Этимология термина Кара-кюре

История Кара-кюре описано в книге группы  авторов как:
К.С.Абасов. Э.А.Гаджибеков. К.С.Кадыров.Махачкала.2011.Это большой и огромный труд, в нашу сокровищницу истории спасибо им за это.
Мы же остановимся на этимологическом значении термина Каракуре.    
Кара-Куре - это один из древнейших поселений Юж.Дагестана. Прежде чем приступить к этимологии термина, мы изучим топонимы и гидронимы окружающих с.Кара-Куре в плане их этимологических значений. Это древнейшие села края как:Усух, Яркил, Ч1еяр, Ч1уру-хур, Урук.   Сунтар-хев и Кара-Куре.  Древние села как: Усух и Кара-Куре сохранились, остальные разрушены.Коротко приведем значения этих  сел.
(Топонимы этих сел).
1.УСУХ-(Усугчай)."У"35 ,буква Албанского алфавита, и читается как "УН", В нашем случае как "УН+СУХ" дословно
переводится (с лезг.яз) как Уна- сух, буквально"колот , уколот, забит", и т.д.
Возможно- это связанно с древней охотой на парнокопытных в этом районе и т.д.
2.Яркил,Яр-кил,состоит из двух частей как:Яр в лезгинском языке имеет множество значений. В нашем случае -это
"Утренная заря", которая выходит из за макушки горы,"КИЛ" - это макушка или "голова"  горы.
3.Ч1еяр,Чеяр,тоже состоит из двух частей,Ч1е и Яр .
Ч1е,это усеченная форма слова "Ч1ехи",в значениях , большой, или факел. Возможно сторожевой факел.
Дословно "Большой-Яр",большой факел для оповещения, сигнальные огни , оповещения между селами и т .д.
4.Ч1уру-хур, имеет значение как "разрушенное село".
5.Урук,Уьруьк,имеет значение как: Уьр - это озеро или колодец с водой,ук,уьк-это окончание слова или имеет,
значение как "в воде"и т.д.
6.Сунтар-хев,состоит из двух частей как: Сунтар-это
имя собственное и другое значение ,"скопление камней",
"Хев"-это "воротник",воротник горы. Дословно получается
"Каменный воротник".
7. КАРА-КУРЕ,      
Теперь приступим к этимологии села.
Имеются некоторые версия как : Тюркское, якобы "Къара-Кюре" - это Черный-Кюре, и арабское Кюре, якобы означающий, земля, леса, вода и т.д.будем считать их не обоснованными, и не выдерживающие никакой критики .
И вот почему до арабов и до тюрков, здесь была своя цивилизация на Кавказе под именем Кавказская Албания
А также свои топонимы и свои гидронимы, если  что...
Выше приведенные топонимы со своими значениями, красноречиво говорят именно об этом. Хотя в народе бытует мнение ,что все эти древние села были армянскими, однако мы в них не обнаружили ни одной армянской буквы. По видимому  данные высказывания связанны с Албанскими буквами на надгробных камнях албанского периода, так как они  идентичны. В селе Куруш Докузпаринского района мы встречаем Албанские надписи на Пире Хаджи Зенги - буба, которые состоят из 13 букв . Албанский, Грузинский и Армянские буквы в алфавитах похожи меж собой, в плане каллиграфии. Мы поддерживаем версию лезгинских исследователей, которые ссылаются на данные как: кюре, куре., это название большой лезгинской реки, и племени "Куринцы,Куревияр". Мы бы предложили исследователям ,хотя бы прочитать и ознакомится с Кавказской Албанией и их основными племенами. Чтобы не возникали лишние вопросы.
1.Термин КАРА-КЮРЕ состоит из двух частей, я бы сказал из двух слов как: Кара, но не как "Къара", это совсем другое слово.
 Кар, Кара, имеет ряд значений как: В первый очередь  КАР- это ед.число.КАРА -это мн.число.(на лезгинском яз.)
1.Кар-это "околыш"
2.Кар-это ободок,чего либо.
