Мне очень повезло с учителями в школе

" Мне  очень повезло  с  учителями  в школе "


Начало. Часть первая

Не то, что прям  со  всеми.   Вот терпеть не  мог  на духу  химичку,  имя забыл, помню, что  величал ее про  себя  христофор колумбовна (по отчеству  была христофоровна),  редкостно  отвратная была.   И не  потому, что  фамилия заканчивалась  на  -ян, просто надень на ее  лицо  каску  немецкую, вылитый  фриц.  Очень  жаль, что  такой  интересный  предмет  как химия, остался   для  меня  "темным  пятном" из-за  такой  преподающей.   Или же,   историчка в  седьмом  классе,  еле  умещающая  на  двух  стульях.  Вершина  человеческой  глупости  и тупости.  Как она рассказывала  урок.   Видимо, в  каждом  из  классов, в  котором  она " несла " знания, у  нее были  любимицы,  которые  сидели на  первой  парте, впритык  к  ее   столу.  В нашем  классе  такой любимицей   ее  была   круглая  троечница, под  стать  ей. И, когда  она собиралась  начать " рассказывать" новый  урок, любимица  аккуратненько  разворачивала  учебник, с  который  она  и   читала, периодически  делая  паузу, чтобы зевнуть. Зевала, демонстрируя  нам , что  на  память  вспоминает  урок.
И  однажды  мое  сердце  не  выдержало
Расскажу почему, чуть  отступя.
...Утро начиналось с того, что  выходя  из дома в школу, ступал  на  проспект  Нариманова, напротив  Политехнического  в  киоске  накупал  газет, на  деньги, которые  родители давали на  коржики-бублики в   школе.  И, счастливый от запаха  свежих газет, следовал  в школу, где на  перерывах  и " поглощал " все  газеты   от корки до корки.
Наш дедушка  долгое  время  возглавлял  кафедру " История  КПСС "  в   АПИ Ленина,  ныне   имени  Туси.   Каждую  субботу и  воскресенье   с   Чиной  мы гостили  у  него. C  ранней  школьной  скамейки  были  подкованы  с  братом, чтобы  наравне  дискутировать  с  умницей дедушкой  обо  всем  на  свете.  Попробуй  тут  не  владеть новостями за неделю.  Тут  был  и  меркантильный  интерес   Дедушка был  рад, что  такие  начитанные   у него внуки  и, когда  мы  возвращались домой  к  папе  и  маме, каждому из  внуков  вручал  по  5-10  манат.   Для   нас-баснословные деньги)
Так что, знали  мы много,  читали  много, помимо  и газет.
Не знаю, как  сейчас, но в те  времена  были     учебники и для  преподавателей, тот же  предмет, но написано  несколько по  иному.    Я  просил  маму, чтобы она  покупала нам  и эти  хрестоматии, наряду  с  учебниками,  не  потому, что  старались  стать  круглыми  отличниками, отнюдь.   Просто было все  интересно-  по истории (которую  знать нам  сам дедушка (  не  Ленин, наш) велел  знать), литературе, точным  дисциплинам. 
Ну, так  вот.  Однажды, моя  душа революционная не  выдержала,  в очередной  ее  затяжной  зевок  при  сказе  нового  урока, встал  и  обратился   к ней :" филанкяс  филянкясовна (  настолько  учительница  была  проходным  эпизодом, что  и  имя  совершенно забыл ),  во-первых,  к  уроку  надо  готовиться  дома, а не  читать  из учебника, который  мы  сами дома  будем  штудировать.  Во-вторых, вы не  высыпаетесь дома?   На  каждом  уроке вы только и делаете , что  зеваете, вызывая  отвращение  к  истории.  Лучше,  расскажите что-нибудь  познавательное. Например, как  вы  учились в школе. Троечницей, наверняка,  были?"
Попросила  меня из  класса, я  с  удовольствием  вышел  (  какой резон  было  сидеть на таких  уроках), а  на   следующий день  мне  одноклассники  сказали, что  она  вся была  пунцовой  от негодования  и...    
Вы  когда-нибудь  видели  в классном  журнале  для  оценок   две двойки в одной   клетке?)) Это  вообще  возможно?
Она, при  всей своей  глупости, включила единственную  извилину, поставив две двойки  в    одну  клетку.
После  уроков  я подошел к ней на  улице  и  сказал  единственное : "  Не дай  Творец  никому   безграмотного  учителя  как  вы.  Надо  привести  комиссию (как тогда боялись    комиссии) и  проверить,  вы  вообще знаете   свой предмет? ".  Пошел  к директору,  Allah  r;hm;t  el;sin, мировой   человек был, Шюкюр  муаллим,  рассказал, что к  чему. И дома рассказал, и дедушке  при  встрече.
Долго же она  потом аккуратно затирала  эти  две  двойки в одной клетке, чтобы  не испортить  классный журнал.  (  100  процентов,  у иных, читающие  эти строки,  сложилось мнение, что  " да ну,   такого  ученика"   
   Ученик  был хороший, другой  вопрос,  что  на все  имел  несколько   нетривиальное  мнение )
По   истории  у  меня  неизменно было  пять.
Вспомнил  этих  вот    химичку  и  историчку  к тому, что не  все  учителя  были  прям  так  образованы и  хорошие.
Чтобы не  казаться   пристрастным ,  был  у нас    по истории   Лев  Николаевич  Еганов,  педагог  от Бога,  который излучал  столько  добра и  света, представительный, с  красивой речью, умница.  Его  любили и  ценили.
Много, очень  много  хороших у  нас было  учителей!  Не  чета  тем двум  гражданкам.   И  Нина  Николаевна Озерова, которой  бесконечно  признателен за то, как она  нам  преподносила  литературу  и  русский  язык,  и  Тамила  Багировна, по  тому  же предмету,  и  Лев  Григорьевич по  физике, наш  классный  руководитель,  и  Алина  Семеновна , наш  завуч.  И многие-многие.
А  хотелось  написать  о   двух  моих  преподавателях в  школе, память о  которых  останется до конца дней.
У  вас были такие  учителя, по которым  вы, после окончания  школы, долго еще  скучали ,вспоминаете  c чувством  огромной  признательности, благодарности?  За  их  человеческие  качества, за  их  отношение  к  ученикам?    Такие   учителя, с  которыми , встав  взрослыми, вы     про  себя   подумали -  с таким  человеком я дружил бы всю жизнь?
Мне  в этом  повезло. О двух  педагогах нашей  школы,  я и хотел бы  рассказать.



