Гроза Чёрного моря

                ГРОЗА  ЧЁРНОГО  МОРЯ


До  своего  назначения  командиром  на  подводную  лодку  «Тюлень»  старший  лейтенант  Михаил  Александрович  Китицын  успел  уже  сходить  в  поход  на  ней  к  берегам  Болгарии  и  Босфору  в  сентябре  1915  года  под  командой  Петра  Сергеевича  Бачманова. До  этого  «Тюлень»  совершил  11  выходов  в  море, возвращаясь  на  базу  с  успешным  выполнением  задания. Результативные  действия  подводных  лодок  Бригады  Чёрного  моря  по  уничтожению  турецких  транспортов, парусников  и  шхун  с  углём  в  районе  Зунгулдака  вызывали  серьёзную  обеспокоенность  у  турок, которые  прозвали  русские  подводные  лодки  «гадюками». Участие  М. Китицына  в  одном  из  походов, когда  «Тюленем»  командовал  П. Бачманов, позволило  ему, как  помощнику  командира  познакомиться  с  экипажем  и  с  самой  лодкой  в  действии.

В  октябре  1915  года  он, как  новый  командир  «Тюленя»  повёл  лодку  в  район  Кефкен – Босфор. Всякий  выход  в  море  был  сопряжён  с  опасностью  наскочить  на  минные  поля, подвергнуться  атаке  с  воздуха, быть  замеченным  с  берега  турецкими  батареями, либо  миноносцами  и  крейсерами  противника.
Один  из  таких  походов  «Тюленя»  особенно  запомнился  экипажу, о  чём  писал  в  своём  донесении  М. Китицын. Было  это  в  марте  1916  года  в  районе  Босфора. «Тюлень»  шёл  на  перископной  глубине, и  вдруг  вахтенный  начальник, осматриваясь  в  перископ, прокричал:

«Доложить  командиру, на  ост  видны  дымы!»

Получен  приказ  командира  идти  навстречу, заполнить  водой  трубы  минного  аппарата, открыв  наружные  крышки. По мере  приближения, в  перископ  стали  различимы  контуры  тяжелогруженного  парохода  в  охранении  двухтрубного  миноносца  типа  «Милиет». Большой  транспорт  с  углём – редкая  добыча. Обычно, проходя  Босфор, транспорты  идут  без  сопровождения, а  тут – миноносец  охраны, видно  проводится  какая -то  важная  операция.
Перед  командиром  «Тюленя»  возник  неожиданный  выбор: топить  транспорт  или  миноносец? В  турецком  флоте  было  только 4  миноносца  типа  «Милиет». Нет, всё – таки – транспорт, а  миноносец – потом, если  удастся.
Подводную  лодку  покачивало, шла  на  глубине  20  футов, на  море – сильное  волнение. Однако, миноносец  ещё  ранее  заметил  перископ  «Тюленя» и  полным  ходом  пошёл  на  лодку. Не  медля, Китицын  кричит  в  рупоры, идущие  к  рулевым  горизонтальных  рулей:

«Быстро  ныряй  на  глубину  60   футов!»

Всё  решают  мгновения, неужели  он  протаранит  «Тюленя», но … миноносец  проносится  над  лодкой. Стоящие  в  боевой  рубке, старший  офицер, он  же  штурман, кондуктор  и  командир  облегчённо  вздохнули, сняли  фуражки  и  перекрестились. Вновь  звучит  команда:

«Всплывай, быстро, 20  футов! Правый  носовой, товсь!»

Торпеда  пошла, на  37 – й  секунде  на  лодке  услышали  взрыв. Попадание  пришлось  прямо  между  машинным  и  кочегарным  отделениями  турецкого  парохода  «Дутор»  ( бывшего  австрийского – «Дубровник»). Ему  удалось  дотянуть  до  мелководья, где  он  сел  на  грунт  под  прикрытие  береговых  батарей. Тем  временем, в  глубине  Босфора  стоял  под  парами  германо – турецкий  крейсер  «Бреслау», ожидая  возвращения  «Дубровника»  и  миноносца, чтобы  выйти  в  Чёрное  море, но  свой  поход  ему  пришлось  отложить. «Тюлень», не  обнаружив  миноносец  сопровождения, пошёл  курсом  на  базу.
Севший  на  грунт, «Дубровник»  3  апреля  был  снова  торпедирован  подводной  лодкой  «Морж», когда  с  парохода  сгружали  уголь  на  подошедший  парусник.


За  годы  войны  подводная  лодка  «Тюлень»  под  командованием  М. Китицына  потопила  33  судна, заняв  первое  место  по  количеству  уничтоженных  кораблей, уступив  только  по  их  тоннажу  лодкам  «Кайман»  и  «Волк»  балтийца  И. Мессера. М. Китицын  остался  в  истории  Российского  военно – морского  флота  «подводником  № - 1», его  отличная  служба  была  отмечена  орденами  и  Георгиевским  оружием, производством  в  капитаны  2  ранга.

Примечание:  Больше  о  боевых  действиях  пл  «Тюлень»  и  её  командире  читайте  на  Прозе. ру   очерк  «Субмарина  Стеньки  Разина».

27  ноября  2021  г.                Вячеслав  Прытков.               


Рецензии