3.Кар-это загон для диких парнокопытных.(для охоты).
4.Кар-это загон для охоты на диких животных, (засадная
     охота).
5.Кар-это занятие, дело, профессия.(профес.охотник).
Все эти слова подтверждают ,что в древности здесь в
этих местах занимались охотой на диких животных.
Что и сохранилось в языке и в памяти народа.К стати
о чем и упоминает известный ученый  А-.К Бакиханов
в своем труде. История Ирана .Баку.1848.  он также
упоминал ,что территоря  Кубинского ханства, Самур-
ской долины, Кюринского округа являются древнейшим
населением  Кавказа. А Кара-Кюре,"пригодное дла охоты
место".и т д.
Приведенные выше слова не только подтверждают но и прямо указывают на так называемую "Царскую охоту".
например. Слово околыш означает ,ободок на царском
головной уборе с узором,который охватывает темный
часть головы,(возможно с позолотам). В исторической книге Кара-Кюре об этом упоминается т.е.о царской охоте Албанских царей и т д.Слово "Ободок" в топонимическом плане ,имеет значение как округленная низина. И так что, касаемо первого слова в термине КАРА-КЮРЕ .
Возвращаясь к сказанному, что"Кар"-это в един.числе.
"Кара"-это в множ.числе.(в лезг.языке). По аналогии как:
Кар-крар.
Кыр -крар.(Топоним ,"Кырва"сушествует и в зоне  с.Курум-Куруш, как и в Кара-Куьре ).
Кас-ксар и т. д.
Названия села происходит от корня "КАР"в множественном числе -"Крар".И этот факт сохранился в языке и в языковом материале.Жители села и района село так и называют Крар-хуьр,село Крар, Крар-наме,история
села Крар.На вопрос почему в множ.числе, можно ответить так, потому что село Крар в свое время объединил в себе шесть других выше перечисленных нами древних сел.
Что и сохранилось в памяти народа, и в языке.
2.Вторая часть или слово "КЮРЕ". В действительности исходит от корня "КУЬР",Куьре т.е.от гидронима, названия Закавказской большой реки Кур,Кура,Куьрэ,Куьре, и даже Страбоновского КИР ,это тоже река Кура.
Название Кюр, Кюра, эта форма произношения на арабском или даже на русском ( Кюринское ханство).
Чей бы данное форма  произношение  не было ,она
происходит от смешения букв "У",вернее "УЬ"(лезгин.
буква),на букву"Ю",из других языков,(взаимствовано).
Она не характерно лезгинскому  языку. Про Кюринский язык упоминал и П.Услар,может даже он внедрил эту букву в данный гидроним. Потому что в русском языке буква "УЬ" не существует.
В Куьринском языке и в древне Албанском алфавите практически нет такого сочетания букв как "КЮ",а есть
"Куь".В лезгинских словарях я не нашел ни одного слова
с таким сочетанием букв, например: куьр, куьре, уьл, уьрел, уьлин нене, уьрик и т.д.
Многие сомневаются что, это гидроним. Куьр- это река, Куьре- это название древне  Албанской  племени, взятое от одноименной реки, Кура, Куьр-это икра. А икра бывает как известно только в воде, и в водной среде.
Теперь обратимся к Великому Страбону по поводу этого гидронима.Вот  что он пишет."В центре Иберии находится равнина, по которой протекают реки. Самая большая из них Кир. Он берет начало в Армении, а затем через узкую долину течет в Албанию...и наконец впадает в Каспийское море. Прежде она  называлась  КОРОМ."(кн.11,3,2...)
Здесь мне кажется все, все понятно. Раньше река" Кир"
назывался Кором, на местном, а именно на лезгинском языке это Курум. Более подробно относительно гидронима
Курум, описанно автором ,в этимологии с.Куруш.
(на Алпан-365.в качестве ответаи в кн.Куруш-намэ).