Продолжение. Часть вторая


... В  один  из  будничных последних дней октября 1976 года, когда жара уже  спала, за окнами быстро и  уныло темнело (учились  мы  в  восьмом   во  вторую смену)  в  класс  вошел  невысокого роста, хрупкий телосложением  и    ничем не  примечательный  человек.  По  расписанию  был  урок  истории, он  и  представился  учителем, который  нам   будет   преподавать  эту  самую  историю.    Класс равнодушно  отреагировал, что тут такого, еще  один из  новых, коих уже много было  за  школьные годы. 
Это  потом  мы  узнали, что приехал  он  к нам  из  Запорожья, откуда  вслед    шли  письма  от  его  учеников, которые просили, умоляли   вернуться  его  к ним (он  как-то  принес  эти  письма  на  урок  и  читал нам  строки из них. На  которые  мы, естественным образом,  возражали " а  мы  Вас никуда не отпустим") ,  что  он   муж Марьи  Яковлевны, довольно-таки  красивой, спокойной, доброй   преподавательницы по  математике ( она нашего классу не преподавала).
Представился он как   Михаил  Маркович, познакомился с  классом и...   
И  сейчас, спустя  столько -столько лет, перед  глазами   его первый  урок.   Он был посвящен  закреплению  знаний  из  предыдущего года, тому, как  большевики ( герои  советского периода)  убили  заклятого  врага.  Заклятый  враг   это  царь 

