Герника Пикассо и фильм Кустурицы

 Его называют балканским гением. 24 ноября знаменитому югославскому и сербскому режиссеру Эмиру Кустурице исполнилось 67 лет.

Эмир Кустурица закончил факультет кино и телевидения Академии искусств в социалистической (в то время) Чехословакии. К слову, там же учился легендарный чешский и американский режиссёр Милош Форман.
 
 В 1978 году режиссер создает короткометражную картину «Герника». До этого вышли фильмы «Часть правды», «Осень», но именно «Герника» представил Кустурицу как знакового режиссера своего времени.  После выхода фильма его имя стало известным в кинематографическом мире, а на фестивале студенческого кино в Карловых Варах картина получает первый приз.

 В короткометражной ленте показан фрагмент жизни интеллигентной еврейской семьи на фоне 1937 года. Режим генерала Франко при поддержке итальянских и германских фашистов, начавшаяся антисемитская кампания.
 Сценарий написан на основе рассказа сербского писателя Антоние Исаковича «При чём тут Герника?»

В фильме Кустурицы знаменитый антивоенный манифест Пикассо не то, что «при чём», но отражает суть происходящего и является главным действующим персонажем.
 В самом начале фильма мальчик с отцом –профессором ходят по выставке 1937 года и останавливаются перед «Герникой».

Ребёнку непонятно, почему на картине отдельно изображена свирепая голова быка, и уж тем более не понять, что это символ зверствующего фашизма, а лица мужчины и женщины с открытыми ртами, упавший воин со сломанным мечом олицетворяют ужас и безысходность, которые охватывают человека во время бомбёжки.
 
Летящая вниз голова воспринимается на психологическом уровне депрессивно, как и полуприсевший под ней человек, который движется не вправо, а влево. Таких композиционно-психологических нюансов много, они не могут не воздействовать на взрослого или ребёнка в эмоциональном плане. Поэтому мальчик всё-таки понимает картину. На метафизическом уровне.

А нелепость дел человеческих продолжается. Однажды утром малыш узнаёт, что он вместе с родителями обязан носить желтую ленточку на рукаве, так как по уверению его отца, они якобы вступили в особый клуб.  А еще их семье лучше покинуть город, потому что у них «большие носы и курчавые волосы».

Создавая «Гернику», Пикассо выполнял заказ от испанского правительства. Он создал огромное полотно с помощью минимальных средств, в монохромной гамме, в технике коллажа. Простыми средствами художник выразил всю ненависть против машины смерти, созданный человеком. Протест против Зла.

Запомнив огромное полотно, от которого исходила какая-то угроза и Зло, - мальчик решил противостоять Злу. По-своему, по-детски. Он тоже создает коллаж, но из семейных фотографий, а чтобы «зло пресечь», - вырезает из всех портретов «большие носы».
У каждой страны своя память об этой страшной войне.

И у каждого художника свой язык.  Пронзительный повествовательный реализм Аркадия Пластова в полотне «Фашист пролетел», жуткие символы «Герники» испанского художника-кубиста и созданный почти сорок лет спустя одноимённый фильм югославского режиссёра в духе авангардного кино.
Во всех работах – война с близкого расстояния. Её мрак, жестокость, бездушие. А фильм Кустурицы показывает нелепость войны через мировосприятие маленького ребёнка.
Без пафоса и глубоко.


Рецензии