  В данном гидрониме происходит смешение букв,(У на О), в греческом произношении. Дэвид Роль.М.2002.
А слово Курум в лезгинском языке-это источник, родник,
река. В нашем случае название КУЬРЕ, искажена на КЮРЕ.
через другие языки. Должно быт  КАРА-КУЬРЕ а не Кара-Кюре.и т.д.Ответим еще на один вопрос .Как Куьринцы появились в этих местах? В принципе вопрос поставлен неправильно, и вот почему. Эти земли от большой Албанской реки Куьре до горы Эренлар с древнейших времен были всегда Куьринскими. Это подтверждается в источниках, как:
вот,что упоминается в"Албанской книге"(перевода.Я Яралиева 2.раз). "Высокогорные места выше этой крепости("Кве-вар",Дербент.при.АК.),были заняты племенем Куьре." 1995.С.121.Как мы уже подчеркивали название большой  племени Албан как Куьре, берёт от одноименной реки Куьре (Кура в русской форме произношения). От берегов р.Куьре до святого Эренлара,
Это древнейшие маршруты древних скотоводов Албан.
Она связанно прежде всего с районированием природных зон т.е.летом в горы на альпийские луга ,зимой на равнину в Аран и т.д. К стати говоря по этим маршрутам кочевали в древности и дикие парнокопытные.


Гидроним КУРА-очень продуктивен в
образовании топонимов и гидронимом как:
Река -Кура,куьрэ,куьре.(кур,кюр-на Азерб.яз.).
Куьринская  низменность.
Куьринская ханство,(Куьринская област).
Приток реки Терек,в староречья Куры.
Названия Сухо-Кумск,Нефте-Кумск.и т.д.
Кума-маныческая впадина,и река Кума.
Река Большая Курица в  Курской обл.и город Курск.
Куршский залив в Прибаптике.
Реки Куря ,в Мурманской и Куря в Архангельских обл.
и т.д. И так мы выяснили оба слова содержавшие в термине  КАРА + КУЬРЕ. В широком смысле, дословно
это "Место охоты-Куьре".Это и есть этимология, села
КАРАКУЬРЕ.  В заключении сделаем еще одно интересное
заключение как:"Если термин Кав+кас,это место охоты
Касоа (каспи),то Кара+куре,это место охоты Куров(куьре)".
Значит у больших племен Кавказских Албан были свои места охоты как для царской так и для промысловой охоты и.т.д.               
                АКСАРИН.



                ЛИТЕРАТУРА.
1.К.С.Абасов.Э.А.Гаджибеков.К.С.Кадыро.
История Кара-Кюре.(Крар-Наме).сдревнейших времен до
наших дней. Махачкала .2011.С .17.75-79.82.
2.Седрединов А.К. Седрединов С.А. Народные термины
кавказской  Албании  современного Дагестана и Чечни.
Махачкала.2016.С.93.94.
3.Садыки М.-А. Древняя история лезгин и античные
письменные источники.М.1096.С.71.72.Страбон.кн.11,3,2...
4.Бакиханов А.-К .История  Ирана. 1848.
5.Бедирханов Н.В."Докузпара  Кавказского края"С.-П.2010.
6.Бабаханов М.Б. Лезгинско-русский словарь. Махачкала.
     2019.
7.Акимов К.Х. Лезги-урус гафарган.(словарь).Махач.2017.
8.Юзбекова С.Б.Русско-лезгинский словарь.Махачкала.2013.
9.Дэвид Рол. "Генезис цивилизации" пер.с анг.Голова С.
Голов А.  "ЭКСМО" М.2002.
10.Седрединов А.К.Куруш-намэ.Махачкала.2001.С.234,236.

11.Яралиев Я.А.Алупанская(кавказско-албанская)письмен-
ность и лезгинский язык.Махачкала .1995.С.121.
12.Полевые материалы:Седрединова А.К.и Абасова К.С.


Рецензии