Туве Янссон женщина-гладиатор

Женщина-гладиатор или юбка-клёш

В августе сорок первого над Балтикой летали «итикат» / «комары», так называли советские самолеты-бомбардировщики местные, жители Финляндии. Туве вернулась с семьей из города Порвоо на остров Пеллинки, что в пятидесяти километрах восточнее Хельсинки. Автобус в городе бомбили, самолеты летали туда-сюда, Туве уже стала привыкать. Поначалу услышав их гул, она бежала в туалет-скворечник во дворе, чтобы спрятаться. Это было по-детски. Вообще двадцатишестилетняя женщина производит впечатление немного инфантильной. Она с юных лет была вовлечена в «семейный подряд» - художнический труд и вероятно, слишком ушла в свой мир. Это было профессиональное занятие всех членов семьи. Своего рода артель. Отец скульптор работал в ателье, мать рисовала, брат, друзья и почти вся артистическая компания неистово трудились.
 
Фотограф Эва Коникофф тоже была «бойцом» на художественном фронте. Когда она покинула Европу, Туве стала писать ей длинные письма-дневники и рисовать ее. Туве писала много и подробно, описывая детально, что происходило в первые месяцы войны на архипелаге Порвоо. Рассказывала, кто погиб из знакомых художников на фронте. Делилась мыслями о своем чувстве к жениху Тапсе. Он в то время был на войне. Туве боялась его потерять, но в ее описаниях взаимоотношений с мужчиной, который может стать ее мужем, сквозит слишком много рассудочности и чувства долга. Она должна несмотря ни на что любить его сильнее, чтобы он выжил!

В конце лета Туве перекупалась в море и простудилась. Лежала в постели, писала Эве, глядя на дрожащие от ветра березы за окном. Их листву она сравнила с зеленым шелком комбинации, по-фински это прозвучало как шелк «нижней юбки». В это же время она работала над портретом уехавшей подруги. Ее изобразила полураздетой, в той самой «комбинажке».

В письмах военного времени Туве не позволяла себе эротических намеков. Об этом она будет писать позже, и очень смело.
 
Сейчас образ подруги получился более мужским, чем следовало. Вышел какой-то гренадер в нижней юбке! Интересен антураж: музыкальный инструмент, клетчатый пол в стиле домино и ткань с множеством белых летающих предметов, то ли птиц, то ли самолетов-комаров.
 
Вражеские бомбардировщики пролетели однажды стаей «крестов смерти» над купающимися молодыми женщинами. Туве выскочила пулей из воды, некоторые девушки ушли под воду, нырнули поглубже. Летчики пролетели очень низко. Так низко, что Туве увидела смеющееся лицо молодого пилота. Так они заигрывали с девчонками, но слава богу, покружили и ушли восвояси.

Туве возненавидела этот мужской мир, мир войны, именно в это лето. Придя домой, она сгустила краски, работая над портретом Эвы. Женщина должна быть гладиатором!
Однако получив ответ от подруги с рассказом о солнечной Америке, нарисовала Эву в цветном модном платье, пляжной шляпе и с кучей экзотических фруктов. Ноги кулачного бойца под юбкой солнце-клёш стали вполне женственными.


Коллаж мой: письмо Туве Янссон Эве Коникофф, август 1941, ее портрет этого же периода и мои аналогии. На солнце два комарика, теперь понимаю, почему. Вообще философии дзен много, в 44 году появятся и ее прямые выразители, сами мумики. Для меня пока загадка: почему на солнце нарисованы два комара. Если это самолеты и война, то значит точно дзен-буддизм!

"Itikat, venalaiset pommikoneet то есть комары, русские бомбардировщики"- привожу цитату на финском из сборника писем Туве Янссон. А то ведь у нас их называли "сталинскими соколами" или "боевыми чайками". Не знаю, может комарами обзывала их Туве из-за цензуры? Все ее письма проходили через военную цензуру, удалялись реальные названия географических пунктов.

***

Примечание мое: в инете на русском есть книга, изданная в 2009 году издательством "Амфора" с названием "Письма к Кониковой" перевод Брауде.

Я посмотрела, но вижу "большую разницу", как говорят в Одессе, с оригиналом самих писем. Они изданы на шведском и финском - источник мною указан.

В чем же разница? В издательстве Schildt&Soderstroms письма отсканированы с рисунками автора. Тексты писем обязательно с датами, примечаниями и так далее.

Правообладатели есть на всю продукцию мумитроллей и на биографические материалы Туве Янссон.

Можно использовать их не заключая договор на получение лицензии при условии, что цель не влечет получение коммерческой выгоды. Можно использовать имена персонажей, цитаты.



Источник: Kirjeita Tove Janssonilta. Tm. B.Westin, H.Svensson. Schildt&Soderstroms 2014


Рецензии