Астрахань

                АСТРАХАНЬ
      
       В августе 1991 года я и моя десятилетняя дочь поехали в Астрахань. Там жила моя двоюродная тётка Ольга. У моей бабушки было шесть сестёр, в результате, у нас было много родни по всей России.

       Не всех мы , конечно, знали, но Ольгу знали хорошо, она была майор милиции, часто приезжала в Москву по делам и останавливалась у нас загородом.

       Была она женщиной решительной и категоричной в суждениях, нас приглашала к себе неоднократно.

       Не помню по какому поводу, но у нас не было обратных билетов. Ольга говорила, живите пока не надоест , даже , если весь мир перевернётся, я всё равно достану вам билеты.

      Астрахань- город интересный, он стоит в дельте реки Волги, там Волга распадается на рукава, так что где-то шесть вполне достойных рек, шириной от 100 до 300 метров пересекает город. Все эти реки имеют своё название. Стояла жара, и мы обошли их почти все и везде купались, с нами ходили ещё какие-то дети, тоже родня, уже не помню какая.

      В квартире жили Ольга-майор милиции, её дочь-адвокат Инга и бабушка, как раз сестра моей бабушки. Ольга была своеобразна, она не могла пройти мимо бездомного кота, поэтому в квартире жили пять кошек, три - вьетнамские чёрные, типа сиамских, старый кот Ерофеич и котёнок Мурзик.

       На улицу их не выпускали, лотков никаких не было. Вечерами на вьетнамских находило какое-то весёлое бешенство, они начинали прыгать по верхам мебели, сшибая уцелевшие ещё вазы, висли на оконной тюли.

      Как-то ночью я вышла на кухню и включила свет, всё было чёрным, сначала не поняла, потом оказалось , это были экзотические астраханские тараканы, длиной где-то сантиметров шесть.

      Утром я предложила Ольге - Давай я вытравлю их сама, я умею.

      Ольга пришла в ужас- С ума сошла, отравятся кошки.

      В магазинах не было ничего кроме мойвы, хлеба и рыбных консервов.

      Но, то Ольга, то Инга, приносили с работы, то гуся, то утку.

      А в основном ели помидоры , огромными тазами, в которых обычно стирают бельё. Ну и конечно, арбузы. - Не бойся- говорила Ольга - без чёрной икры не уедешь. Помни с кем имеешь дело.

       Кстати, вывоз икры был под строжайшим запретом, самолёты и поезда обыскивали.  Икра обычно покупалась у рыбаков, которые нелегально ловили осетров.

    Как-то поехали на недостроенную дачу Ольги, она стояла на реке Кутум, мутно-зеленоватой, сонной, со слабым течением и очень тёплой водой. На берегах её цвели лотосы, не могу сказать, что это самый красивый цветок в мире, но некоторое очарование в пейзаж лотосы вносили.

       Плавать в тёплой воде можно было бесконечно,
но кто-то закричал - Шахматка, шахматка ! Я не знала, что это такое, увидела, что около берега полощется какая-то лента в коричневых и жёлтых пятнах. Оказалось, - это разновидность гадюки, весьма ядовитая.

     На участке Ольги росли баклажаны и помидоры различных цветов, ананасные, лимонные - жёлтого цвета, чёрный принц- чёрного цвета. Могу сказать, все эти изыски не к чему, лучше всего у неё были- просто бычье сердце, очень крупные красные помидоры.

     Около её недостроенного дома я обнаружила блюдце с молоком. - У тебя и здесь кошка? - спросила я. - Нет, это Ганеша- ответила Ольга- хорошенькая такая змейка, она здесь живёт. - Она ядовитая ? - спросила я. - Откуда я знаю, я не зоолог. Я содрогнулась, мы с дочерью, в шлёпанцах, всё время ходили по грядкам .

     Всё чаще я напоминала Ольге про билеты, она отмахивалась- Сделаю всё за пять минут. И вдруг 19-го августа грянул путч в Москве.

      Все смотрели телевизор и были в смятении. Мне было интересно, но не более того, я не верила, что со мной и дочкой может случиться что-нибудь плохое. Ольга призналась, что с билетами полная труба, но у неё есть знакомый лётчик, и мы поехали в аэропорт.

       Лётчик оказался симпатичным парнем, сказал, чтобы мы приезжали с вещами через неделю в 10 утра. На четвёртый день я сказала Ольге - Напомни про нас.

      Ольга была возмущена - Это тебе не Москва, здесь не надо напоминать. Человек сказал- человек сделал.

       В честь нашего отъезда был затеян пир , и первый раз появилась осетрина. К сожалению, её сделали по-корейски в уксусе, в результате она мало отличалась от хека.

       Я опять сказала Ольге- Напомни про билеты. Она опять ответила- Это тебе не Москва.

       В назначенный день мы поехали с вещами в аэропорт к 10 утра. Ольга позвонила лётчику, он вышел и сказал - Почему же вы не напомнили. Я уже всех рассадил, мест нет абсолютно. Ольга была обескуражена. Вообще-то майор милиции мог бы и лучше разбираться в человеческой натуре. Лётчик сказал - Приезжайте к 10 вечера. Что-нибудь придумаю.

       Мы приехали в 10 вечера, нам сказали пройти прямо к трапу самолёта.Мы прошли, Ольга была с нами. Из самолёта вышел лётчик и сказал- Мест нет, полетите в багажном отделении. В моём представлении - это было помещение без воздуха. Я замешкалась , а лётчик сказал - Не хотите, как хотите- и сделал вид, что уходит.

      Мы пошли за ним, Ольга вручила ему запакованную в газеты чёрную икру, сделано было в виде футбольного мяча. Лётчик провёл нас в комнату сзади его кабины, там было от силы восемь квадратных метров, и на полу уже сидели человек семь.

 - Вот- сказал лётчик- располагайтесь. Мячик икры взял к себе в кабину.
      Кстати , ему было заплачено , как за настоящие билеты.

     Люди подвинулись, мы сели на пол, я стала доставать из чемодана летние тряпки, стелила под дочь и закутывала её. У нас были здоровые сумки с помидорами и баклажанами. Мне пришлось сидеть на баклажанах, прижавшись к стенке, которая на высоте стала совсем ледяной. Дочь всегда тошнит в самолёте, но в этот раз - нет.

      Через два часа мы были уже в Москве. Лётчик отдал мячик с икрой. Мы уже спускались по трапу , я вдохнула влажный шёлковый воздух подмосковья, оглядела при свете фонарей всё ещё свежую зелень,  дочка вдруг заплакала- Мама, это совсем , как война, да ?

      - Ерунда- это, а не война. Главное, мы дома - сказала я 


Рецензии