 
Он начал рассказывать  урок  и  каждой последующей  фразой  все   с большим  интересом  мы  слушали   его.  Столько  эмоций  в  голосе,  тембр  меняется в зависимости от  сказанного.  В   один  момент  он  махнул  двум  мальчикам  из  класса, мол, выйдите  со  мной в коридор.  Мы  все  прям  напряглись-  что дальше?!  Спустя  минуту  он  вбегает  в класс и...  Никогда не догадаетесь, что он сделал.    Он полез  под учительскую  парту  и  начал  плаксиво  восклицать : " Что  мне  делать, ну  что мне делать?! Они  убьют меня, они расстреляют  меня !! "  В  это же  время  наши   те двое  однокашек входят в класс. И не   просто  входят, а в  унисон,  чеканя  по военному  шаг и  у  каждого  из них на плече  по палке)))  Они  подходят к  учительской парте, вскидывают с плеч  армейские  винтовки ( те  самые палочки)  и  громко  орут " пиф-паф, пиф-паф "))
К  чертовой  матери  расстреляв царя. Михаил  Маркович  выполз  из-под  парты,  хватается   за  сердце  и, взглянув  на
 своих  красноармейцев -убийц  печальными   глазами, распластался на  полу...
Испытать шок   это мягко  сказано))    Нам бесконечно  было
 жаль  царя.  Который  так  неуклюже, подобрав ноги, лежал убитый  на  полу  под  черной школьной доской.   Нам хотелось   вскочить   и  этими  самыми   палками   надавать  нашим же классным товарищам, которые  вот так безжалостно  расстреляли царя))!  Михаил Маркович  проинструктировал  их  в коридоре: чтобы  получше изобразили  чеканный  шаг  красноармейцев   да  и  погромче  орали это  самое "пиф-паф". 

Михаил Маркович  встал, некоторые  вскочили из-за парт, подбежали  к  нему, чтобы    убрать    костюм от  пылинок.  Потом  мы  все  смеялись,   похлопали  ему,  Михаил  Маркович  тоже  смеялся  вместе  с нами, радовался тому, что смог  увлечь  нас  своим  рассказом.
И  все.  Все!
  Михаил  Маркович завладел  нашими  сердцами, взял  нас
" с потрохами ",  на  том  самом его  первом   уроке   мы  полюбили  и   историю, и  Михаила  Марковича, и   царя, и красноармейцев, и  белогвардейцев, и  даже сам  учебник  по  истории  с прозаичным  изложением, который до  того дня  и  открывали то с ленцой  ...

