофинансированием на деле, когда каждый платит по своим счетам. Образно говоря, кто платит, тот и музыку заказывает, и кто хочет слушать музыку, тот должен платить! Так значительны предоставляемые гарантии и льготы в связи с выполнением [обязанностей], предусмотренных Законом СССР о всеобщей воинской обязанности, включая выходные пособия, сохраняемый средний заработок, а также расходы, связанные с получением профессии после выполнения соответствующих воинских обязанностей, справедливо было бы отнести на счёт средств военкоматов и на счёт сметы Минобороны. Аналогично следовало бы действовать в других случаях выполнения рабочими и служащими государственных и общественных обязанностей:
при выполнении обязанностей, связанных с осуществлением избирательных прав, и при выполнении депутатских обязанностей;
при участии в работе съездов, пленумов, конференций;
при участии в работе народного контроля, при участии в работе комиссий по назначению пенсий
В этих и других случаях сохраняемый средний заработок и другие, связанные с ним расходы должны относиться на счёт бюджета соответствующих организаций и органов. Здесь не может быть места благотворительности. То же при явке в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, переводчика, понятого и т.д., поскольку правосудие осуществляется в интересах всего общества, а не одного самофинансирующегося предприятия, обязанностью которого является уплата налогов, взносов и других предусмотренных платежей в бюджет.
Гарантии и компенсации не в связи с выполнением государственных и общественных обязанностей нуждаются в определённом уточнении. Необходимо снять ограничения с компенсационных выплат, связанных с командировками и переводом на другую работу, поскольку самофинансирующееся предприятие само способно определить их размеры. Другое дело – доплаты подросткам за неотработанные часы, доплаты до среднего заработка при переводе на лёгкий труд, оплаты перерывов для кормления ребёнка. Все эти доплаты следовало бы осуществлять за счёт средств социального страхования, как и соответствующую часть отпускных сумм. Так как служба в армии включается в стаж, дающий право на пенсии и пособия, Минобороны обязано участвовать в финансировании бюджета социального страхования соответственно численности лиц, находящихся на военной службе. Это относится и к другим аналогичным случаям: учёба с отрывом от производства, загранкомандировки, частично оплачиваемые отпуска и т.д. Что же касается льгот для лиц, совмещающих работу с обучением, то все они должны осуществляться за счёт средств органа или организации, давших направление на обучение, либо за счёт банковского кредита, получае¬мого обучаемым. Если предприятие не нуждается в подготовке специалистов определённого профиля, то никто не вправе принуждать его к этому.
Таковы вкратце противоречия в области трудового права, возникшие и возникающие в процессе осуществления радикальной экономической реформы. Но сферой права эти противоречия, естественно, не ограничиваются. Они проникают во все сферы права и экономики.
С уважением...
08 августа 1989 г.
Примечание
Сергей Сергеевич Алексеев (1924 - 2013) – крупный, если не крупнейший советский и постсоветский юрист, первый и последний Председатель Комитета Конституционного надзора СССР, советского аналога Конституционного Суда: назначен Постановлением Съезда народных депутатов СССР от 23 декабря 1989 г. № 975-I. В Интернете и СМИ распространено мнение, что он, как и А.А. Собчак, Л.С. Мамут и С.М. Шахрай – непосредственный автор (соавтор) текста действующей с 12-го декабря 1993-го г. Конституции РФ. Другие интересные подробности профессиональной и человеческой биографии г-на Алексеева можно легко уточнить в Интернете...
Что касаемо предложенной вниманию интересующихся читателей публикации, то она отражает взгляды и интересы автора в те непростые и трагические времена. Большие люди и великие события отчётливее видится на временном расстоянии – истина, открытая поэтом. И сейчас, глядя в безвозвратно ушедшее прошлое, можно сказать так: Образно говоря, мы слишком большое внимание уделяли расцветке обоев в разваливающемся доме, а ведь к тому времени СССР де-факто распадался: о своём государственном суверенитете уже объявили последовательно три прибалтийские союзные республики: Эстонская, Литовская, Латвийская ССР...
Уже через полтора месяца после этого письма примеру прибалтийских сепаратистов последовала Азербайджанская ССР. И понеслось! Позже этот процесс назовут парадом суверенитетов, хотя с формально юридической точки зрения все союзные республики и без того были суверенными государствами. Причём речь шла не о выходе из СССР по гипотетически предусмотренной его Конституцией, но детально не отрегулированной процедуре, поскольку Закон СССР о порядке выхода союзных республик был принят с опозданием только в следующем году. Речь шла об антисоветской ревизии советской версии истории вхождения в СССР и пребывания в нём и о восстановлении досоветской государственности...
27 ноября 2021 г.
© Валентин Поляков 2021
Свидетельство о публикации №221112701834