Церковь отцов-пилигримов

«День благодарения», всегда бывший для меня чем-то очень далеким, заокеанским, яркими кадрами из голливудских фильмов и более ничем, в этом году, незадолго до своего празднования, вдруг ворвался в мою жизнь моими размышлениями о его истории, смысле и основателях, и внезапный порыв холодного морского ветра, к моему величайшему удивлению, унес меня вовсе не за океан, а в старинный нидерландский город Лейден, в самом сердце которого стоит прекрасная готическая церковь Святого Петра (Pieterskerk), которую называют церковью (или обителью) пилигримов.

Сначала она была католической, а затем стала протестантской, как и многие нидерландские церкви. Именно там, в этой церкви и в прекрасном, живописном районе, отстроенном вокруг нее, и обитала моя душа все последние несколько дней, как только меня посетили мысли об этом празднике.

Почему? Я не могу этого объяснить. Видимо, это что-то очень глубинное, ибо все эти дни я почему-то вспоминала отцов-пилигримов, их уютную лейденскую обитель, где они постоянно молились, и то, как мне было в ней хорошо – так хорошо, что уходить совсем не хотелось.

Спасаясь от религиозных преследований английской короны, английские пуритане, будущие основатели колонии в американском Плимуте и известного по сей день национального праздника «Дня благодарения», прибыли в терпимые к их взглядам Нидерланды вместе со своим наставником Джоном Робинсоном, где провели целых 12 лет в радушно приютившем их старинном и очень уютном городе Лейдене, в его историческом центре, недалеко от старинного университета, рядом с той самой Латинской школой, в которой учился художник Рембрандт, и местом, где он родился и жил. Где-то я читала однажды, что именно в Pieterskerk были захоронены его родители. Это вполне возможно, ведь отец художника принадлежал реформатской церкви. Но что доподлинно известно, так это то, что именно в этой церкви, среди многих известных людей, захоронен Джон Робинсон, пастор отцов-пилигримов.

В 2020 году исполнилось ровно 400 лет со дня плавания корабля «Mayflower», на котором эти религиозные странники, так желавшие нравственной чистоты, в конце ноября 1620 года достигли берегов Америки, а спустя год, то есть ровно 400 лет назад, они отметили свой первый «День благодарения». Казалось бы, как это было давно! Но так случилось, что история отцов-пилигримов почему-то стала частью моей собственной жизненной истории, а иначе разве пришли бы ко мне эти мысли накануне такого далекого заокеанского Дня?

Я бы очень хотела написать об этом подробнее и непременно это сделаю, как только в своей огромной, но пока еще несистематизированной базе фотографий найду те замечательные кадры, которые я сделала в Pieterskerkhof – удивительно атмосферном старинном районе, окружающем эту церковь, и в самой Pieterskerk, где мне посчастливилось быть в полном одиночестве довольно долгое время. Это был совершенно уникальный духовный опыт, который я запомнила на всю жизнь, и о котором я непременно напишу, когда найду свои фотографии.

Та фотография, на которой вы видите фрагмент этой огромной церкви, не моя. Я лишь откадрировала ее по своему усмотрению. Заснеженной я ее не видела никогда, так как зимой в Нидерландах еще не бывала, да и снег в этой стране очень большая редкость. Но сейчас как раз такое время, когда начинает ощущаться волшебного дыхание Рождества, и потому мне захотелось выбрать именно такую фотографию.

Знаете, я каждый раз удивляюсь, как такая маленькая страна, как Нидерланды, смогла вписать столько интересных страниц в книгу мировой истории! Поистине неисчерпаемая страна… Неисчерпаемая…

И как сильно я тоскую по ней! И как сильно я соскучилась по всем этим уютным hof-ам и таким величественным, таким стройным и, в то же время, таким простым kerk-ам, если бы вы только знали, как?! И как я хочу поскорее окунуться в их спокойную, несуетную, величественную тишину! И как мне в ней хорошо! Ах, если бы вы только знали, как же мне в ней хорошо! Немыслимо хорошо… Неописуемо…

Но… Я все же постараюсь об этом написать…

Да, я очень постараюсь написать об историческом сердце Лейдена, который я очень люблю, и который посещаю каждый раз, как только приезжаю в этот уютный нидерландский город, где соединяются старое и новое русло величественного Рейна, где расположен один из самых старинных в мире университетов, где стоят дом и школа моего любимого художника Рембрандта и где утопает в своей таинственной тишине прекрасная обитель религиозных странников отцов-пилигримов – самая большая и самая красивая церковь Лейдена, Pieterskerk.

О, как мы заблуждаемся, когда думаем, что, путешествуя по другим странам, мы познаем другие культуры! Нет, мои дорогие! Где бы мы не были и что бы не познавали, мы ищем и познаем только самих себя: свой внутренний мир, свой космос, свою вселенную.

Я желаю вашим сердцам непрекращающегося состояния благодарения и всего самого светлого в ожидании волшебного праздника Рождества!


Рецензии