Завершая...    Часть  третья

...  Так, весьма  интересно, занимательно, и проходили уроки  Михаил Марковича  по  истории.   Почти  каждый урок это было  театрализованное  представление  с  участием  учеников.  Каждый из нас мог стать  то боярином, то   Степаном  Разиным, то  Лениным, то   царем, да  мало  ли  кем.   Живые, впечатляющие, запомнившиеся на  всю  жизнь  уроки.
Раз  или два  в  месяц  Михаил  Маркович отступал  от  истории. И задавал  темы, такие, к  примеру , как : " Как  Вы поступите, если на улице  мальчик  обижает  девочку?".   Он просил  обыграть  как бы реальную   сценку  и наше  поведение. Мы  излагали  свой  возможный поступок в  письме, это занимало  минут  10-15, потом  Михаил Маркович  зачитывал наши  " линии  поведения "  и начиналось  бурное обсуждение.
Я  точно помню  и  сейчас  начало  своего  рассказа  на эту тему.  "  Летом  на  каникулах, я  проходил  около  кинотеатра " Мир"".      А  помню вот почему.    Мне было  " ленно "  написать название  кинотеатра  на три  буквы по-длиннее, к  примеру " Октябрь"    А  " Мир " (самое  короткое  название  из всех  кинотеатров  Баку) в  котором то и не был никогда, далековато от проспекта  Нариманова  располагался.  " Мир " так  мир.
Михаил  Маркович  взял в руки  листок  с   моим рассказом, как прочел  вслух  первую строку,тотчас  воскликнул: " Вот  видите, с  самого начала  Азад говорит о том, что  какая бы  ситуация не была , она  должна быть  мирной, закончиться  миром".
Вот  этот   самый " Мир " принес  в дневник  очередную  пятерку.
Впрочем, о  чем  это я. 
Скажите,  когда  Вы  учились  в школе,  был ли такой  предмет, когда  весь  класс, абсолютно  все  получали  по  нему только  Пять?  Скажите-нонсенс, так не бывает.   У нас было  так!   И устоявшиеся троечники  по  другим предметам, и   хорошисты, и отличники -  все  по истории  Михаила  Марковича  имели пять.  Не потому что  все  только и делали , что  специально  учили, нет.  Он настолько  ярко, с большим   воодушевлением  преподносил  каждый  урок, который  мы  слушали, не желая  пропустить  хоть слова, что  все  легко запоминалось и оставалось  лишь  пересказать  услышанное. Но, рассказ  урока  ММ   прерывал  всегда  на  самом  интересом  месте, дома  непременно  открывался  учебник, чтобы   удовлетворить любопытство-чем же завершилась  вся  эта  история.

ММ   был  наш  гений,  добродетель  и Друг. 
Не знаешь  урок  по каким-либо причинам, не  страшно, подойди до начала занятий  и  скажи  Учителю , что не готов. И  не  надо было добавлять, что  в  следующий раз выучишь  и  старый и новый. Он  знал, что непременно  будешь знать-  ученику  самому   интересно.
Вот  такой  у нас был  класс-отличник  по истории  в  год  Михаила  Марковича. Наверное, и  в других классах тоже.

Закончился  восьмой  класс, своего  рода  выпускной для тех лет. Собрались  классом  дома  у одного  из  одноклассников. Естественно, мы  желали  видеть и  Михаила  Марковича.  Взял такси и поехал к нему домой.  Жил  он, если  память не  изменяет, на  Кецховели.  Это был такой дом, когда  поднимаешься на  второй  этаж, там  длиннющий  коридор   и  множество  дверей  квартир.   Все жильцы  квартир выходят  в этот  коридор, чтобы пройти  до единственной  выходной  двери лестничного пролета,   спуститься  на  первый  этаж и далее на   улицу. ( причину  столь  подробностей  о доме Вы  узнаете  чуть  позже)
Мария Яковлевна, супруга  ММ, встретила  радушно, пока   наш  учитель одевался и прихорашивался, попил  и налитый  ею чай.  ( В предыдущей  части  я  говорил, что  Мария  Яковлевна  также  преподавала  в нашей школе-математику, но  не нашему классу)       Мы  поехали  с  ММ, весь  класс  встретил  его  очень тепло, обнимали, просили  подольше  побыть с нами.   Михаил  Маркович  пол-вечера  веселился  с  нами, говорили тосты с лимонадом  в руках ( может ,и  с  вином; -память  отшибло).
Памятный на  всю  жизнь вечер.

1   сентября  девятого  класса  принесло  Такое огорчение!  У нас отняли  нашего  Михаила   Марковича. Отрядили  делегацию к директору, чтобы  историю  нам  преподавал только он. Все  уговоры были безрезультатными, директор и завуч  поясняли, что  все уроки  уже распределены между  педагогами  и менять сложно.   Да  и  все  классы  просятся, где  он преподавал.
Вот  так нам  катастрофически  не повезло.   Мы   потеряли  многое-  и живые  замечательные  уроки.  И, потом только  осознал, те  нравственные   категории, которые нам преподносил  наш  Учитель  через те   самые "неисторические" занятия, когда  мы излагали  собственные  мнения по  той  или  заданной теме.
Если  выдавался  свободный урок  у нас, шли  на  занятие  Михаил  Марковича, будь он  на уроке  в  шестом  классе  или десятом- просились   и  слушали  и  слушали  его  урок.

