Максуд ал-Лавари переписчик трактата Ибн Сины

Максуд ал-Лавари — переписчик трактата Ибн Сины


Абу ‘Али ал-Хусайн ибн ‘Абд Аллах ибн ал-Хасан ибн ‘Али ибн Сина, или Авиценна (980–1037) — средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма.


Учёный-энциклопедист Ибн Сина успешно занимался почти всеми отраслями знаний своего времени. Известно свыше 450 его сочинений, из которых до нас дошло около 240, в основном, на арабском языке. Круг интересов учёного был весьма широк: медицина, философия, логика, психология, «физика» (т. е. естествознание), астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература, языкознание и др. Но прославился Ибн Сина главным образом благодаря своим трудам по медицине и философии.


Мировую славу принесли ему медицинская энциклопедия «Канон врачебной науки» и философская энциклопедия «Книга исцеления», вобравшая в себя не только вопросы философии, но и естествознания. Переписанное начало сочинения «Китаб ан-наджат» («Книга спасения») под названием «Трактат Ибн Сины о запечатлении и удостоверении» (18 страниц), т. е. «о понятии и о доказательстве» было найдено в 60-х годах прошлого века в сел. Ахты Ахтынского района, Южный Дагестан. Дата переписки известна — 1780 год. Почерк — «дагестанский насх». Известно и имя, предположительно, местного переписчика: «Максуд ал-Лавари», или «Максуд из села Лавар или Левер».


О лезгинском поселении Левер (лезг. Леверхуьр) известно не много. Слово «левер» в современном лезгинском языке не сохранился, и смысл слова остаётся не известным. Одновременно ахтынцы и жители близ лежащих сел и сегодня долину — овраг указывают и называют «Левер-кам» (слово «кам» на ахтынском говоре лезгинского языка означает «овраг»), и место где было расположено поселение Леверхуьр (слово «хуьр» здесь означает «село»). Из рассказов старожилов становится ясно, что жители поселения Леверхуьр переселились в сел. Ялджух около 200–250 лет назад. Кроме того на основе исследованных обломков из поселения Леверхуьр лезгинским исследователем М. Алимовым, было установлено, что возраст самого старого обломка — 1190,3 года, а самого молодого — 109,7 лет. А с учётом того, что леверцы переселились в сел. Ялджух около 200–250 лет назад, предположительно леверцы продолжали посадки зерновых на своих террасных участках в Леверхуьр, и именно этим можно объяснить обнаружения обломка черепицы возрастом 109 лет.


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Фото первой страницы сочинения Ибн Сины (1780 год).


Литература

1. Алимов М. Из глубины тысячелетий – Левер-хюр [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/YWqwg, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.10.2021). — Яз. рус.

2. Алимов М. Уточнение возраста изготовления некоторых обломков керамических изделий из поселения Левер хюр и археологических памятников Мискинджинские 1 и 2 методом химической гидратации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/YWqxD, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.10.2021). — Яз. рус.

3. Мансур Куьреви. Авиценна из пригорода Ахты [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/YWqwJ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.10.2021). — Яз. рус.


Рецензии