Закончилась школа, кто поступил  в  ВУЗ, кто  готовился служить, словом, новая жизнь, новые друзья, новые  послешкольные  впечатления.
А  в  1980  году...
Человеческое любопытство... Оно такое  растяжимое понятие.   Может в   одночасье привнести  в жизнь человека  такие  дивиденды, а  может  и  привести  к  фатальному  исходу.

Как так  получилось, что в  Советское  время в одной из таких  квартир находилась  штаб-квартира  фальшивомонетчиков, ума не  приложу. С обстановкой, сейфами, печатным  станком  в одном  из  сейфов.  В  тот день  в той  квартире  что-то  " партнеры " по бизнесу  фальшивых  купюр"  не поделили.   Была ругань, шум  и  стрельба.  Стрельба   продолжилась и в том  самом   коридоре. 
Михаил Маркович услышал  выстрелы  и  открыл  входную дверь  квартиры  полюбопытствовать, что  же  происходит.  За ним  в дверях стояла и   Мария  Яковлевна.  Двое  убегавших  по коридору  заметили  стоявшую   супружескую  пару и, видимо, по  инерции  пустили  пули  по  ним. Мария  Яковлевна  была  очень тяжела  ранена, пуля вошла  в   позвоночник  и сделала  ее  калекой  навсегда. А  Михаил  Маркович... Он  умер сразу...  Рок... 
Сказать, что  эта новость  ошеломила-это  не  то слово. Очень  долго было   опустошение  на душе, невосполнимое  чувство  утраты.    Мы потеряли   нашего  Михаила  Марковича.
Лучше он не приезжал бы  в  Баку из  Украины... Лучше не приехал бы.  Его  гибель стала    в  моей жизни первым сильнейшим психологическим ударом.
 
Вот  и  все  повествование о нашем  Михаил  Марковиче.
Одном  из двух  самых  моих  дорогих  сердцу  и любимых  учителей.  Который  беззаветно  любил  всех  своих  учеников и  которые  сполна отвечали  ему  взаимностью.


Рецензии
А я училась в бакинской школе №36, что стояла в Арменикенде, рядом со школой №47.
И тоже не любила учительниц химии и истории.)))
Но были и любимые! Была Первая учительница, Валентина Александровна, которая была любима безумно всеми учениками: мы дрались за право держать её за руку, однажды даже ноготь сломали.))) Она и на судьбу мою повлияла: познакомила меня с учителем-коллегой, с которым я потом прожила 35 лет и родила пятерых детей.

А вот в отношении Вашего дедушки получается неувязка. Ведь Вы учились в советское время? Но в то время не было манатов, были рубли. Как же дедушка давал Вам манаты?
Или я что-то не поняла?

Инна Люлько   16.12.2021 08:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Инна.

Благодарю))

насчет " неувязки ")) Во все время советский рубль в союзных республиках зачастую именовался так, как и именовался местным населением. Более того, на рублях были написаны названия с номиналом на всех языках союзных республик. В Баку говорили и рубль, зачастую и манат. По традиции от бабушек и дедушек.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:1_советский_рубль_1961_г._Реверс.jpg

Азад Абасов   13.01.2022 22:19   Заявить о нарушении
Подскажите, среди Ваших рассказов есть о Баку?

Если пожелаете, могли бы публиковаться в созданной мной Группе
у нас благородные читатели и хорошая атмосфера

http://www.facebook.com/groups/441380914084011

Азад Абасов   13.01.2022 22:23   Заявить о нарушении